Исихазм

Автор Тема: Ум Христов  (Прочитано 150808 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #210 : 06 Ноябрь 2010, 16:30:06 »
Вот еще важное про сознание - его свойство запоминать, помнить. На феномене памяти держится цельность сознания.

"Сознание – это постоянное мысленное воспроизведение того уровня памяти, который мы отождествляем с собой."(с)

Если представить сознание как точку, путешествующую на линии времени, то память позволяет объединить настоящий миг со всем прошедшим, преодолеть "здесь и сейчас", размыть точку в пятно. Это один из путей преодоления хаоса развертывания жизненных событий. Смысл осознается, когда соотносимся с прошлым и через это выстраиваем вектор будущего.

Цитировать
В момент пробуждения ото сна, если очень плавно и медленно просыпаться, любой человек может пережить вот что.

Сначала есть чистое осознавание, без всякого наблюдателя, без всякой точки отсчета. Есть чистое восприятие, но нет того, кто воспринимает. Все воспринимается как есть, без оценок, без суждений, без всякой интерпретации - это делать просто некому.

У чистого наблюдателя (как в приводимых в теме примерах пассивного восприятия) этой возможности (сотнестись с прошлым и направиться в будущее) нет. Он может только претерпевать.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #211 : 06 Ноябрь 2010, 17:10:40 »
  Осознающее себя как что? Это для расширения моего понимания...
Осознающее себя как субъект. Я есмь Я. ехиех ашер ехиех. Любое содержание этого сознания является по определению объектом - поэтому буддисты говорят о пустотности изначальной природы.

Вот еще важное про сознание - его свойство запоминать, помнить. На феномене памяти держится цельность сознания.
Не могу с этим согласится.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #212 : 06 Ноябрь 2010, 17:16:04 »
Цитата: Gior
Я есмь Я.

Это может сказать только Бог, на мой взгляд. Это Его сущностное ИМЯ. Аз есмь.

Человек не может может сказать "я" вне Бога. Это будет призрачное нереальное существование.

В это пункте мы не сходимся. Но все равно - читать вас мне всегда интересно. Как и Леонида и многих других.

Цитата: Gior
На феномене памяти держится цельность сознания.
Не могу с этим согласится.

Да я всегда о том же (много раз уже здесь говорила). Про то, что в заупокойном чине просим Бога: сотвори ему (умершему) вечную ПАМЯТЬ.

Бог нас помнит. Тем и живы. 

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #213 : 06 Ноябрь 2010, 17:58:23 »
Это может сказать только Бог, на мой взгляд. Это Его сущностное ИМЯ. Аз есмь.

Человек не может может сказать "я" вне Бога.
И да и нет :)
Истинно и без лукавства сказать "Я есмь Я" может только Бог, но человек образ и подобие, носитель дыхания Бога. Призванный к обожению. Сознание осознающее себя едино с Богом и может с полным правом сказать Я.

Цитировать
Но все равно - читать вас мне всегда интересно.
Спасибо :)

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #214 : 06 Ноябрь 2010, 18:03:15 »
Цитата: Gior
На феномене памяти держится цельность сознания.
Не могу с этим согласится.

Да я всегда о том же (много раз уже здесь говорила). Про то, что в заупокойном чине просим Бога: сотвори ему (умершему) вечную ПАМЯТЬ.

Бог нас помнит. Тем и живы. 


Дорогая Елена! Да так, поистине так!
Обнимаю Вас во Христе!


Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #215 : 06 Ноябрь 2010, 18:05:30 »
Да я всегда о том же (много раз уже здесь говорила). Про то, что в заупокойном чине просим Бога: сотвори ему (умершему) вечную ПАМЯТЬ.
Все же это не тоже что сознание. Вы говорите о личном бессмертии. Это чрезвычайно важный момент - я с этим не спорю, но сознание может быть и без памяти.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #216 : 06 Ноябрь 2010, 19:11:41 »
- тут вот у меня с вами, Леонид, всегдашее расхождение.

У вас в итоге адвайта (недвойственность). Исчезновение-растворение в одном сверх-сознании.
Леночка,
Please, будьте внимательнее в цитировании. Вы совместили мои вопросы с ответами на них прозелита, и приписали мне мнение, которое мне совершенно не свойственно, а, наоборот - у меня с Вами в этом вопросе полное совпадение.

