И всё-таки непонятно. Стояние в сердце. Какой вариант более правильный: представить себя в сердце молящегося, как в храме и произносить мысленно слова молитвы оттуда во вне; представить Господа находящегося в сердце и говорить ему, как бы направляя слова молитвы из головы в сердце? И как быть с остальными молитвами правила, ведь их то же нужно в сердце (или из сердца?) произносить? Богородицу и ангела хранителя, а так же святых то же нужно в сердце держать или как? Кстати, в правилах молитв не понимаю, какого ангела хранителя мы просим послать к нам у Бога? Ведь ангел хранитель даётся при крещении и вроде, как при рождении?
Добрый вечер! Прочитал все ваши 22 сообщения на данном форуме, вы недавно начали практиковать Иисусову молитву. Давайте я попробую ответить на некоторые ваши вопросы:
1/
А, если слушать ИМ в наушниках, запись - будет эффект, как от произношения?- Нет не будет, потому что когда слушаете молитву, ваш ум работает на прием и от этого никакой пользы. Когда вы произносите слова молитвы, то произносите их умом и тем самым заставляете его работать. Это равносильно тому, если смотреть бег по телевизору, или бежать самому.
2/
Мой враг - это сон. Уже минут через 20 он меня смаривает и я начинаю тормозить или произношу что-то другое, приснившееся. Как с этим бороться? Стоять - ноги быстро заболят, ходить то же самое и концентрация ниже. Конечно же не лёжа я творю молитву. - это нормальное состояние молящегося, потому что на вас (когда вы произносите слова молитвы) ополчаются силы бесовские. Хотелось задать вам вопрос - а зачем вы стоите? Какую цель преследуете и кто вам это посоветовал?
3/
А подскажите,кто опытен - куда должен быть направлен мысленный импульс молитвы - к внешнему Господу (т.е. наружу, в пространство) или вглубь сердца к внутреннему Логосу? Даже если ум стоит в сердце, куда направляется молитва внутрь или наружу? - У вас не может ум стоять в сердце и тому есть причины. Когда вы произносите слова молитвы, все внимание должно быть сосредоточено на слова молитвы и ничего внешнего вас в этот момент не должно касаться. Чаще всего в минуты молитвы нас вдруг озаряет воспоминания того, или какого другого дела не сделанного, или забыли позвонить кому либо, или воспоминания прошлого, или иная мысль вдруг возникнет в голове - все это бесовское. Цель таких мыслей - отвлечь ваш ум от молитвы.
4/
Кстати, а можно ли совмещать практику ИМ и Богородичное правило? - Обязательно и не тлько Богородичную, но и Мытареву. Желательно выучить наизусть 24 краткие молитовки из вечернего молитвослова (есть там такие)и в течение дня чередовать их в своем молитвенном делании.
5/
А, что можно глядя на икону творить ИМ? Не будет ли это представлением образа? - свт. Игнатий Брянчанинов рекомендует для практики Иисусовой молитвы находиться в темном помещении, где надо поставить икону и рядом горящую свечку и произносить слова Иисусовой молитвы ПРЕД ЛИЦЕ БОЖИЕ. Что такое представление образа? Это воспоминание, а вы непосредственно перед образом молитесь.
6/
Как бы это привязать к практике умной молитвы для усиления? ещё бы музыку подходящую добавить, а то тишину дома не найдёшь, одел бы наушники и то что надо, но не могу найти такую музыку, что бы покаянные чувства возбуждала или молитвенный настрой - учитесь молиться по четкам. Когда в помещении достаточно шумно, то лучшим подспорьем являются четки. Как это происходит? Господи (костяшка) Иисусе (костяшка) Христе (костяшка) и так далее.
