Но самое главное--это практическое приложение, того что я "выдумал"...Раз разрешены эти чувства, значит можно тренировать душу...настраивать её на восприятие вышеперечисленных чувств, а некоторые вызывать напрямую...
Вот такой вопрос: можно ли, при м.и. смотреть на икону(уже вроде отвечали-можно)...А на фотографию, красивых видов природы, если при этом настраивать душу на благоовение к Творцу...
Я понимаю, что это всё мера вынужденная, т.е. когда ум устал от сосредоточенной молитвы...
И ещё вариант...Мне не хватает рвения, решимости ...Зная это могу ли я стараться развивать раздражительную(деятельную) часть души...Вызывая соответствующее ей чувство(пока не знаю какое) в молитве и даже сосредоточенной?...
Вот такие мысли густой толпой роятся в голове
Да, такие мысли роятся в голове, наверное, многих, кто старается идти этим путем (деятельной веры). Очень и очень трудно и мне ответить на такие вопросы. Могу высказать свои суждения, как я их понимаю.
В тех же "Откровенных рассказах странника..." есть один замечательный совет:
"Молись и делай что хочешь"Дух один, а дары различны. Под
покаянием я понимаю состояние души, которая, просвещаемая Богом благодатью Св. Духа, постепенно приходит во все более ясное осознание того, в чем она (душа) живет по Богу, а в чем - погрешает. Душа борется с эмоциями, которые были ей привычны, а теперь
мешают быть непрестанно в тихом и мирном устроении, которое человеку Бог дал познать или во время исповеди или во время молитвы или еще каким другим способом (это - тайна Бога и человека) и которое (мироное устроение) уходит, как только человек возвращается по привычке к греховному. Об этом презамечательно писал Св. Старец Силуан Афонский в своих записках.
Когда апостол Петр трижды предал Христа, он понял, что такое потерять благодать, понял, насколько немощен человек. Наверняка он сильно переживал это состояние, наверняка сто раз пожалел, что не поступил иначе. Но когда ему Апостол Иоанн Богослов сказал, что там, на Берегу - Его любимый Учитель, то Петр первый побежал ко Христу, потому что от всей души хотел очиститься от той тяжести, которую испытывал. И Бог его , конечно, простил. После этого к Апостолу Петру вернулась та радость, которую он испытывал на Фаворе. И это, безусловно, иные эмоции - это праздник души. Но "несть человека, иже жив будет и не согрешит"...
Еще сказано: "Едите ли, пьете ли... все - во славу Божию творите". Как-то Старца Силуана спросили, грех ли курение. Он на это задал мужчине вопрос: "А Вы попробуйте, прежде чем закурить сигарету, прочесть "Отче наш". Тот сказал: "Да как-то не идет". Старец ответил примерно так: "Вот и не нужно делать такого, от чего не идет молитва".
Одно только замечу еще. Все же благодатные чувства - дар Божий. И если Бог подарил нам их, а затем промыслительно отнял на время, то нужно молиться о том, почему так произошло - и Бог откроет (или лучше спросить своего духовника - если он есть), но пытаться сымитировать - это нехорошо и вредно.
Вот такие мысли роятся у меня. Простите, если в чем-то погрешил против истины. Очень уж сложные эти вопросы.