Исихазм

Автор Тема: Еп.Каллист "Умерщвлять или перенаправлять страсти?"  (Прочитано 18788 раз)

maksgor

  • Сообщений: 170
  • максим
    • Просмотр профиля

Я говорил об уме. Ограниченный, он что-то видит и о чем-то догадывается, когда пытается посмотреть ввысь. И как однокрылая птица, не может взлететь. И как половинка монеты, не может "оплатить" свой путь.

d'URIMAR fossoris прав, есть вещи, которые надо заработать и приумножить (как в притчах сказано).
Т.е. Вы считаете что я говорю от своего ограниченного ума? Так что ли? Не спорю,грешен, но что дает Вам основания делать такие заявления? По существу не отвечаете а делаете намеки на духовную несостоятельность. Много заработали? Простите.
"Где двое или трое соберутся во Имя Мое..."Евангелие от Матфея
" ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: `Я Христос', и многих прельстят." Евангелие от Матфея

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Мне вспомнился старый фильм "Сказка странствий" по братьям Гримм. Там был эпизод: явился огнедышащий дракон и увяз в теплом болоте. Много рыцарей уходило с ним сражаться, да так никто и не вернулся. Оказалось, что за те века, что дракон лежал в болоте, на его спине образовался райский мирок: выросла травка, деревья, зацвели сады (дракон-то горячий, огнедышащий). Рыцари, которые шли с ним сражаться, оказывались в этом мирке, оседали там, обзаводились потомством... слушая глухой рев дракона. Теплая благодать от жара в теле дракона.
Дело в фильме кончилось плохо: рыцари решили добыть больше тепла, пробурив скважину в спине дракона. Дракон не выдержал боли, взревел, вырвался наконец из болота, стал на дыбы... И мирок опрокинулся, кончился, погиб  со всеми его обитателями.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

 Вернемся к страстям. С помощью аскетической дисциплины можно заставить замолчать страсти сожительствующие в нашем теле. Но будет ли это правильным?
 Интересную историю я когда-то прочитала, и хотя оно и касается йогов, но думается из нее можно вынести нечто полезное.
  История начинается с того, что одного йога укусила бешеная собака. Используя силу своего сознания, он немедленно создал препятствие действию вируса и продолжал жить, не думая об этом.
Кстати, там была дана сноска, что если бы этот йогин находился в совершенном состоянии сознания, то его не могла бы укусить никакая собака. Но дело не в этом. А в том, что в один прекрасный момент, во время бурного разговора с оппонентом, он вышел из себя и с гневом обрушился на собеседника. Через несколько часов он скончался в страшных муках бешенства.
 Отсюда следует, что сила его заключалась только в контроле с помощью сознания. Как только сознание его споткнулось, все пошло по прежнему, потому что "законы" тела остались неизменными, их только на время заставили замолчать.
  Не то же ли самое происходит с нашими страстями, когда мы их стремимся заглушить в себе...загнать во внутрь, откуда они в благоприятный для них момент могут вырваться,  и "отомстить" за себя по полной программе.
 Поэтому я предполагаю , что все-таки наилучший способ это трансформировать страсти путем изменения  их  в их же противоположность. Ну то есть- перенаправлять.
  
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Дело в фильме кончилось плохо: рыцари решили добыть больше тепла, пробурив скважину в спине дракона. Дракон не выдержал боли, взревел, вырвался наконец из болота, стал на дыбы... И мирок опрокинулся, кончился, погиб  со всеми его обитателями.

собственно, почему только в фильме? так оно было и "в нАтуре" - "прежнее небо и прежняя земля миновали".

и "первое небо" населяли именно те, кто полировали внешнее чаши, и "зарабатывали" себе Царство Небесное.

Вообще - "заслуга в делах" страшная вещь. в своё время, когда Лютер это осознал, он попытался с ней радикально расправиться, и - в ерзультате, создал "заслужливость верой". Что оказалось и ещё почище, ибо заслуживавшие делами хоть что-то делали.

Впрочем, хрен редьки слаще ли?  :-(
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля


 Поэтому я предполагаю , что все-таки наилучший способ это трансформировать страсти путем изменения  их  в их же противоположность. Ну то есть- перенаправлять.
 


"Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего".

