Простите, что нарушаю установившееся в этой теме приятное молчание, но мне показалось, что хотя я и не могу сказать, что такое Ум Христов, но могу описать, как я им пользуюсь.
Отче Дионисий,
Хорошо, что Вы нарушили молчание в этой насущной теме, и прошу меня простить Христа ради за следующий прикол к Вам.
Я понимаю Ум Христов как нечто полностью и безповоротно замещающее обычное человеческое сознание. Им нельзя пользоваться по своему усмотрению, по нужде или собственному желанию.
Скорее, сам Ум Христов начинает пользоваться человеческим мозгом, да и всем организмом в целом в режиме "неслиянно-нераздельно", не разрушая целостности и аутентичности личной индивидуальности своего носителя, ставшего достойным принятию Христова Ума в себя.
Короче говоря - наличие Христова Ума равносильно началу соединению с личным Христом-Спасом, т.е. обожению.
Попробую порассуждать.
Сначала о методе. На небесные вещи нельзя смотреть по-земному, как это делали содомляне, которые собрались от мала до велика познать ангелов по-человечески, да еще и противоестественно. Следует войти внутрь, затворить двери и смотреть на вещи изнутри, как это делают молящиеся умносердечно. Тогда ангелы, как Лота, возьмут тебя за руку и возведут в гору. При этом следует забыть о мозге, ... и о всем телесном, иначе обратишься в соляной столб, как Лотова жена.
Никто не спорит, что ангелы есть умы.
Назначение их можно увидеть из 102 псалма: «Благословите Господа вси ангели Его, сильные крепостию, творящии Слово Его, услышати глас словес Его» То есть ангел (ум) есть какая-то разумная вещь, которая делает для нас понятным одно из божественных словес. Переводит его из божественной трансцендентности в нашу человеческую рациональность.
Ангел есть «сильный крепостью», то есть совершенный в полноте смысла (крепость) дух (сильный). Раз ангел есть дух, то и не изменяется.
Если каждому слову соответствует ангел, то Слову соответствует гармоническая иерархия ангелов или Ум Христов.
Возможность доступа к Уму Христову люди получают в Крещении (потому говорят « … во Имя Господа Иисуса Христа»), а свет в Миропомазании.
Для того, чтобы обратится к Уму Христову, следует призвать Имя Господа Иисуса Святым Духом. Наиболее совершенным именем для этого, согласованным с порядками ангельских сил, является Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя»
Простите, мне кажется, дело обстоит таким образом ...