Исихазм

Автор Тема: Как преодолеть эго?  (Прочитано 48752 раз)

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #60 : 23 Сентябрь 2014, 20:57:09 »
Эго - это Я-центризм. Любовь - это жертва собой,то есть отречение от эгоцентризма. Когда человек будет готов отдать жизнь за другого,тогда ему и открывается Бог. Святые ежедневно "умирают" на небесах за нас грешных, ибо по другому наши молитвы к ним,не исполнить пред Богом.
Храни вас Бог!

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #61 : 23 Сентябрь 2014, 21:14:52 »
Цитировать
В православии - преодоление эго - важный, но один из этапов восхождения...

Видите ли, для меня эго, эгоизм четко ассоциируется с грехом. Что эгоизм (гордость, самолюбие) - это и есть основа, суть греха. И я не понимаю, как при отсутствии эгоизма можно грешить.
Может, именно тут я не прав? Может, человек, который "не-я", грешить вполне себе может?
А то вон посмотрите, какие они благостные, не-яшники. Поверхностным взглядом греха не увидишь.

Если понимать восхождение как прямолинейное движение к Богу, то возникает образ лестницы, где есть верх и есть низ.  И вот, достижение верха может восприниматься сознанием  как освобождение от греха. Но это может быть всего лишь освобождением от грубого эгоизма, от грубых его проявлений в человеке. А вот тонкие проявления эгоизма не так заметны, они скрываются в нашем мышлении, подчас даже человеком не осознаваемы, т.к. большая его часть находится в нашем подсознании.  И освободиться именно от этих тонких проявлений эго куда сложнее. Практика освобождения от тонкого эгоизма – известна. Это исихазм.  Лестница восхождения в исихазме не имеет ярко выраженных полюсов верха и низа, этот образ больше символичен, он не должен восприниматься буквально. На древних стенах некоторых  соборов есть изображения лестницы восхождения сферической формы, тем самым как бы подсказывая человеку, что восхождение к Богу – в глубине его собственной души, где есть и верх и низ. Т.е., восхождение к Богу – это не просто процесс личного освобождения или же спасения от греха, но это в то же самое время и нисхождение Любви, это вечное движение человеческого духа в Любви Бога.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #62 : 23 Сентябрь 2014, 21:48:33 »
Цитировать
И до прихода Христа были ведь люди праведники, умеющие преодолевать свое эго.

Насколько мне известно - да, были (хотя я не уверен, мало знаю об этом). И, однако, все попадали в ад. Вот как так?
Может быть, что-то я не понимаю в понятии "грех".

До прихода Христа пропасть  между человеком и Богом, о которой говорит Максим Исповедник, была практически непреодолима. Поэтому праведники и оказывались в аду, пока Господь их оттуда не вывел. Христос стал проводником над этой пропастью.  До пропасти человек идет разными дорогами,  развивая свою самость и храня в ее недрах драгоценное зерно Истины.  Раскрытие этого зерна и его рост в глубине души человека подобен росту ветви у единой Лозы, которая и Есть мост к Отцу.   

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #63 : 23 Сентябрь 2014, 23:52:14 »
Ну.... праведники в аду...

Всё не так однозначно. Вот товарищ Илия - так живым на колеснице забран. В ад повезли с помпой?
И в притче Иисус упоминает "лоно Авраамово", которое как рай, и от адских мучений далековато.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #64 : 24 Сентябрь 2014, 00:03:57 »
И никогда не понимал, как это возможно - что не имея общения с Христом (во всяком случае, не идентифицируя то, с чем они контактируют, как Христа), они, однако, получают результаты... очень похожие на то, что мы, вообще-то, полагаем следствиями контакта с Богом.

А вот что ответят такие, как Neovit, верующие в спасение только через Христа?
Каково соотношение исихастского Богообщения и просветления не-яшников? Как получается, что некоторые признаки совпадают, несмотря на то, что не-яшники не в курсе про Христа?
Anarsilme, нет ничего удивительного в похожести описаний состояний просветления благодатью Духа Свята и состояний просветленных иными духами. Известно, что лукавый способен подражать Христу и благодатным движениям Духа Свята. Известно, что лукавый может явиться в образе ангела света и даже Христа. Об этом свидетельствуют отцы и предупреждают тех, кто устремляется к созерцанию.