Я просто абсолютно убеждён, что Личная Индивидуальность не растворяется во Господе, а обретает Полноту Бытия в Нём и максимальное раскрытие eё свойств и способностей.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #217 : 06 Ноябрь 2010, 19:17:26 »
Цитата: Gior
сознание может быть и без памяти.

Как это?

Вот описанный опыт пассивного блуждания сознания после просыпания (или когда отходишь от наркоза) - ведь это  впоследствии кто-то вспомнил, а если бы не вспомнил - тогда пропало бы зря. Как множество снов, которые видим, но про которые не помним, и они пропадают зря.

Странное какое-то сознание получается... Увидела видеокамера, в глазок которой никто не смотрит...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #218 : 06 Ноябрь 2010, 19:18:33 »
...но сознание может быть и без памяти.
Может, и мы только что об этом говорили прямо здесь. Прозелит привёл пример утреннего сознания безоценочного фиксатора на просыпе, который ещё не начал "называть" видимые им предметы.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #219 : 06 Ноябрь 2010, 19:22:04 »
Цитата: Леонид
Леночка,
Please, будьте внимательнее в цитировании.

Простите, Леонид. Как-то у меня в голове перепуталось.

Я почему-то вспомнила поэму суфия, которую вы приводили в одной из тем. Там идея недвойственности. Почему-то решила, что вы тоже так мыслите.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #220 : 06 Ноябрь 2010, 19:25:57 »
...а если бы не вспомнил - тогда пропало бы зря. Как множество снов, которые видим, но про которые пропадают зря, потому что не помним по просыпании...
Ничего не пропадает в нашем "компьютере". Откладывается всё. Сны наши подобны скрин-сэйверу чаще всего, но даже и они записаны в "хард-драйве". Именно из-за наличия этой записи чаще всего и случается с нами déjà vu, хоть у этого явления есть иногда и другие причины.

Странное какое-то сознание получается... Увидела видеокамера, в глазок которой никто не смотрит...
Вот тут - трудно согласиться. Кто-то смотрит всегда. Даже глазами примитивных червей.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #221 : 06 Ноябрь 2010, 19:29:51 »
Я почему-то вспомнила поэму суфия, которую вы приводили в одной из тем. Там идея недвойственности. Почему-то решила, что вы тоже так мыслите.
Горячо любимая мной поэма египетского суфия ХIII века Омара инб аль-Фарида "Большая Таыйя" не имеет к Адвайте отношения. Скорее уж, совершенно православный текст, ну, христианский, по меньшей мере.
Вот тут:

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=533.msg3736#msg3736
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #222 : 06 Ноябрь 2010, 21:51:02 »
Цитата: Gior
сознание может быть и без памяти.

Как это?

Вот описанный опыт пассивного блуждания сознания после просыпания (или когда отходишь от наркоза) - ведь это  впоследствии кто-то вспомнил, а если бы не вспомнил - тогда пропало бы зря. Как множество снов, которые видим, но про которые не помним, и они пропадают зря.
Да те же сны - сознание во сне присутствует. Даже самосознание может быть. Но никакой памяти о себе сновидящем может не быть. Как и памяти о сне после пробуждения.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #223 : 07 Ноябрь 2010, 04:05:40 »

Это Бог смотрит (действует) сам в себя. Беспрепятственно, без помех и искажений. Чистое зеркало...

- тут вот у меня с вами, Леонид, всегдашее расхождение.

У вас в итоге адвайта (недвойственность). Исчезновение-растворение в одном сверх-сознании.

Не думаю, что так. Думаю, что будет личностное я-ты. Потому что это большая ценность - вечное благое разверывание отношений любви. Но это не двойственность. Это способность различения без разделения (как у Лиц Святой Троицы).
Цитата: Леонид
Можно сказать, что Полнота Бытия обретает сама себя, притом с нашими личностными качествами.
С нашей стороны по приобщении будет  вечное благодарение. А у вас получается  - Бог будет благодарить Сам Себя.


Вы совместили мои вопросы с ответами на них прозелита, и приписали мне мнение, которое мне совершенно не свойственно, а, наоборот - у меня с Вами в этом вопросе полное совпадение.

Я просто абсолютно убеждён, что Личная Индивидуальность не растворяется во Господе, а обретает Полноту Бытия в Нём и максимальное раскрытие eё свойств и способностей.

