Исихазм

Автор Тема: "Зрети своя прегрешения" или еще раз о покаянии  (Прочитано 13205 раз)

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Проблема неофита. Исповедь и причастие, их связь. Известно, что в ранней христианской  церкви этой связи не было... По-правде сказать, получается, исповедуюсь, чтобы причаститься. По настоящему, если можно так выразиться, исповедовался, во времена, когда только пришёл в церковь. Иногда сильно ощущая необходимость в причастии, я понимаю, что исповедуюсь не имея уже того сокрушения, раскаянья. Рассказываешь по сути один и тот же, надоевший список своих грехов.

Исповедь подразумевает, что ты по-настоящему настроен, должен быть полон решимости  больше не совершать поступков, в которых раскаялся. Но тут опять получается у меня не стыковка. Есть грехи и пороки души, с которыми я знаю приду в очередной раз, чтобы огласить их священнику. А священник спрашивает, «в грехах то хоть раскаиваешься?». Отвечаю: «Да». Позже осознавая, что на самом деле возможно уже и «нет». И оказывается, что не все в порядке с совестью: человек – ложь. Всё это вызывает у меня всё сильнее смущение и недоумение. Ощущение, что образовался какой то замкнутый круг, из которого, кажется, что уже и не выбраться. Может быть, проблема и действительно разрешиться со временем, может быть это всего лишь какой-то этап. Но для меня есть опасность «смириться» с этим. А может быть это и нужно?
яко немощен есмь

konart

  • Сообщений: 258
  • Константин, Москва
    • Просмотр профиля

По поводу связи исповеди и Причастия расскажу свой опыт. В лагерь, когда я сидел, священник приходил почти каждую неделю. Служился молебен, или панихида, или просто ставили лавочки в храме и беседовали. И, обязательно каждый месяц была исповедь. А вот Литургия тогда служилась раза два в год, технически не получалось по другому. И это дало мне опыт, который я считаю очень важным - не "исповедоваться, ради того, чтобы причаститься". И после освобождения я старался, да и сейчас стараюсь на исповедь ходить еженедельно, даже если не причащаюсь.
Не надо поддаваться помыслу, что ты готов к Причастию. Никогда не будешь готов, ведь сердце наполнено всяческим богопротивными движениями, и, даже если ты исповедался, что, думаешь что стал безгрешен и достоин подойти поэтому к Чаше? Конечно, с такими мыслями какое уж покаяние будет...
Если Царствия Небесного нет в тебе, неважно, что ты выбрал вместо него и почему ты это выбрал.

К. С. Льюис

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

В том то и дело что не достоин всегда по умолчанию...
яко немощен есмь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Проблема неофита. Исповедь и причастие, их связь.

Как раз для неофита это небольшая проблема, пока есть искреннее стремление. Проблема появляется, когда заканчивается "неофитский" период. Проблема же в формальности исполнения исповеди... да и самого причащения. Отсутствие духовного развития, многопопечительность, утрата былого устремления, привычка... Антиквар уже говорил как-то, что со временем приходит горькое осознание (у кого были "абсолютные" надежды на силу таинства) того, что исповедь-то у священника грехи не смывает. Сначала - да: смывает, а потом и глубже - нет. Это верный знак разрыва между застывшей внутренней жизнью и внешним ее наполнением. А горькое понимание - знак неутраченной искренности и переживания своего окаянного состояния.

Ужасно, когда это горькое осознания разрыва между внешним (исполнением правил) и внутренним (застывшим состоянием) утрачивается. И недостоин - по умолчанию - становится также неким формальным правилом...

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Братия и сестры :-), большое вам всем спасибо за действительно ценные для меня мысли и цитаты отцов.

Вот еще неплохая беседа митр. Антония Сурожского О покаянии и исповеди

Кстати говоря, и то, что написал 000 и то, что написал Alexander наталкнуло меня на размышления о глубинной связи между покаянием и смирением...

И еще, друзья, тема исповеди и Таинства Причастия в этой теме офф-топ, эта тема немного не о том.  Всех же, кто имеет, что либо сказать по поводу опыта Причащения, приглашаю в тему
Великое средство для обОжения - Евхаристия, которую я когда то пытался поднять на этом форуме, но которая, к большому моему сожалению, тогда не получила развития...

Особенно, мне кажется, сестра Елена могла бы поделиться опытом :-)

С уважением,Д




Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Цитировать
что исповедь-то у священника грехи не смывает. Сначала - да: смывает, а потом и глубже - нет.

Alexander не томите уже))), раскройте тему того, что по Вашему "смывает" глубинную греховность и излечивает глубинные раны нанесенные грехом и освежаемые каждый раз воспоминанием о нем???
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Alexander не томите уже))), раскройте тему того, что по Вашему "смывает" глубинную греховность и излечивает глубинные раны нанесенные грехом и освежаемые каждый раз воспоминанием о нем???

На этот вопрос каждый отвечает сам освящением своей жизни. Кто же освящает жизнь, мы знаем (или догадываемся).

Елена

  • Гость
И еще, друзья, тема исповеди и Таинства Причастия в этой теме офф-топ, эта тема немного не о том.  Всех же, кто имеет, что либо сказать по поводу опыта Причащения, приглашаю в тему
Великое средство для обОжения - Евхаристия, которую я когда то пытался поднять на этом форуме, но которая, к большому моему сожалению, тогда не получила развития...

