Поскольку мы живем во "время книг", когда больше полагаешься не на советы духовника (если он вообще есть), а на святоотеческое наследие, то хотелось бы поговорить об искушениях, которые неизбежно возникают при чтении этих книг.
Эти искушения могут быть и общими для всех, и какими-то специфическими, выпадающими на долю немногих. Но, наверное, полезно знать, что "и такое тоже бывает" и что ты вовсе не одинок в этих искушениях.
Итак, начнем.
Во-первых, зачастую чтение святоотеческой литературы приводит в уныние - вдруг возникает ясное понимание, что никак и никогда не сможешь соответствовать заданной планке - той жизни, которой жили Святые Отцы в давние века в уединенных пещерах и монастырях.
Во-вторых, возникает и обратное чувство - кажущаяся легкость приводимых советов. Попытка следовать им (характерна для неофитского периода). Обычно быстро происходит крушение. На время (короткое или длинное). Или навсегда.
В-третьих, назидательный тон сочинений, многократно усиленный старинным переводом. Многие используемые слова стали высокопарными, напыщенными, даже смешными. (Интересно, может, и современно звучащие, доходящие до сердца проповеди Антония Сурожского или Николая Сербского лет через двести тоже будут казаться напыщенными и смешными?)
В-четвертых, кажущиеся противоречия. Один Святой Отец говорит одно, другой призывает вроде к противоположному...
Наконец, в целом - искушение сомнением. Не есть ли эти писания просто бредом тех, кого в современном мире называют маргиналами, сектантами и просто психами?
Можно, наверное, перечислить еще много искушений, возникающих в разные моменты при чтении святоотеческого Предания, да и при чтении Священного Писания.
А какие у вас бывали искушения при чтении Священного Писания и святоотеческих книг? Вы боролись с этими искушениями? Не обращали на них внимания и они проходили сами собой? Или вас что-то мучает и сегодня?