Что загонять страсти внутрь, что полировать их заботливо снаружи - две крайности одного и того же заблуждения.

Все побуждения человеческие (и происходящие от них страсти), все они происходят от соби человеческой, собь же человека - это его падшая воля. И пока воля эта действует в человеке, она отравляет собою любые его помыслы, стремления и деяния. Человек приносит тогда плоды веры, прекрасные и благоуханные снаружи, но внутри исполненые яда его соби.

Единственное, что может делать раб божий с древом ядовитым своей соби, это в уничижении духа своего обстригать с него ядовитые ветви. И тогда Садовник Сам сделает прививку добрую на этом обкорнанном стволе, и позаботится о том, чтобы она выросла в новую крону.

Собственна вся патристика об этом была - стригите ветви зла, обрезайте их в уничижении и смирении. И если исполните то, что должны исполнить, в уничижении и невинности, тогда Садовник, если найдёт должным, позаботится о том небесном семени, которое Он насадит в умертвлещённой почве угасшей злонамеренности, и взрастит его так, что птицы небесные будут в ветвях его укрываться.

Но ни часа, ни образа того как это произойдёт никто не ведает, а лишь только Сам Отец наш Небесный. 
 
« Последнее редактирование: 02 Август 2008, 00:45:14 от Helicon »
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Цитата: Helicon
и, по сути, крали у своего Господина, присваивая себе то, что принадлежит единственно Ему Самому в нас.
    Но простите,мы НИЧЕГО не приобретаем кроме прозрачности для воли Божьей,для Духа Святаго,для Фаворского света.И все добродетели - степени прозрачности,т.е. степени НИЧЕГО. :-)
   Мы только теряем самостное наполнение страстей,если работаем с ними. :-D
   ЗЫ:вот,кстати,брожения в МП,оттого,что Лозы не видят,значит имеет место непрозрачность страстей - нам урок,как может быть ужасна нерадивость к очищению внутренних сткляниц.

   
 
« Последнее редактирование: 02 Август 2008, 01:22:57 от d'URIMAR fossoris »
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Цитата: Helicon
и, по сути, крали у своего Господина, присваивая себе то, что принадлежит единственно Ему Самому в нас.
    Но простите,мы НИЧЕГО не приобретаем кроме прозрачности для воли Божьей,для Духа Святаго,для Фаворского света.И все добродетели - степени прозрачности,т.е. степени НИЧЕГО.
   Мы только теряем самостное наполнение страстей,если работаем с ними. :-D

Это всегда успокаивает - если я ТАК МНОГО сделал во Имя Его, то не может же Его воля не быть со мною.

Но - "многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?  И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие."

А пока собь наша творит дела, любые дела, ТЕМ БОЛЕЕ дела веры, всё это - дела беззакония. Ибо творимы беззаконником. А у беззаконника - ЛЮБЫЕ дела беззаконы по определению.

Но пока человек в беззаконии он этого не видит. Наоборот, святость ДЕЛ  его сияет перед ним как солнце, но в этом свете собь его извивается как змея, покрываясь лучами, как покрывалом, но от этого не переставая быть тем, чем она есть по сути.

Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Цитировать
Если я болею насморком, то мне нужно от него вылечиться.

Правильно - вылечиться, но не рубить нос...

Касательно католиков - Вы же не скажете, что свт. Григорий Палама был католиком, а он говорил о божественных страстях...
« Последнее редактирование: 02 Август 2008, 01:58:10 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Цитировать
А я до сего момента думал, что Царствие Божие даруется по чистому милосердию Господню. А вот оно оказывается как - его можно заработать!

Ответ:
Цитировать
Не всякий, глаголящий мне "Господи, Господи" внидет в Царствие Небесное, но творящий волю Моего Отца.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Это всегда успокаивает - если я ТАК МНОГО сделал во Имя Его, то не может же Его воля не быть со мною.
   Это интеллектуальный подход,для духовной жизни он не годится,ибо воля Божья постигается сердцем и совсем немного умом.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

   Это интеллектуальный подход,для духовной жизни он не годится,ибо воля Божья постигается сердцем и совсем немного умом.