Особенно, мне кажется, сестра Елена могла бы поделиться опытом :-)
Просто Вы просили написать о своем опыте, а для меня покаяние и исповедь неразрывно связаны, как только я раскаиваюсь в каком-либо грехе, то сразу же начинаю писать исповедь для духовного отца. И по-другому не могу жить.
В моем живом журнале один человек писал о покаянии вне связи с исповедью. Очень искренне. Но запись подзамочная и в данный момент у меня нет пароля от собственного журнала. :)))

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

И еще, друзья, тема исповеди и Таинства Причастия в этой теме офф-топ, эта тема немного не о том. 

 Вы правы, прошу прощенья.
яко немощен есмь

konart

  • Сообщений: 258
  • Константин, Москва
    • Просмотр профиля

Ужасно, когда это горькое осознания разрыва между внешним (исполнением правил) и внутренним (застывшим состоянием) утрачивается. И недостоин - по умолчанию - становится также неким формальным правилом...
Кажется, разрыв тут не между "исполнением правил" и "внутренним".
Разрешительной молитвой священник отпускает нам совершенные грехи, в которых мы покаялись, пусть и не очень горячо. Он не искоренил в нас источник совершения грехов, наше внутреннее расположение и удобопреклонность к совершению греха "делом, словом и помышлением" за тот короткий миг под епитрахилью не изменились. Но произошло другое - мы стали лучше видеть это свое состояние. Тут и возникает горький разрыв: "каюсь, исповедуюсь, а все такой же как и был". И источник этого "горького разрыва" для себя я определил как гордость. Именно она не дает принять свое падшее состояние. Как же так, каюсь, к Богу стремлюсь, а все такой же. И мутная горечь прямо-таки физически чувствуется. И чувство покаяния, недостоинства своего, которому обычно сопутсвует мирная радость от осознания этого недостоинства, иногда с оттенком грусти, но всегда с надеждой, замещается неким жгучим смущением. Той самой "горечью, ею же меня супротивник напоил".
Если Царствия Небесного нет в тебе, неважно, что ты выбрал вместо него и почему ты это выбрал.

К. С. Льюис

Елена

  • Гость
И источник этого "горького разрыва" для себя я определил как гордость.
А я увидела эгоизм, самость, неумение любить как главное препятствие на пути к исправлению. Ну и гордость тоже есть, конечно.

konart

  • Сообщений: 258
  • Константин, Москва
    • Просмотр профиля

И источник этого "горького разрыва" для себя я определил как гордость.
А я увидела эгоизм, самость, неумение любить как главное препятствие на пути к исправлению. Ну и гордость тоже есть, конечно.
Да, самость, конечно.
То есть не у одного меня такой "горький разрыв" воспринимается как искушение от противника?
Если Царствия Небесного нет в тебе, неважно, что ты выбрал вместо него и почему ты это выбрал.

К. С. Льюис

Елена

  • Гость
Да, самость, конечно.
То есть не у одного меня такой "горький разрыв" воспринимается как искушение от противника?
Скорее как повреждение человеческой природы. Хотя "противник" тоже руку приложил, наверное. Но я часто вспоминаю притчу о том, как он сидел и болтал ногами, потому что люди все сами за него делали.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

    Прегрешение прегрешению рознь. Возможны ситуации когда подробности неверного поступка не всплывают, а живут в тебе, сроднившись с тобой, и рассматривать их означает рассматривать себя, глубоко искалеченного и не подлежащего восстановлению, потому как  оно бессмысленно…. неверный поступок совершен… совершил его сам человек, осознанно или нет, уже неважно, его последствия катастрофичны…. реанимация невозможна….             
    Исповедь в подобном случае всего лишь формальность, ничего не влекущая за собой, полностью пустая формальность,  она ничем не наполнена, т.к. вычищает грех благодать, а внутри пустота и мрак… и ты погружаешься в них
«душа, погрузившись в бездну тмы и в глубину смерти, лишена дыхания, и среди страшных зверей пребывает мертвою для Бога. Кто же может сойти в эти тайники и глубины ада и смерти, кроме самого Художника, произведшего тело?»
    «Но когда слышишь, что Господь в оное время избавил души из ада и тьмы, что сходил Он во ад и совершил славное дело, - не думай, что все это далеко от души твоей.……..Господь приходит в души, Его взыскавшие, во глубину сердечного ада…….И сокрушает Он тяжелые камни, лежащие на душе, отверзает гробы, воскрешает истинного мертвеца, изводит заключенную душу из мрачной темницы.» Макарий Египетский «Духовные беседы» http://www.hesychasm.ru/library/makari/besed2.htm#bs11
     Если покаяние в традиционно принятом виде уже  невозможно, то вариантом остается встреча с Богом в глубине сердечного ада, ибо Господь пришел взыскать и спасти погибшее

konart

  • Сообщений: 258
  • Константин, Москва
    • Просмотр профиля

Да, самость, конечно.
То есть не у одного меня такой "горький разрыв" воспринимается как искушение от противника?
Скорее как повреждение человеческой природы. Хотя "противник" тоже руку приложил, наверное. Но я часто вспоминаю притчу о том, как он сидел и болтал ногами, потому что люди все сами за него делали.
Я, собственно, имел в виду саму горечь, вот этот надрыв и трагизм, который привносится лукавым, вместо мира в душе от осознания своего ничтожества и бессильности.
Если Царствия Небесного нет в тебе, неважно, что ты выбрал вместо него и почему ты это выбрал.

К. С. Льюис