Вы подметили совпадение некоторых признаков в описаниях духовных состояний  и почему-то на основе этих словесных описаний делаете вывод о совпадении внутренних состояний. Апостол Павел и вслед за ним святые отцы говорят о том, что состояние восхищения к единению с Богом не изреченно и не описуемо словами. Так разве можно на основе словесных описаний понятиями земного бытия сравнить неописуемое Небесное бытие во Христе?

Враг единения со Христом, если видит, что услаждение грехом, уже не привлекает подвижника, применяет тактику иезуитов - быть внешне во всем похожим на то, к чему склонен подвижник, увлекая его внешней схожестью и постепенно уводя от Христа. Поэтому исихазм без веры во Христа я называю иезуисихазмом.

Чем тоньше духовные движения подвижника, тем тоньше и незаметнее подмены.  Вы подметили много схожестей во внешнем, включая образ жизни и молитвенную технику, но подметить различие внутренних состояний может только тот, кто познал и то, и другое. Отец Софроний, имевший, как он говорит "горький восточный опыт" и опыт созерцания Света однозначно говорит о том, что видение Бога, как Он есть, не доступно без веры в личностную Святую Троицу. Ни тонкая мудрость, ни широта, ни глубина ума не приближают к Богу. Но только верою и смирением открываются врата Царства Небесного. У "не-яшников" нет ни веры, ни смирения, ибо смирение есть единение со Светом Христовым.

Вот я говорю Вера, Христос, Слава, Смирение, Единение, Любовь, Вечность. Эти слова долгое время для меня были пустыми, не наполненными опытом переживания. Что есть Слава Христа? Апостолы видели Славу Христа - что они видели? На это нет ответа словами, если не иметь опыт восхищения Единения во Христе и не видеть Славу Христа и не ощущать смирение Христово. И при этом Я не исчезает, как у не-яшников, а, наоборот, Я осознает свое Я в ином бытии - в единении со Христом с единой волей Отца.

А что созерцают без веры во Христа? Абсолютное ничто и не-Я. У меня был подобный опыт. Господь показал мне это ничто и не-Я. Оно обладает притягательной силой подобно черной дыре, засасывающей все, что попадает в сферу ее влияния. И казалось, что и это есть нечто.божественно абсолютное. И наверно я так бы и считал, если бы Господь не дал опыт вкушения Жизни во Свете, после которого абсолютное ничто пугает смертельным бытием вне Жизни. Слава Богу, что Он дал мне познать оба состояния и уберег от увлечения иезуисихазмом.




Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #65 : 24 Сентябрь 2014, 09:11:32 »
Ну.... праведники в аду...

Всё не так однозначно. Вот товарищ Илия - так живым на колеснице забран. В ад повезли с помпой?
И в притче Иисус упоминает "лоно Авраамово", которое как рай, и от адских мучений далековато.

ВЗ и НЗ однозначно свидетельствует  о чистых местах, куда возносятся души праведников, но некоторым апологетам христианства эти свидетельства не нужны - они рушат их по-военному стройную картину...

Вот и Неовит выдал заряд глупости, влезая в область, закрытую для себя, и совершенно безумно осуждая то, чего в упор не ведает. Лучше бы молчал.

Anarsilme

  • Сообщений: 36
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #66 : 24 Сентябрь 2014, 12:03:23 »
Хм... То есть получается, что праведность возможна и вне связи с воплощением, смертью и воскресением Христа (не знаю про не-яшников, но в случае ветхозаветных праведников похоже на то), но, однако, это не есть спасение?

Мне в связи этим вспоминается... где-то я читал, что-де ложе Авраамово - это спокойное место в аду. Дескать, там нет мучений, но всё же это не рай.

Всё это наводит на мысль, что во Христе возможно нечто большее, чем праведность. И более того: что это "большее" необходимо человеку, а праведность недостаточна.
Тогда что же это "большее", чего не было у ветхозаветных праведников, но возможно во Христе?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #67 : 24 Сентябрь 2014, 12:12:53 »
Ум человеческий изворотлив, для него свойственно белое называть черным, в крайнем случае - серым. Так и с ложем Авраамовым.