Проблема лишь заключается в том, что "сердце" или же волительная часть, у человека как раз и есть погибшее безвозвратно. Новая же воля зачинается в его рассудочной части, Господом, посредством благолюбия. И до тех пор, пока новая воля не рождена в человеке Господом, а старая не усыплена совершенно, всё, что "постигается сердцем", постигается по, и из его соби. А собь будет всё извращать и представлять таким образом, каким ей, соби, это будет удобно и нужно.

Имено поэтому и было сказано Господом, что пока человек не родится заново, он не может войти в Царствие. 

А прежде чем родится новое, старое должно умереть, ибо собь и Господнее не могут быть вмете, старая и новая воля в человеке не уживуться, и двум господам он служить не возможет.

Крещение знаменует и представительствует такое новое рождение и возрождение в Господе, но это лишь знак этого, и ничего более. Само по себе оно не даёт ни нового рождения, ни новой воли в Господе.

     
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

maksgor

  • Сообщений: 170
  • максим
    • Просмотр профиля

Вернемся к страстям. С помощью аскетической дисциплины можно заставить замолчать страсти сожительствующие в нашем теле. Но будет ли это правильным?
 Интересную историю я когда-то прочитала, и хотя оно и касается йогов, но думается из нее можно вынести нечто полезное.
  История начинается с того, что одного йога укусила бешеная собака. Используя силу своего сознания, он немедленно создал препятствие действию вируса и продолжал жить, не думая об этом.
Кстати, там была дана сноска, что если бы этот йогин находился в совершенном состоянии сознания, то его не могла бы укусить никакая собака. Но дело не в этом. А в том, что в один прекрасный момент, во время бурного разговора с оппонентом, он вышел из себя и с гневом обрушился на собеседника. Через несколько часов он скончался в страшных муках бешенства.
 Отсюда следует, что сила его заключалась только в контроле с помощью сознания. Как только сознание его споткнулось, все пошло по прежнему, потому что "законы" тела остались неизменными, их только на время заставили замолчать.
  Не то же ли самое происходит с нашими страстями, когда мы их стремимся заглушить в себе...загнать во внутрь, откуда они в благоприятный для них момент могут вырваться,  и "отомстить" за себя по полной программе.
 Поэтому я предполагаю , что все-таки наилучший способ это трансформировать страсти путем изменения  их  в их же противоположность. Ну то есть- перенаправлять.
  
Обратите внимание Вы вначале говорите что эпизод этот из жизни йогов и делаете поправку, а в конце выводите из этого серьезную мысль. Не знаю как там йоги... Уже лет десять не читаю ничего про них, а все, что было выветрилось... Неинтересно. А делать выводы из чуждых практик никуда не годится... В одну телегу впрячь не можно...
Цитировать
Если я болею насморком, то мне нужно от него вылечиться.

Правильно - вылечиться, но не рубить нос...

Касательно католиков - Вы же не скажете, что свт. Григорий Палама был католиком, а он говорил о божественных страстях...
Опять передергиваете. Если я лечу насморк то лечу насморк, а не рублю нос. Что тут непонятного?Имелась в виду экстатическая молитвенная практика католиков.
Загонять страсти внутрь? Поначалу действительно так. Все же постепенно. Сначала стараешься не делать поступков обусловленных гневом, потом учишься промолчать, потом учишься пресекать саму бурную волну и так далее... Это как возвращение с проторенной дорожки. Учение об искоренении страстей совершенно согласуется с исихазмом. Многие же по-моему хотят усложнить себе жизнь или облегчить. Не есть целомудрие - трансформированный блуд, чревоугодие-преображенное воздержание, гордость - преображенное смирение...  Скорее можно понять так: нужно использовать то рвение, силу воли с которым мы шли на совершение греха для взращивания добродетелей. .. Все, к сожалению надо идти на работу.
"Где двое или трое соберутся во Имя Мое..."Евангелие от Матфея
" ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: `Я Христос', и многих прельстят." Евангелие от Матфея

