Исихазм

Автор Тема: О видах молитвы  (Прочитано 202477 раз)

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #435 : 12 Февраль 2012, 17:11:50 »
Ага, про
-   духовная сухость;
-   духовная апатия;
-   потеря цели молитвы.
интересно. Почитаю.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

lily

  • 3
  • Сообщений: 3803
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #436 : 12 Февраль 2012, 19:55:09 »
Краевед, к чему эта известная цитата из А.Сурожского?
Мне близок монашеский путь, но не знаю, как это устроить...
And death shall have no dominion

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #437 : 12 Февраль 2012, 21:16:56 »
Ой.
Не знал, что она известная.
Извиняюсь, если обидел. Вовсе не хотел, это не стёб.
Это как раз подтверждение - что свою жизнь перестраивать - самое правильное решение. Ну, разумно, конечно.
Я вообще-то для mirnestranik`а написал. Я ему в личное сообщение писал, а тут к слову пришлось то же самое, но чуть-чуть с другим оттенком - тоже для него.

Вашими святыми молитвами.
« Последнее редактирование: 12 Февраль 2012, 21:32:07 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #438 : 19 Февраль 2012, 21:24:56 »

Ум, опустившись мысленно в сердце, через некоторе время, творя молитву, опускается ещё глубже, в сердце духовное. 
Опишите что, как вам видится, есть духовное сердце...что испытывает ум...какие признаки, попадания ума в сердце...конечно же я спрашиваю о том как ВАМ это видится, представляется...

Поскольку я раньше писал кратенько, а вы просили, хочу написать свой скромный опыт более полно.


Первый раз долго помучился, пытаясь найти внутреннее духовное сердце.

По трезвом размышлении я решил, что идти через физические органы, наблюдать, как там благодать прогоняет помыслы, терпеть от этого всякие боли и так далее, конечно, хорошо. Но зачем ?
Если в конце концов, как кто-то из оптинских (вроде) старцев писал, что это всё (умное делание, иисусова молитва) - инструмент. Настроенный инструмент. На котором Бог (Иисус, благодать Духа) приходит и играет. Т.е. от меня что надо-то, подумал я ? Пыль стереть, да стул подвинуть поближе. Большего то всё равно не сделаю.
И зачем мне куча разных искушений, тернистый путь с неизвестным результатом?
Ведь в безвидности духовного сердца всё, что приходит - не от Бога. Там тишина. Просто и легко отличить.
Старательно вспомнив, что мне рассказывал старец, я стал делать так:

Ну, а как работает наш ум, все практики ? Нужно стремление , желание наше. Ловить помыслы, пожигать молитвой прилоги, не  обращать внимание на них... много приёмов. Но начало - это стремление, желание наше. Как во всём - стремление и желание наше, а спасение от Бога.

Так я и порешил, молиться Иисусовой молитвой повнимательнее просто так, и внутри духовного сердца.
А поскольку я почти ничего не чувствую и не вижу, ну, можно сказать, обычный деревянный человек, то входить во внутреннее сердце решил следующим образом.

Собрав внимание в теле, выше солнечного сплетения, но не концентрируя в точке, а обширно (чтобы не промахнуться и ненаошибаться), утверждаюсь в стремлении-желании войти вниманием ума в центр-сердце моей духовной структуры.
И в этом желании я нахожусь некоторое время, потом молюсь иисусовой молитвой, либо просто жду.

Иногда, как уже писал, бывает тяжесть сверху, так что и падает подбородок на грудь, как пишут отцы, только у меня это самочинно происходит. Трудно открыть глаза, пошевелить пальцами, рукой. И иные мелкие признаки. Поскольку я нечувствителен, то и света я никакого не вижу, безвидно и скучно. Если темнота в помещении - вот и темно. Цветные пятна бывают, как всегда при закрытых глазах. У меня вот так. Вообще, никаких чувств и быть недолжно, ибо место это безвидное. И принимать за божественное тут, как отцы говорят, нельзя ничего. А если уж Господь придёт поиграть, то мы это ни с чем не спутаем.

Побыв в этой безвидности некоторое время ( сотня, полсотни или меньше - на чётках как раз удобно отмерять), я утверждаюсь в стремлении-желании вернуть внимание ума в прежнее состояние, выйдя из духовного тела.

Через несколько секунд обычно голова постепенно выпрямляется, потом бывают непроизвольные вздохи, как вынырнувшему откуда-то, постепенно проходит онемение тела. Жду, пока без труда можно будет открыть глаза. Если делаю что-то резко и раньше времени - может быть тошнота, головокружение - плохо, вобщем. Поэтому выход иногда занимает до нескольких минут.

А далее сужу по плодам - утишаются различные страсти, легче становиться переносить, когда бъют по самости, добавляется мир в чувствах и мыслях.


