Попробую и я кой-чо изобразить о страстях. В частности о блуде.
Поскольку у страстей есть разные периоды и шаги в нашем порабощении, я попробовал «психологизировать» феномен этой страсти.
Одной из главных отличительных особенностей человека от животных является то, что человек способен строить абстракции на основе ВАК-восприятия: Визуально-Аудио-Кинестетического восприятия. Этот мир мы строим в голове на основе зрительных, слуховых и сенсорных ощущений. Построение абстракций на языке НЛП называется «мета-состоянием». Мы способны «подумать о наших мыслях» утверждая мета-состояние, например, такое: «Эта женщина блудница, потому что она ходит в очень короткой юбке и с открытой грудью». Такое мета-состояние способно родить следующее высшее мета-состояние: «Все женщины блудницы». Далее выше: «Весь мир пал». Далее еще: «И я паду». Так мы «побеждаемся» страстью и к большому сожалению, такой фрейм (цепочка мыслей, образ мыслей) иногда порождает чтение Евангелия без рассуждения, без понимания о Главном – о встрече с Богом. Все Евангелие – это сплошные встречи. Для избавления от такого фрейма необходимо выстроить в какой-то точке мета-состояние, разрушающее этот фрейм. Если этого не сделать, то много раз подтверждаемое с помощью ВАК-восприятия мета-состояние, превращается сначала в образ мышления, (мы реально начинаем думать так, завидев или услышав, или случайно в жаркий день в метро прикоснувшись к женщине), а в последствии и в референтный фрейм, уходящий в подсознание. Такой референтный фрейм, как правило, даже и не распознается человеком, он саморефлексивен, нейроцепочка выстроена, страсть полностью обладает нами: попробуйте курящему задать вопрос: почему он курит? Ни за что правильно не ответит: самоутешается в отсутствие Духа Святого Утешителя. Как избежать этого?
Известен случай, когда преподобный Амвросий Оптинский напомнил одному клирику о грехе, совершенном в детстве, который потянул за собой длинную эпопею блудной страсти, мучавшей много лет. С психологической точки зрения оптинский старец поступил безупречно: он разрушил базовое состояние, породившее в конце концов референтный фрейм. Итак, первый вопрос: вспомните, где, когда, при каких обстоятельствах у вас возникла первая мысль о блуде. Вспомните ВАК-ощущения, которые вас сопровождали при этом.
Я думаю, что каждый сделает на этом пути множество открытий себя любимого. Кто-то испытал сильный страх по поводу того, что после первого поцелуя его возлюбленная ударила по щеке, кто-то совершенно безобидно шутил в школе, забегая в девичью раздевалку перед уроками физкультуры, кто-то просто думал о том, что эта девушка ни за что не придет на свидание, потому что я ей не пара. Такое мета-состояние будет, скорее всего, исходным для зарождения в будущем страсти.
Исповедь таких поступков, думаю, не имеет смысла, потому что это не есть совершенный грех.
Мы можем разрушить такой фрейм, но дело в том, что его осколки в виде низших поддерживающих мета-состояний разлетятся по другим мета-состояниям, создавая новые, порой весьма причудливые образы мыслей и мета-состояния. А мы порой думаем, почему человек, бросив пить, развелся с женой? Или наоборот, справившись с блудной страстью, начал пить. Осколки фрейма нужно еще правильно встроить в нашу разумную деятельность. Американцы, например, будучи лидерами в области научной психологии, дробят такие «неэкологичные» фреймы до такого состояния, пока человек, наконец, не направит свою деятельность на благо общества. Однако в процессе такого рефрейминга можно наломать столько дров, что потом и не соберешь личность.
Небольшое отступление:
Раздел психологии, занимающийся разрушением мета-состояний называется психоанализом. Раздел психологии, занимающийся синтезом мета-состояний, называется НЛП. И кто теперь мне скажет, что НЛП противна православию и является бесовской? Или апологеты чистоты православия смутились названием основополагающих трудов по НЛП «Структура магии» и «Редактирование судьбы»? Тогда почему эти апологеты весьма благосклонно относятся к основополагающему труду К.Г.Юнга по аналитической психологии «Тэвистокские лекции», где автор только и занимается тем, что толкует сны?
Пусть эти апологеты знают, что неприятие психологии на самом деле есть защитный саморефлексивный фрейм (страсть гордости!), скрывающий мета-состояние отсутствия веры. Ибо психология – всего-навсего наука без примеси духовности (как положительной так и отрицательной).