Нет, у меня не адвайта в расхожем понимании, все гораздо запущенее :-)

Когда полностью исчезает двойственное деление, то нет ни воспринимающего субьекта, ни воспринимаемого объекта. Нет ни внутреннего, ни внешнего "пространства" - во всех смыслах. Поскольку нет объектов, то все предстает как единое, невычлененное поле явлений и событий. Взаимозависимых при том. Время тоже преображается и становится сакральным, вечным сейчас.
Таково восприятие, таково переживание - живое и яркое.

Что же регистрирует это все, беспристрастно, без оценок и суждений? Имхо, это сознания наших органов чувств просто работают на регистрацию. Сами эти сознания при том никак не интерпретируют воспринятое(хотя обычно могут это делать), и не передают уму для последующих оценок и суждений. Чистое незамутненное восприятие. Отражение. Как чистое зеркало. Что возникло, то и отражает. Что пропало - не отражает.

То, о чем говорю - это НЕ НАБЛЮДАТЕЛЬ. Наблюдатель - это надстройка, уровнем выше, и уже в двойственности. Мой ответ на вопрос Леонида был именно о наблюдателе.А то, о чем говорю сейчас, - это ,пожалуй, по выражению Леонида - "безоценочный фиксатор", недвойственное состояние.

Никакого Царства, никакого "со-растворения" не будет без недвойственности. Любое суждение, любая оценка уже вводит в двойственность, в омрачение (пусть даже в тончайшее),  - прямым путем к небогу. :-)
См. цитату о Моисее  из Псевдодионисия в моем следующем посте.
 
Я писал уже, Елена, что:
Цитировать
Можно сказать, что Полнота Бытия обретает сама себя, притом с нашими личностными качествами.
и не имел при том в виду, что личностные качества наши растворятся в Плероме.

Я не знаю и не хочу гадать, что именно остается из личностной характеристики при "со-растворении", знаю только что остаются самые сущностные, характерные черты. Ни в одной из "главных религий" святые не безличностны, все они обладают в святости ярко выраженной, присущей только им индивидуальностью. Но никто не спорит, что они при том "со-растворились", объединились, приобщились и пр.

То есть, мое воззрение - не адвайта. 

Цитировать
Не думаю, что так. Думаю, что будет личностное я-ты.Потому что это большая ценность - вечное благое разверывание отношений любви. Но это не двойственность. Это способность различения без разделения (как у Лиц Святой Троицы).
Думаю, что в двойственной системе координат вообще невозможно правильно сформулировать, что это будет, поскольку в этих координатах я-ты уже предполагает отдельность. Вернее, что это "есть", потому что нет никаких "будет" и никаких "было". Время ведь тоже иное, преображенное...
Но Вы подошли в описании максимально близко. Хотя писали о том, что "в итоге", а в приведенной Вами цитате речь шла конкретно о "безоценочном фиксаторе" - лишь одном из составляющих Пути.
Вот описанный опыт пассивного блуждания сознания после просыпания (или когда отходишь от наркоза) - ведь это  впоследствии кто-то вспомнил
Не знаю насчет опыта выхода из наркоза, но Вы ощибаетесь - никакого "пассивного блуждания сознания" после просыпания в описанном мною. Именно безоценочная фиксация, отражение всего как есть. Пассивное блуждание - это уже пошла рефлексия. Речь не о том была вовсе, а об опыте, который доступен каждому - ощутить, в каком состоянии ума приобщаются к Нему. Без нагромождения застилающих концепций. Что такое на практике - "оставить всякое познавательное восприятие", по цитате из Псевдодионисия о Моисее (см. мой пост ниже)

Насчет "кто-то вспомнил" есть понятие о том, что у сознаний наших чувств есть собственная память со своей емкостью...в эту память имо все сбрасывается без оценок и суждений.

Цитировать
У чистого наблюдателя (как в приводимых в теме примерах пассивного восприятия) этой возможности (сотнестись с прошлым и направиться в будущее) нет. Он может только претерпевать.

Не-а. Претерпевать в приведенном мной примере тоже некому. Фиксировать не равно претерпевать.