Вашими святыми молитвами.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #439 : 20 Февраль 2012, 20:52:16 »
Последнее время взялся молится как Странник, 5 слов ИМ ГИМпм и по дыханию ГИХ на выдох пм.
Сладость в сердце появилась похожая на то как выходит похоть, но у похоти сладость замешана на страхе и потому вибрирующая.
Здесь сладость ровная и происходит нагрев сердца затем живота.

Было недели две ум опускался сам при засыпании, это так к слову. 

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #440 : 20 Февраль 2012, 23:25:30 »
Грех выражает себя через мысли и через желания. Мысли это выражение душевного греха.
Если есть желание то есть и грех. Животный грех.
Если затормозить желание, скажем на пол часа, и молится ИМ то желание проходит. Т.е. животная страсть истончается.

SINAIT

  • Сообщений: 235
  • Простите меня грешного! Поклон Вам!
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #441 : 21 Февраль 2012, 22:26:03 »
Какие виды молитвы доступны для человека в зависимости от его состояния.

Святые отцы выделяют три основных состояния человека: плотское, душевное и духовное.
Взвешенные дополнения и поправки приветствуются.


Все три образа пройти, испытать на себе, только тогда можно осмыслить умы тех подвижников кой прошли этот образ молитвы или лучше сказать испытали на себе, и читая их, уразумевать их мысли. Они шли к Богу и молились, или они соединялись с Богом и молились Ему! А кто молится, творит память Божию, тот и видит и ощущает ЕГО!...... Дальше запредельно!
Не грамотный то я!!! Прошу прощения у тех кому режет глаз мои орфографические ошибки в правописании!
С уважением к Вам Денис.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #442 : 25 Февраль 2012, 13:46:18 »
Старательно вспомнив, что мне рассказывал старец, я стал делать так:...
ибо место это безвидное....

Цитировать
...Душа же есть посредняя между ду­хом и плотию и есть, собственно, то, что называется "внут­ренний человек" или "я" самостное человека... части ее — разум и память,...самобытная и самостная воля.....а воля человеческая хотя и не совсем противна Богу, и не так пагубна, однако же и спасения нам никакого, ни временного, ни вечного, не приносит, если не покориться совершенно единой всеблагой и единой всеспасительной вечной Божией воле...
..."Сердце чис­то созижди во мне, Боже", — то под сердцем разумеется вся плоть человека — "и дух прав обнови во утробе моей", то
под утробою разумеется дух человеческий и та вся область малого мира, или целой внутренности человека, которое од­но и в прямом смысле называется сердцем....

....но и всего воздушного же пространства, объемлю­щего всего человека, и окружающего душу его, и состояще­го между наружными стенами души и между внутренними остенками кожи человеческой, облекающею массою своею все и плоть, то есть мясо человеческое, душу и дух наш...помещается и одежда брачная, ис­тканная из благодатей Всесвятого Духа Божиего — иначе одеждою нетления называемая, — и в случае недостоинства человеческого, тут же бывает и одежда тления или ветхого человека Адама вретище, пребывающее ему за греховную его нераскаянность... (далее называемую тьма-прим. моё) Тьму сущую в тебе и во всех людях отцы Церкви называ­ют греховною не потому, чтобы она была греховна...но эту тьму, и не греховную, как отцы ее зовут, но творную, как следует звать ее, и сотворенную Богом в первый день творе­ния нашего мира...
Из "ЗАПИСКИ Николая Александровича МОТОВИЛОВА, служки Божией Матери и преподобного Серафима"


Т.е. Мотовилов описывает как ему открылось в Духе Святом, кроме возрастания самого духа человека, и души его-которая волей покоряется Богу, ещё и изменение вот того самого греховного естества-тьмы... в одежду брачную.

Это совпадает с практическим мнением, которое я описывал выше. Что касается попаления в сердце греховного, то, может, как и Учитель Мотовилова говорит: "как следует звать его", так и тут, попаляется не в самом сердце, а вот эта "утроба", Тьма (а на её место Бог даёт одежду брачную), а в сердце это попаление отзывается, потому что всё связано в человеке.
К тому же при явственной благодати греховность присутствует, но как-то отделена от сердца-существа нашего, когда мы благодать ощущаем.
А душу - все пишут, только Господь врачует....
Утверждать, конечно, не берусь, опыту мало. Но бросилось в глаза сразу такое соответствие.

Вашими святыми молитвами.
« Последнее редактирование: 25 Февраль 2012, 14:27:08 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #443 : 26 Февраль 2012, 13:23:57 »
Не, подумал - по трезвом размышлении - в душе тоже попаляется. Потому что во тьме только причина первых двух страстей. А всё остальное в душе.

Вашими святыми молитвами.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

†Андрей†

  • Сообщений: 16
  • "Бог на милость не убог, у Бога всего много" Посл.
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #444 : 03 Март 2012, 00:56:35 »
Какие виды молитвы доступны для человека в зависимости от его состояния.

Святые отцы выделяют три основных состояния человека: плотское, душевное и духовное.


 И в каждом из этих состояний человек способен молиться.