Вернемся к нашим баранам. Психология занимается ВАК-описанием человека. Но человек характеризуется не только ВАК-моделью восприятия внешнего мира. У человека есть еще один орган общения – сердце. И лишь благодатью Божьей посредством сердечного общения с Богом мы можем правильно встроить осколки разрушенного референтного фрейма в другие мета-состояния сразу и без мучительных проблем. Но что такое общение с Богом? Это наши личные взаимоотношения с Богом. Мы говорим Ему, Он говорит нам. Он слушает нас, мы слушаем Его. Это и есть настоящая молитва. Основанием подлинной веры является личная встреча с Богом, о чем и писал апостол Павел: «Уверенность в вещах невидимых». Я думаю уже все поняли, что означают такие встречи с точки зрения мета-состояний нашего разума. Это самое высшее мета-состояние, огромный якорь, который решительно невозможно разбить ничем земным (попробуй скажи лично встретившему Бога, что Бога нет…), залог Царства Небесного на земле в сердце христианина. Вот почему так важен исихазм в деле избавления от страстей – научить сердце богообщению (а не уста и не разум). Сердцу внимающему и созерцающему, незанятому огнями и красками мира сего, любящий Отец подскажет, как правильно выйти из страсти (разрушить референтный фрейм). И здесь уж извольте включить свой разум – поработать над собой в деле покаяния. Не познав Бога лично считаю решительно невозможным покаяние, а познавшие Бога уже спасены, как и писал апостол Павел нечто неудобовразумительное: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.»
Личная встреча с Богом означает, что Бог человека предузнал. А значит и призвал, и оправдал и прославил. Такой человек всегда будет «якорить» свои мета-состояния на Боге и жить богоугодно в отличие от широко распространенной в православии неверной теории о том, что надо сначала покаяться, а потом придет благодать. В действительности все в точности наоборот: сначала познание Бога, а потом покаяние при помощи благодати.
Коснусь еще немного о слове «познать». Познать означает увидеть так как есть без прикрас и одежды. Когда читают в Ветхом Завете, что Адам познал Еву, это означает ровно то, что есть на самом деле: Адам занимался сексом с Евой. Познать же Бога означает увидеть (естественно сердцем) Его без прикрас именно таким, Какой Он Есть, как написано в житии княгини Ольги в речи к сыну Владимиру: «Я познала истинного Бога, сын мой, познала и радуюсь. Познаешь и ты, и ты будешь радоваться. Христианская вера - свет и радость душе... Прими же эту веру - и не только не будешь жалеть, но станешь считать себя самым счастливым, как и я считаю себя счастливейшей из людей».
А вера в веру, т.е. безблагодатное подвизание в деле покаяния ничего не родит: все дела будут грешны. И пост будет во грех и молитва и проповедь и семейная жизнь будет неудачной и монашество внешним. Ибо вера в веру есть гордость, рождающая фанатизм – высший референтный фрейм, сидящий на святом месте как Бог и выдающий себя за Бога.
Сейчас перечитываю митрополита Антония Сурожского и не перестаю удивляться тому, что этот христианин только и делал, что учил настоящей молитве, исихазму и говорил о насущной необходимости встречи с Богом.
Что касается непосредственно блудной страсти для православных, то могу посоветовать следующее: устраните страх в вашем ВАК-восприятии. Смотрите смело в глаза на всех женщин, общайтесь с ними без страха и не бойтесь случайно прикоснуться к красивой девушке в метро (но извиниться, думаю, в некоторых обстоятельствах имеет смысл), потому что в любом страстном мета-состоянии обязательно присутствует страх согрешить. Избегая страха, фрейм лишается подпитки в виде еще раз подтвержденных мета-состояний и постепенно саморазрушается.
Еще хочу немного написать о вопросе благодатности Божьего посещения. Многие боятся увидеть беса вместо Бога, потому что не знают Бога и забыли слова: «Какой из вас отец когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или когда попросит рыбы подаст ему змию, вместо рыбы? или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?». Если вы стучитесь к Богу, то Он и придет. А вот насчет повечерять со Христом-Богом – этого я вам не обещаю – для этого надо покаяться, т.е. провести рефрейминг на основании нового высшего мета-состояния. Поскольку Амвросиев оптинских у нас нет, то Бог дал людям замечательный инструмент под названием психология. Надеюсь, смог показать, что никакая психотехнология не способна разрушить или построить веру в Бога. Психотехнологии страшны только тем, кто на самом деле не имеет веры и страшится раскрытия этого факта.
Я не профессионал-психолог, а занялся ею случайно в силу некоторых обстоятельств по работе с подчиненными и руководством. Поэтому никаких советов давать не буду, а все что я здесь написал – сам прошел через многое и через блудную страсть при незримо ощутимой благодатной помощи Божьей.