Я понимаю указанные слова Максима Исповедника исходя из того, что "самодействием" Сына здесь называются естественные ТВАРНЫЕ энергии, присущие Его Ипостаси.
То есть, "Воплощением" здесь называется не самый момент Воплощения (Непорочного Зачатия) Сына, но вообще пребывание Сына во Плоти.
Тогда получается, что Дух "содействует в Воплощении самодействующемы Сыну" присущими Божеству Нетварными Энергиями, общими для Трех Ипостасей.
То есть, здесь говорится не о различии в тропосах Божественного действия, а о двух различных действиях - тварном и нетварном.
Ипостась Сына познается из тварных энергий, присущих Его Ипостаси. Ипостась Духа познается из чудесных дел (СЛЕДСТВИЙ), совершаемых Единым действием Троицы, однако ОТНОСИМЫХ с Духу.
Тварное действие приписывается Сыну, нетварное - Духу.
Таким образом Сын и Дух выступают как "две руки" Отца, благоволящего обоим этим действиям.
При таком понимании данный отрывок вовсе не свидетельствует о наличии трех различных тропосов Нетварного Действия.
Если же различать эти тропосы, Евгений, то что помешает нам различать "благодать Сына" и "благодать Духа" как единые по природе, но различные по тропосам действия?! Мне кажется, это уже выход за пределы монотеизма.
Когда мы говорим просто об энергиях (Единого) Божества, то мы не различаем тропосов действия Ипостасей (что вполне естественно), однако это не значит что их не существует. Ведь когда говорим о действии Самих Ипостасей или их внутритроичном различии мы различаем разные тропосы Ипостасей.
Мы различаем "рождение", "исхождение" и "нерожденность". В отношении благодати это означало бы допущение, что благодать бывает трех видов: рожденная, нерожденная и исходящая.
Если далее задаться вопросом о Пятидесятнице, выйдет, будто на Апостолов сошла именно "благодать исходящая", имеющая торпос Духа Святого.
А на Фаворе была видна именно "рожденная благодать", благодать Сына.
Что в таком случае препятствует нам понимать схождение Святого Духа в виде голубя как восполнение "благодати рожденной" "благодатью исходящей"?! ПОлучается, что Сын природно обладает не всей энергией БОжества, а только энергией, имеющей Его ипостасный тропос.
Согласитесь, Евгений, это было бы немного слишком круто!
Это звучит странно, согласитесь.