Не прибегая к "техникам" молитвы.

Ибо искание техники молитвы, это "псевдомистика", это духовный "подлог", это принятие желаемого за действительное.

Никакая "техника" не даст нам ощущения присутствия Божия, кроме нашей тоски по Богу усиленной памятью о смерти.
“Keep your mind in Hell, and despair not.” Father Siluan

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #445 : 03 Март 2012, 11:32:03 »
Не прибегая к "техникам" молитвы.

Ибо искание техники молитвы, это "псевдомистика", это духовный "подлог", это принятие желаемого за действительное.
Не бывает молитвы ЛИШЁННОЙ техники...если вы шепчете слова молитвы или читаете громко в храме-это разные техники молитвы...
Никакая "техника" не даст нам ощущения присутствия Божия, кроме нашей тоски по Богу усиленной памятью о смерти.
:-)...Т.е. вы считаете что никакая техника не даёт результата...кроме ТЕХНИКИ удержания внимания на ТОСКЕ ПО БОГУ с паматью о смерти?...
Кому что...однако надёжнее придерживаться техники изложенной святыми отцами...

Вариант удержания чувства(тоски по Богу) и память о смерти...это возможно...это безмолвная молитва...однако думаю ТОЛЬКО если уже пройден этап умной молитвы...если нет тишины ума, и внутреннего вИдения(Григорий Палама), то простое удержание сердца в чувстве, может оказаться самообманом...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

†Андрей†

  • Сообщений: 16
  • "Бог на милость не убог, у Бога всего много" Посл.
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #446 : 03 Март 2012, 17:11:29 »

то простое удержание сердца в чувстве, может оказаться самообманом...

Тем более самообманом будет применение техники, без ощущения присутствия Божия
Цитировать
В западных языках, например, немецком или английском, Бог Gott или God происходит от одного древнеготского корня и означает: Тот, перед Которым падаешь на колени, когда Его встречаешь. Это замечательно, потому что еще раз подтверждается тот факт, что наш опыт Бога ненадуманный. Что люди, которые говорят о Боге, в какой-то момент вдруг ощутили, что находятся перед непостижимым Величием, Святыней, перед Кем-то не предметом, не статуей, а Тем, Кто является полнотой жизни, силы, красоты, полнотой бытия.
     Я помню молодого человека, который как-то ночью шел по городу и вдруг на одном из мостов, перекинутых через Сену, почувствовал присутствие Божие. Посреди моста он упал на колени и поклонился до земли. Вот момент, когда можно сказать: Он встретил Бога. Его бросило на колени сознание присутствия Бога. Причем не раболепно, а с полным пониманием, что это единственный способ, который у него есть, чтобы выразить: Я Тебя почитаю, я Тебя люблю, поклоняюсь. Всю свою жизнь хочу отдать Тебе, если только смогу и если Ты мне поможешь.

Митрополит Антоний (БЛЮМ)
“Keep your mind in Hell, and despair not.” Father Siluan

†Андрей†

  • Сообщений: 16
  • "Бог на милость не убог, у Бога всего много" Посл.
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #447 : 03 Март 2012, 17:21:53 »
Не бывает молитвы ЛИШЁННОЙ техники...если вы шепчете слова молитвы или читаете громко в храме-это разные техники молитвы...

Цитировать
"Вы знаете, я села вязать, и сначала я только слышала звук моих спиц. Потом этот звук стал монотонным ритмом, я его слушала и слушала, и постепенно благодаря тихому звуку моих спиц я вдруг почувствовала, как тихо вокруг меня. Я стала прислушиваться к этой тишине, и вдруг мне стало ясно, что в сердцевине этой тишины чье-то присутствие. И я поняла, что Бог тут. А дальше (говорит она) я и не молилась, а просто сидела в Божием присутствии".

Митрополит Антоний Сурожский
Пути христианской жизни

Внутреннее молчание
“Keep your mind in Hell, and despair not.” Father Siluan

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #448 : 03 Март 2012, 17:26:13 »
Тем более самообманом будет применение техники, без ощущения присутствия Божия
Почитайте святых отцов...у них описаны техники для новоначальных...в которых о Присутствии не идёт речи...
Начальная молитва "сухая"...а ощущение Присутствия Дар Божий...и...Бог может его не дать...что не означает, прекращать молитву...

И ещё...техника молитвы это её описание...т.е. КАК она происходит...а вы делаете из этого термина жупел...

И ещё...я читал митр.Антония...и ещё много чего...если вы говорите о своём представлении о молитве, то её и описывайте...мы что обсуждаем митр.Антония?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы
« Ответ #449 : 03 Март 2012, 17:28:23 »
Цитировать
А дальше (говорит она) я и не молилась, а просто сидела в Божием присутствии".

Митрополит Антоний Сурожский
Пути христианской жизни

Внутреннее молчание
Ну да...редкий в с.о. наследии пример безмолвной молитвы...так что вы хотели сказать?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.