С приходом Христа надежда на новое небо и новую землю стала воплощаться. До Него был некий круговорот и поиск равновесия в нестабильном и падшем мире.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #68 : 24 Сентябрь 2014, 12:26:28 »
Проблема непонимания многими христианами других людей, также идущих по пути Любви в том, что Христа они воспринимают слишком уж персонально, только как Личность, имеющую отношение исключительно к религии христианства.  В какой-то степени делают из Христа идола, сами не ищут и другим не дают.  Но к осознанию Христа (в своей душе) может придти человек любой веры, даже атеист… Христос не разъединяет, а объединяет так же, как объединяют людей их любящие сердца.  Поэтому так много общего между теми, кто просто любит…

Anarsilme

  • Сообщений: 36
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #69 : 24 Сентябрь 2014, 12:40:58 »
Цитировать
Ум человеческий изворотлив, для него свойственно белое называть черным, в крайнем случае - серым. Так и с ложем Авраамовым.

С приходом Христа надежда на новое небо и новую землю стала воплощаться. До Него был некий круговорот и поиск равновесия в нестабильном и падшем мире.

Вот в этих словах, мне чувствуется, что-то есть. Особенно во втором абзаце. Разница, выходит, имеется, но не такая линейная, как я себе пытался представить. А какая? Ну, тут уж вряд ли мне удастся сформулировать.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #70 : 24 Сентябрь 2014, 13:04:13 »
Праведность во Христе – это не просто спасение,  как акт выхода из падшего мира. Если искать только выход (верх), спасение для себя (праведности), то попадаешь хоть и в чистые (тонкие) места, но все равно, места этого  тварного мира, которые в итоге становятся не верхом, а низом… Поэтому и круговорот и нестабильность - непроходимая пропасть.

Праведность во Христе -  это восхождение к Отцу и стяжание нетварного Света для привнесения его в мир.  Спасение во Христе – это обожение мира – воплощение нового неба и новой земли - нового человека.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #71 : 24 Сентябрь 2014, 14:21:12 »
Праведность - она мерная. Кто-то меньше праведен, кто-то больше.
Как сказал Иисус Христос - если не станете праведнее фарисеев, не войдёте в Царство Небесное.

Если можно так сказать, праведность - это непременное условие вхождения в Царство Небесное, которое есть стиль внутренних ценностей (в первом слое).

Спасение же, во первых, от рабства греха. Праведность же тогда выйдет как следствие, и будет совсем другого уровня, чем при рабстве греха.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Игорь Б.

  • Сообщений: 254
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #72 : 24 Сентябрь 2014, 14:52:09 »
Проблема непонимания многими христианами других людей, также идущих по пути Любви в том, что Христа они воспринимают слишком уж персонально, только как Личность, имеющую отношение исключительно к религии христианства.  В какой-то степени делают из Христа идола, сами не ищут и другим не дают.  Но к осознанию Христа (в своей душе) может придти человек любой веры, даже атеист… Христос не разъединяет, а объединяет так же, как объединяют людей их любящие сердца.  Поэтому так много общего между теми, кто просто любит…
Хорошо сказали, Грация.  :-)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #73 : 24 Сентябрь 2014, 15:48:47 »
Праведность - она мерная. Кто-то меньше праведен, кто-то больше.
Как сказал Иисус Христос - если не станете праведнее фарисеев, не войдёте в Царство Небесное.

Не знаю, но я понимаю спасение только в Боге. А в Боге – Единое Тело нового человека, в котором каждый орган, каждая клеточка Тела  по-своему важна для единого организма.  Ну разве может быть нога, к примеру, более праведной, чем рука, а правый глаз менее праведен, чем левый? Праведность фарисеев – это праведность на земле, человеческая праведность. Да, здесь кто-то в чьих-то глазах более праведнее, кто-то менее..  Но когда Господь сказал, если не станете праведнее фарисеев, то это для меня означает одно: приглашение выйти из игры в земную праведность и искать лишь Царствия Божия – правду в Боге. 

Понимаю в какой-то степени слова Ауробиндо о том, что  «грех и добродетель – это игра»… Об этом не только он говорил, но я встречала эту мысль, об отказе от добродетелей, и у святых отцов… Явно или тайно лелеемая человеком мысль о своих добродетелях или грехах, подобна якорю, зацепившемуся за дно и не пускающая дальше...

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Как преодолеть эго?
« Ответ #74 : 24 Сентябрь 2014, 16:32:53 »
Грация, я Anarsilme написал про праведность.

Но вы несомненно правы... снова частично. :)

Беречься нужно закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
Искренность по отношению к Богу - вот вам и спасение в Боге.
Искренность и милость по отношению к ближнему - этому то ведь тоже Иисус учил, зачем-то. :)

Да, глаз может быть более праведен. :)   В ком-то - в тридцать раз, в ком-то - в шестьдесят, а в ком-то - в сто.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́