"Ни монахам по одежде, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни почтенным достоинствам архиерейства, патриархам … митрополагающим и епископам, так просто и только из-за рукоположения и за его ценность не дается от Бога оставлять грехи … но только тем, кто среди священников и архиереев и монахов может быть сопричислен к лику учеников Христовых за чистоту". (Василий архиепископ (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов
Как известно, христианство не родилось вместе со священниками. Первые фигуры, которые возникают в церкви, - это апостолы, духовная работа которых до сих пор является предметом богословского и исторического исследования. Затем появляются епископы, которые почти полностью наследуют апостольский чин и продолжают в церкви почти ту же самую, с интересующей нас точки зрения деятельность, которую вели апостолы: они - и совершители церковных тайн, и учителя, и собеседники, и помощники людям в самых разных вопросах. И, наконец, немного позже появляются другие чины: священники и диаконы.
Появление пастыря связано не только с чином священника: и апостол - пастырь, и епископ - пастырь, и священник - пастырь, и даже диакон - пастырь. В древней церкви, с одной стороны, пастырство достаточно широко развивается и не закрепляется за каким-то отдельным чином, а с другой -смысл пастырства четко еще не опознан сознанием Церкви.
Священник может быть служителем тайн и может не быть при этом пастырем. Пастырство - это особое предназначение священника, которое требует особой подготовки и особого состояния духа
Как методологически можно сопоставить психотерапевтическую практику с пастырским служением. Что в них сравнимого? Наверное, сравнимо именно то, что вызывает как с одной, так и с другой стороны, взаимное недоверие и ревность. Ведь не секрет, что с той поры, как в жизнь христианского общества стали входить психоанализ и психотерапия, стало принято указывать, что эта практика стала подменять для христиан исповедь. Реальна ли подмена или нет, но факт указанного беспокойства бесспорен. Что же вызывает ревность? Как минимум три явления: влияние на душу, харизматичность терапевта, исключительность практики, которая должна соперничать с таинством.
Личностная зрелость одинаково необходима как для психолога, так и для пастыря. Если священник приходит в служение, не прояснив для себя, зачем он туда приходит, то беда от такого пастыря. Он будет реализовывать какие-то свои честолюбивые или сребролюбивые замыслы, либо пытаться властвовать над людьми, т.е. решать какие-то свои задачи, а не служить людям
священник не может не быть включен в собственную духовную покаянную практику. Несомненно, человек не может быть священником, если сам не знает своих пороков, страстей и не борется с ними. Путь покаяния, путь к чистоте - обязательное требование к священнику
http://www.fapsyrou.ru/a_lorgus_2.phpУ меня вопрос, как вы считаете, действительно ли исповедь связана с психикой человека, и может ли неумелый или нечистый пастырь,принимающий исповедь, нанести какой-либо серьезный вред нашей психике?