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Есть страсти, которые необходимо искоренять, например, химические зависимости, ибо они закрывают мир Божий. Есть страсти, от которых желательно избавиться без каких-либо последствий, ибо они, как бракованное стекло, не позволяют видеть в правильных пропорциях мир Божий: например, привычка жевать жвачку. Есть же в нас то, что дано нам от Бога и искоренить эти страсти решительно невозможно. Вспомним Ветхий Завет. Разве не имел Бог неких страстей, когда говорил о неугодности жертв и молитв? Есть даже слова и сердце и душе Бога... Разве Христос не гневался?
А то ишь, придумали монахи: имея тело земное избавиться от блуда захотели... не выйдет. Просто потому, что пока есть тело -- будет и блуд. А вот транформировать блуд -- вполне реально.
Как часто видишь: была семья, состарилась, а супруги как чужие друг другу и людям... Семейный очаг горел, пока дрова блудной страсти их поддерживали. Как пришла старость -- очаг стал холодным и неуютно стало...
А дыхание любви, трансформировавшейся из блуда, оставляет до самой смерти в очаге горячие согревающие всех вокруг угли.
Говорить же о том, что от страстей нужно всегда избавляться или всегда трансформировать: т.е. иметь черно-белое сознание -- опасно для самого человека.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Не есть целомудрие - трансформированный блуд, чревоугодие-преображенное воздержание, гордость - преображенное смирение...  Скорее можно понять так: нужно использовать то рвение, силу воли с которым мы шли на совершение греха для взращивания добродетелей. .. Все, к сожалению надо идти на работу.
Насколько я понял :-)...В топике не шло речи о преображении чревоугодия, гордости...
Я для себя сделал такой конспектик:/"аввы Исайи († 491),

по естеству вожделение (к Богу)---в срамное похотение...
по естеству есть ревность по Богу---ревновать друг против друга, завидовать и лгать ...
гнев по естеству - и без гнева не бывает у человека и чистоты, если не будет он гневаться на все, всеваемое в него врагом--- гневаться на ближнего из-за всяких вещей, ненужных и бесполезных...
Есть в уме ненависть по естеству(…), и без ненависти к врагам честь (цена и достоинство) души не обнаруживается---ненавидеть ближнего и с отвращением гнушаться им...
 Уму свойственно высокомудрие по естеству пред врагами его,---смирились мы пред врагами и возвысокомудрствовали друг пред другом..."/
Последняя фраза почему то :-D, поразила своей точностью :-)...
Вообще то я пробовал гнев перенаправлять на страстные помыслы...С помыслами борьбы не получилось, а вот агреесивность выросла...Увы...Но всё равно буду пробовать, мне кажется если не использовать страстные силы души, то постепенно падаю в амёбообразное состояние :-)...Дело сложное, но под лежачий камень вода не бежит :-)...Мне вот так кажется :-)...Простите...

"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

А вот транформировать блуд -- вполне реально.
Как часто видишь: была семья, состарилась, а супруги как чужие друг другу и людям... Семейный очаг горел, пока дрова блудной страсти их поддерживали. Как пришла старость -- очаг стал холодным и неуютно стало...
А дыхание любви, трансформировавшейся из блуда, оставляет до самой смерти в очаге горячие согревающие всех вокруг угли.


Блуд НЕВОЗМОЖНО трансформировать в любовь супружественную. Любовь блуда сама по себе уже есть трансформированная любовь телесных услаждений. Но в обновлённом человеке любовь супружественная даже дарит чистую любовь телесных наслаждений, но это не старая любовь блуда, а нечто совершенно новое - "се, творю ВСЁ новое".
Это как в Господе, после его воскресения была не та старая, простая человечность, заимствованная от Марии при рождении, которой и в которой он переживал человеческие страти и искушения, и которая умерла на кресте полностью, но совершенно новая, полностью Божественная Человечность, обретённая от Отца, и в которой "полнота Божества пребывала телесно"

Именно Господне Прославление и есть образом нашего преобразования и возроржджения. Как в Нём должна была умереть простая человечность, и на её место прийти новая, от Отца из вечности, точно также и в нас должна умереть наша собь полностью, чтобы затем мы могли бы облечься от Господа в новую, чистую человечность, которая есть тогда чистая ветвь от Его Божественной Человечности в творении.

Если же собь со всеми своими страстями не умрёт, а лишь будет "очищаема" и "трансформируема", то это будет не просто "полирование внешнего чаши", но это будет именно духовное прелюбодеяние во всей его красе, когда смешиваемо то, что должно быть максимально в человеке раздельным
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове