Язык отцов труден для нашего сегодняшнего дня, но не безнадежен.
Григорием Палама (1296-1359(7?) годы) сделал подъитоживание опыта исихии за тысячу лет, и в целом он описал две мощных вещи.
1. Свет описываемый в Евангелии, и ветхом завете, является не какой либо образно выдуманный свет, а непосредственный свет, который человек (аскет -упражняющийся) может непосредственно воспринять. Согласно отцов имеется свет сопряженный с физическим телом (душа) , который именуется тварным светом, и с которым, и над которым и работает аскет православия.
2. Методы работы с энергией, с светом тварным, который вкратце направлен на замыкании тварного света на самом себе, закольцовывании его.
Маленькая цитата:
У продвинувшихся в исихии все такие вещи получаются без труда и стараний(это он о внутреннем внимании за счет дыхания и задержки дыхания сопряженной с вниманием в теле, и молитвы): при совершенном сосредоточении души в себе остальное постепенно приходит само и без усилий. Наоборот, ты никогда не увидишь, чтобы то, о чем мы говорим, получалось без усилий у начинающих. Терпение бывает от любви, потому что “любовь все выносит” (1 Кор. 13, 7), однако мы ведь все-таки учимся усилием достигать терпения, чтобы с его помощью прийти к любви; так вот и у них. Да зачем о том много говорить? Все имеющие духовный опыт только смеются над людьми, которые не из опыта, а из своего разумения выводят противоположные правила; ведь в таких делах учитель не разум, а труд и добытый трудом опыт, который приносит полезный плод, делая пустыми и бесплодными рассуждения всевозможных спорщиков и обличителей. И если, как говорит один из великих учителей, после падения внутреннему человеку свойственно уподобляться внешним формам [21], то неужели монаху, который старается возвратить свой ум вовнутрь себя и хочет, чтобы он двигался не прямым, а круговым и
неблуждающим движением, не пригодится привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или пупке? [22] Свертываясь внешне по мере возможности как бы в круг, то есть уподобляясь желаемому внутреннему движению ума, он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца. А потом, если сила мысленного зверя на пуповине живота, потому что здесь закон греха имеет свою власть и питает зверя, то почему нам не утвердить тут противоборствующий ему закон вооруженного молитвой ума (Рим. 7, 23), чтобы изгнанный баней возрождения (Тит. 3,5) злой дух, вернувшись с семью другими и злейшими духами, не вселился вновь и последнее не стало хуже первого (Лк. 11, 26)?
" “Внемли себе"
При закальцовывании себя вниманием необходимо знать, что данный путь имеет и свои подводные камни, так как сам сатана то и сделал, что обратил внимание на себя, и пал. Поэтому монах (аскет) должен помнить это. И через призывание Христа и будучи один (сам с собой) надеяться на спасение.