Цитировать
С нашей стороны по приобщении будет  вечное благодарение. А у вас получается  - Бог будет благодарить Сам Себя.
А у Вас получается - двойственность в предстоянии. Так уж получается в субъект-объектной системе координат.
Скажем - квинтессенция личности остается, благодарение остается. Остальное выразимо здесь только через апофатику. :-)










« Последнее редактирование: 07 Ноябрь 2010, 04:58:47 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #224 : 07 Ноябрь 2010, 04:16:17 »
Елена,
Кстати, насчет апофатики. Вот под этим описанием Причины всего (вернее, "Основы", по буддийской терминологии)имхо подпишутся многие тибетские учителя,  хотя буддизм - религия без Бога (как принято считать ими самими ). Но апофатика - любимейший прием их "богословия"(в высших тантрах, по крайней мере). Да и в "Алмазной Сутре"..

Дионисий Ареопагит
О Мистическом Богословии


Цитировать
Глава 4. Что ничем из чувственного не является, превосходя его, Причина всего чувственного
Итак, мы утверждаем, что Причина всего, будучи выше всего, и несущностна, и нежизненна, не бессловесна, не лишена ума и не есть тело; не имеет ни образа, ни вида, ни качества, или количества, или величины; на каком-то месте не пребывает , невидима, чувственного осязания не имеет; не воспринимает и воспринимаемой не является;

Ей не свойственны беспорядок, смута и беспокойство, возбуждаемые страстями материи; Она не бессильна как неподверженная чувственным болезням, не имеет недостатка в свете; ни изменения, ни тления, ни разделения, ни лишения, ни излияния не претерпевает; и ничего другого из чувственного Она не представляет Собой и не имеет.

Глава 5. Что ничем из умственного не является, превосходя его, Причина всего умственного
Далее восходя, говорим, что Она не душа, не ум; ни воображения, или мнения, или слова, или разумения Она не имеет ; и Она не есть ни слово, ни мысль; Она и словом не выразима и не уразумеваема; Она и не число, и не порядок, не величина и не малость, не равенство и не неравенство, не подобие и не отличие; и Она не стоит, не движется, не пребывает в покое, не имеет силы и не является ни силой, ни светом; Она не живет и не жизнь; Она не есть ни сущность, ни век, ни время; Ей не свойственно умственное восприятие; Она не знание, не истина, не царство, не премудрость; Она не единое и не единство , не божественность или благость; Она не есть дух в известном нам смысле, не сыновство, не отцовство , ни что-либо другое из доступного нашему или чьему-нибудь из сущего восприятию; Она не что-то из не-сущего и не что-то из сущего; ни сущее не знает Ее такой, какова Она есть , ни Она не знает сущего таким, каково оно есть; Ей не свойственны ни слово, ни имя, ни знание; Она не тьма и не свет, не заблуждение и не истина; к Ней совершенно не применимы ни утверждение, ни отрицание; и когда мы прилагаем к Ней или отнимаем от Нее что-то из того, что за Ее пределами, мы и не прилагаем, и не отнимаем, поскольку выше всякого утверждения совершенная и единая Причина всего, и выше всякого отрицания превосходство Ее, как совершенно для всего запредельной.


Цитировать
И тогда Моисей отрывается от всего зримого и зрящего и в сумрак (20) неведения (21) проникает воистину таинственный, после чего оставляет всякое познавательное восприятие и в совершенной темноте и незрячести оказывается, весь будучи за пределами всего, ни себе, ни чему-либо другому не принадлежа, с совершенно не ведающей всякого знания (22) бездеятельностью в наилучшем смысле соединяясь и ничего-не-знанием сверхразумное уразумевая.

Бездеятельностью и ничего-не-знанием уразумевая. А не вовлеченной деятельностью и нанизыванием концепций. Здесь имо под бездеятеьностью разумеет делать так словно не делаешь, то есть недеяние.

Цитата: Елена
По буддизму "сорастворения", как я понимаю, нет. В чем (в ком?) "сорастворяться"? 
Вот в этой Причине всего. В Великой Равностности. В Дхармакае (одном из трех тел Будды) - изначальной или истинной природе явлений за пределами концепций или двойственной мысли.
Богом не называют - это да. Не во всех колесницах Буддизма есть это учение и практический вывод из него- вероятно, тоже да. И пути разные, чему несказанно рад.


Говорю же, вершины учений слепят глаза и сливаются в нестерпимом... блеске? Сумраке?
Умолкаю.
« Последнее редактирование: 07 Ноябрь 2010, 05:12:08 от прозелит »