Вообще-то он получил приличное музыкальное образование и даже учился на композиторском факультете... Некоторое время назад прошла серия отзывов об его оратории, в основном, сдержанные или негативные.
Странно. Я просматривал инет и нашел только положительные отзывы. Есть видеозапись его прессконференции перед прьемьрой в Америке. Все отзывы не просто положительные, но отмечается необычность его творчества. Композиторское образование у него не законченное. Ведь он ушел со второго курса. Как он говорит, когда встал вопрос чему посвятить себя - музыке или Богу, то он оставил музыку и с тех пор учился богословию и служил Богу. Не удивительно, если отрицательные отзывы были со стороны светских композиторов. Не удивительно, если сдержанные отзывы были со стороны священнослужителей. Ведь это понятно, что в молитве не музыка главное. Но для меня главное, что в его музыке чувствуется молитва. И когда слушаю его "Страсти по Матфею", то хочется молиться. Не это ли главное назначение композитора - пробудить закаменевшее сердце, разогреть его. Впрочем, если сердце уже разогрето и сильно, то другие подогреватели могут только охладить. Все зависит от слушателя. Иной уже живет в духовном мире, как в основном, а видимый и слышимый мир воспринимает как фон. А для другого видимый мир основной, а духовный - лишь едва слышимый фон.
Но обратите внимание на мотив, по которому Алфеев через 20 лет отстраненности от музыки написал симфонию. Это уникальный случай, чтобы епископ-богослов, вдруг стал писать музыку. Что он хотел. Прославиться? Уверен, что ему не нужна слава тем более в этой области. Он объясняет это просто. Музыка зазвучала сама, а ему оставлось послушаться и записать. Он исполнил лишь послушание священника. Может, это и было созерцание Бога, как он есть, но не через свет, а через музыку.
Может,
подобно тому, как есть нетварный свет, есть нетварная музыка, (этот помысел пришел только что), которую не каждому дано услышать, но отзвуки ее мы можем воспринимать на физическом уровне.
Если вспомнить Моцарта, то он тоже не выдумывал музыку, она сама звучала в нем. Его "Реквием" имеет сильнейшее молитвенное начало. Часто говорят, что музыка для души, но не для духа. Но если в музыке молитва. то душа возносится к Богу и молится созерцая нетварную музыку.