Спасибо. Только не совсем понимаю, как может быть молитва (умная, не устная) бессловесной, если она еще не сердечная? Вы не могли бы пояснить?
Я категорически утверждаю, что и Аракчеев, и Худяков, должны быть свободны. Но, есть у меня и соображения касаемо движений ума. Мне видится, что чтение напр. псалмов "в уме", сначала бывает непременно безсловесным, когда движение даже не языка, а самых мелких мышц гортани удостоверяет тебя в том, что движение мысли реально. И только потом, подолгу всматриваясь в слова псалма, находишь, что сердечный ритм очень кстати помогает в чтении умом. С каждым ударом сердца просматриваешь умом следующий слог. А иной слог - долго разсматриваешь умом, пока он не выйдет из "поля зрения". Иной раз, замедляя движение мысли, ловишь себя на том, что псалом читается "сам по себе", и ты только наблюдаешь. Это то, что называется "самодвижная молитва". Она редка, и дается как "маячок".
Нейрохирурги давно уже заметили, что мозг не может быть генератором мыслей, но он вполне приспособлен для приема их извне. Кстати, есть такое выражение: "Все животные водятся Богом, а все люди водятся бесом" (Человек служит бесу, если он не служит Богу). Пожелание молитвы без ее воплощения - тешит беса...
А про "родовую травму",это - сильно, но чета какта вроде незачем! Если это мнение Православных, то оно должно быть изучено в подробностях, а если "нет", то "изучение чужих заблуждений никого еще не приводило к истине"
...Надо просто "привязаться" к молитве. Чтобы во время исхождения души из тела, ум был занят полезным. Ведь нам сказано "Душу свою сберечь". Вот нам и дано время жизни для навыкновения в полезном. А без Веры, эти мысли абсурдны....