Alek-SandrВот что пишет об этом Прп.Григорий Синаит:
Каким образом следует совершать молитвуСоломон сказал: Утром сей семя твое — разумеется молитвы — и вечером не давай отдыха руке твоей, чтобы молитва, имея случайный перерыв своего постоянства, не лишилась [заслуженного] жребия в час услышания, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее (Еккл. 11, 6). С утра, сидя на скамье вышиной в 3/4 фута, принудь ум из места начальствования, [или из головы], сойти в сердце и удержи его в нем. Поникнув же головой как бы от утомления, а в груди, плечах и шее [от напряжения] испытывая чувствительную боль, мысленно или душевно восклицай непрерывно: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Затем посредством самостеснения и утруждения часто и как бы со скорбным расположением духа всегда имей вкушаемыми постоянно наподобие одной пищи три имени, [только что упомянутые]. Вкушающие меня, говорится, будут алкать еще более (см.: Сир. 24, 23). Переведя ум на другую половину молитвы, говори: Сыне Божий, помилуй мя.
Нужно в православной аскезе и физическая напряжённость во время молитвы. Даже в этом молитва отличается от медитации.
привычные для меня тренерские занятия говорят именно о необходимости физического расслабления для возможности последующей реализации своих намерений.
Как вы увидели изцитаты, физическая напряженность не мешает молитве, а наоборот, помогает.
Психическое, волевое напряжение должно постоянно сохраняться, а физическое напряжение приводит лишь к остановке и невозможности максимально эффективных действий.
То напряжение психики, которое присутствует при медитации, в том числе и в дзен, служит, на самом деле, духовному расслаблению... Вспомните, что есть в боевых единоборствах идеал движения? Это пустое сознание, это такое состояние, когда движение идётнеотнашей личности, а из пустого, слившегося с вселенной, сознания, и даже из У-цзы, т. е. из Небытия. Т. е. когда движение идёт из подсознательного, слившегося с Космосом (а на более высоком уровне бойца - с У-цзы (с Великим Ничто)). Это ли не есть предельное духовное расслабление? Это ли не есть расслабление, ведущее к растворению личности в безликом Абсолюте, т. е. духовная смерть личности? А в Христианстве Личность человека - это самое высшее, что сотворил Создатель, и для сохранения и спасения нашей личности требуется молитвенное Усилие, которое есть Тотальное Напряжение духа, души и тела, как единого целого, т. е. Личности. Личность в Православии, в отличии от "Востока", есть единое целое, и нельзя молитвенную практику строить аналогично медитации, где "спасается" лишь душа для дальнейшей реинкарнации, а тело погибает.
Ещё раз повторю, что психофизиология медитации есть полное духовно-физическое расслабление (где даже концентрация и напряжение служат всё той же цели - расслаблению), засасывающее Личность обратно в Небытиё.
А Христианство - это совершенно другое.
Мог бы посоветовать прочесть прекрасную книжку "ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ и восточные и оккультные мистические учения", автор которой, о. Вл. Елисеев сам прошёл весь восточный путь на очень глубоком уровне (в том числе внешние и внутренние боевые единоборства). Будет интересно.
http://www.psylib.org.ua/books/elisv01/index.htm