И никогда не понимал, как это возможно - что не имея общения с Христом (во всяком случае, не идентифицируя то, с чем они контактируют, как Христа), они, однако, получают результаты... очень похожие на то, что мы, вообще-то, полагаем следствиями контакта с Богом.
А вот что ответят такие, как Neovit, верующие в спасение только через Христа?
Каково соотношение исихастского Богообщения и просветления не-яшников? Как получается, что некоторые признаки совпадают, несмотря на то, что не-яшники не в курсе про Христа?
Anarsilme, нет ничего удивительного в похожести описаний состояний просветления благодатью Духа Свята и состояний просветленных иными духами. Известно, что лукавый способен подражать Христу и благодатным движениям Духа Свята. Известно, что лукавый может явиться в образе ангела света и даже Христа. Об этом свидетельствуют отцы и предупреждают тех, кто устремляется к созерцанию.
Вы подметили совпадение некоторых признаков в описаниях духовных состояний и почему-то на основе этих словесных описаний делаете вывод о совпадении внутренних состояний. Апостол Павел и вслед за ним святые отцы говорят о том, что состояние восхищения к единению с Богом не изреченно и не описуемо словами. Так разве можно на основе словесных описаний понятиями земного бытия сравнить неописуемое Небесное бытие во Христе?
Враг единения со Христом, если видит, что услаждение грехом, уже не привлекает подвижника, применяет тактику иезуитов - быть внешне во всем похожим на то, к чему склонен подвижник, увлекая его внешней схожестью и постепенно уводя от Христа. Поэтому исихазм без веры во Христа я называю иезуисихазмом.
Чем тоньше духовные движения подвижника, тем тоньше и незаметнее подмены. Вы подметили много схожестей во внешнем, включая образ жизни и молитвенную технику, но подметить различие внутренних состояний может только тот, кто познал и то, и другое. Отец Софроний, имевший, как он говорит "горький восточный опыт" и опыт созерцания Света однозначно говорит о том, что видение Бога, как Он есть, не доступно без веры в личностную Святую Троицу. Ни тонкая мудрость, ни широта, ни глубина ума не приближают к Богу. Но только верою и смирением открываются врата Царства Небесного. У "не-яшников" нет ни веры, ни смирения, ибо смирение есть единение со Светом Христовым.
Вот я говорю Вера, Христос, Слава, Смирение, Единение, Любовь, Вечность. Эти слова долгое время для меня были пустыми, не наполненными опытом переживания. Что есть Слава Христа? Апостолы видели Славу Христа - что они видели? На это нет ответа словами, если не иметь опыт восхищения Единения во Христе и не видеть Славу Христа и не ощущать смирение Христово. И при этом Я не исчезает, как у не-яшников, а, наоборот, Я осознает свое Я в ином бытии - в единении со Христом с единой волей Отца.
А что созерцают без веры во Христа? Абсолютное ничто и не-Я. У меня был подобный опыт. Господь показал мне это ничто и не-Я. Оно обладает притягательной силой подобно черной дыре, засасывающей все, что попадает в сферу ее влияния. И казалось, что и это есть нечто.божественно абсолютное. И наверно я так бы и считал, если бы Господь не дал опыт вкушения Жизни во Свете, после которого абсолютное ничто пугает смертельным бытием вне Жизни. Слава Богу, что Он дал мне познать оба состояния и уберег от увлечения иезуисихазмом.