Автор, возможно, говорил о большем... Однако его слова слишком часто понимаются именно в обезбоженном виде. Под этим слоганом сформировался православный мейнстрим. Эти слова стали оправданием безблагодатного существования внутри мейнстрима. Нет на этих людях печати Духа Святого, нет Его благодати, нет Его даров, и вместо истинного покаяния они заявляют: нам осталось только покаяние, при этом отрицая саму цель покаяния - стяжание Святого Духа.
Ниже привожу две своих реплики из старой форумской темы.
О книге писем иг.Никона (Воробьева) - в ней большой жизненный опыт... Я не уверен, что этот опыт можно взять, не задумываясь, как образец для подражания. Само название книги "Нам оставлено покаяние" хорошо выражает ее направленность. Но разве только покаяние нам оставлено? Какая-то пониклость и обездоленность звучит в этих словах. Словно мы уже и не в Церкви, и Господь не посреди нас, и Дух Святой не приходит как Царь Небесный и Утешитель. Если мы в Церкви, то с нами Бог, мы рождаемся духовно именно так, как описано в 3 главе от Иоанна, с нами духовная сила, у нас духовная радость. Нам дан Дух Святой! Да, мы немощны и грешны, и если мы каемся в грехах своих, то для того, чтобы от них очиститься и получить дары Духа, о которых говорит ап.Павел: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Должна быть положительная направленность умного делания - это стяжание Духа Святого. Грехи свои можно рассматривать долго, но истинное видение греховности и душевной проказы даст только Святой Дух - и очистит Он, и омоет, и светом любви озарит. Когда же каемся и каемся, и каемся, а света нет и только грехи мучают, значит, покаяние наше фальшивое.
Церковь жива не покаянием, Церковь вечно жива Христом как Тело Его.
Я не могу согласиться со словами, вынесенными в начало книги: "Большинство не понимает христианства. Некоторые поняли; поняли, что самое главное – понуждать себя и делать заповеди Христовы, и каяться в своих недостатках и нарушениях заповедей, каяться всегда, считать себя негодным для царствия Божия... "
Господь говорит совсем иначе: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Господь призывает: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Гсоподь утверждает: должно вам родиться свыше.
Самое главное в христианстве - Бог, а для христиан - обожение!
Слова Господа: Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное очень хорошо выражают смысл покаяния.
К нам приблизилось Царство Небесное, поэтому мы должны покаяться. Еще раз хочу напомнить, что слово "покаяние" слишком одебелилось в наших умах и приобрело морально-назидательный оттенок. Покаяние - это перемена всего нашего ума или, лучше сказать, перемена сознания. Мы должны измениться, чтобы принять Дух и войти в Царство, которое внутри нас прорастает.
Недостоинством (и греховностью) очень легко совестить себя и другого. Этим словом сильно злоупотребляют, когда забывают, что у нас есть достоинство во Христе. Я соглашусь с Леонидом: что ищешь, то и находишь. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его Это усилие ведет и через постижение грехов, и через ад собственной души.
Ищущий только свое недостоинство, находит его, и что находит, можно понять, когда видит свои грехи и грехи всего мира, заявляя, что в настоящие времена Дух стяжать невозможно по грехам нашим.