7/
Ни как не могу понять, что есть самодвижимая молитва. Если я буду читать книгу или работать за компьютером, или вести машину, каким образом самодвижимая молитва может быть внимательная. Внимание может быть сосредоточено на чём то одном или на чтении книги или на молитве. В противном случае молитва будет невнимательной и просто некиим задним фоном. Разве так это может быть? И ещё, недавно творил молитву на вечерней службе после исповеди и почувствовал необычайную радость в сердце, что это может быть? Ведь я читал, что должно быть только покаянное чувство, а всё остальное от лукавого?Надо усвоить для себя раз и навсегда - где ваше внимание, там ваш и ум. Поэтому в миру самодвижная (чистая) молитва это редкость. Она может быть только у людей пожилого возраста, которые успокоились в беге этой жизни (смирились). Вы пока бегаете, поэтому забудьте о самодвижной молитве. И надо помнить о том, что Иисусова молитва - это в первую очередь действенное покаяние и не более того. Не надо искать(стремиться) этой молитвой к обретению каких либо высоких духовных состояний - это иллюзия. Чаще всего такой поиск заканчивается прелестью. Вы на вечерней службе после исповеди почувствовали необычайную радость в сердце - это и есть благодать Божия, которая коснулась вашего сердца. Надо обязательно поблагодарить Господа троекратно (Слава Боже Тебе за все).
8/
Так как же? выходит самодвижная молитва механическая, без сосредоточения и концентрации внимания, без покаянного чувства? а разве такая молитва угодна Богу? это и молитвой нельзя назвать. С другой стороны, если я творю молитву с вниманием, то ничего другого я делать в это время не могу. Даже, если картошку чистить или посуду мыть - молитва внимательная не получается почему-то. - Та молитва, которая механическая, без сосредоточения и концентрации внимания, без покаянного чувства - не считается правильной. Такую молитву святые отцы не рекомендуют. Вы пишите о том, что
если я творю молитву с вниманием, то ничего другого я делать в это время не могу. Даже, если картошку чистить или посуду мыть - молитва внимательная не получается почему-то. Это нормально вначале молитвенного делания. Со временем благодатью Божией будете и картошку чистить, и машину вести и посуду мыть и любую другую работу руками делать и молитовку в себе творить. Главная цель - никуда не спешить, все должно идти своим чередом, потому что не от ваших усилий, а от благодати Божией все внутри нас устраивается.
9/
И всё-таки непонятно. Стояние в сердце. Какой вариант более правильный: представить себя в сердце молящегося, как в храме и произносить мысленно слова молитвы оттуда во вне; представить Господа находящегося в сердце и говорить ему, как бы направляя слова молитвы из головы в сердце? И как быть с остальными молитвами правила, ведь их то же нужно в сердце (или из сердца?) произносить? Богородицу и ангела хранителя, а так же святых то же нужно в сердце держать или как? Кстати, в правилах молитв не понимаю, какого ангела хранителя мы просим послать к нам у Бога? Ведь ангел хранитель даётся при крещении и вроде, как при рождении? - Если хотите научиться Иисусовой молитве, то забудьте само слово (стояние в сердце). Еще раз повторюсь - правильная Иисусова молитва - это умом произносить слова молитвы, а вниманием внимать (понимать) что произносите и никаких посторонних мыслей в этот момент не должно присутствовать в момент произнесения слов молитвы. Утренние и вечерние правила должны быть обязательными. Их также надо (когда читаете молитвы из молитвослова) читать без посторонних мыслей и внимать тому что читаете. А если вы будете читать молитвослов, а сами в этот момент в своих мыслях шляться неизвестно где, то это не молитва, а потерянное время. Приучайте себя читать молитвослов (про себя - как если вы читаете какую либо книгу. Ведь при чтении что либо мы всегда вникаем в смысл читаемого чтобы лучше усваивалось. Вот так ни надо читать слова молитвы из молитвослова. Вначале тяжело будет, а со временем станет вашей необходимостью. У Бога мы просим послать нашего ангела хранителя, которого сами же своими согрешениями и удаляем от себя. Именно в этом и состоит цель молитвословных молитв - покаяние, осознание себя грешником.