Как в первом, так и во втором случае глушить помыслы представляется весьма действенным для обессиливания страстей. Видится мне, что прежде чем мы не очистим свой ум, наше сердце так и останется на стадии "гниющей" плоти. Когда я(речь о моем) говорю что останавливать свой ум, делать его бездейственным,невосприимчивым к приходящим как из вне , так изнутри навязчивым помыслам -есть средство поразительной хватки обуздать свое естество во время борения, когда молитва не дает плода из-за гудящего ума- невозможность сконцентрироваться на словах.
Почему-то многие соотносят это к индуистской практике...Не думаю так. Тем более что этот процесс слишком далеко отстоит от настоящего "Просветления". Это своего рода блокировка, временный панцирь, пока не утихнет шторм.
Я с этим, в принципе, согласен, но важно найти правильную взаимосвязь между такими средствами для очищения сердца как (остановка ума) трезвение и Иисусова Молитва (ИМ).
Трезвение (как и ИМ) нужно для очищения сердца. Об очищении ума не имеет смысла говорить, у него нет содержания, которое нужно было бы "очищать" [содержание есть у разума, им является, как раз, богословие, ну или какие-нибудь собственные домыслы]. Ум -- это энергия души, от которой зависит, где останавливается внимание человека. А так как энергия -- это всегда движение, подвижен и ум.
Полностью остановить движение ума может только Бог, но в какой-то мере это доступно и собственным усилиям человека (в синергии с божественной благодатью).
Наиболее действенное средство для очищения сердца-- это, наверно, сочетание (остановки ума) трезвения и ИМ. При этом остановка ума понимается как "заключение ума в слова молитвы". Такая молитва способна самопроизвольно сходить из "словесной области" в районе гортани в сердечную область. А затем через постоянство в таком делании превращаться в устойчивую привычку, добродетель, которая с течением времени производит очищение сердца через призывание Имени Божия.