Исихазм

Автор Тема: Психология исповеди  (Прочитано 59628 раз)

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Психология исповеди
« : 01 Март 2009, 21:48:49 »
"Ни монахам по одежде, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни почтенным достоинствам архиерейства, патриархам … митрополагающим и епископам, так просто и только из-за рукоположения и за его ценность не дается от Бога оставлять грехи … но только тем, кто среди священников и архиереев и монахов может быть сопричислен к лику учеников Христовых за чистоту". (Василий архиепископ (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов


Как известно, христианство не родилось вместе со священниками. Первые фигуры, которые возникают в церкви, - это апостолы, духовная работа которых до сих пор является предметом богословского и исторического исследования. Затем появляются епископы, которые почти полностью наследуют апостольский чин и продолжают в церкви почти ту же самую, с интересующей нас точки зрения деятельность, которую вели апостолы: они - и совершители церковных тайн, и учителя, и собеседники, и помощники людям в самых разных вопросах. И, наконец, немного позже появляются другие чины: священники и диаконы.
Появление пастыря связано не только с чином священника: и апостол - пастырь, и епископ - пастырь, и священник - пастырь, и даже диакон - пастырь. В древней церкви, с одной стороны, пастырство достаточно широко развивается и не закрепляется за каким-то отдельным чином, а с другой -смысл пастырства четко еще не опознан сознанием Церкви.

Священник может быть служителем тайн и может не быть при этом пастырем. Пастырство - это особое предназначение священника, которое требует особой подготовки и особого состояния духа

Как методологически можно сопоставить психотерапевтическую практику с пастырским служением. Что в них сравнимого? Наверное, сравнимо именно то, что вызывает как с одной, так и с другой стороны, взаимное недоверие и ревность. Ведь не секрет, что с той поры, как в жизнь христианского общества стали входить психоанализ и психотерапия, стало принято указывать, что эта практика стала подменять для христиан исповедь. Реальна ли подмена или нет, но факт указанного беспокойства бесспорен. Что же вызывает ревность? Как минимум три явления: влияние на душу, харизматичность терапевта, исключительность практики, которая должна соперничать с таинством.
Личностная зрелость одинаково необходима как для психолога, так и для пастыря. Если священник приходит в служение, не прояснив для себя, зачем он туда приходит, то беда от такого пастыря. Он будет реализовывать какие-то свои честолюбивые или сребролюбивые замыслы, либо пытаться властвовать над людьми, т.е. решать какие-то свои задачи, а не служить людям
священник не может не быть включен в собственную духовную покаянную практику. Несомненно, человек не может быть священником, если сам не знает своих пороков, страстей и не борется с ними. Путь покаяния, путь к чистоте - обязательное требование к священнику

http://www.fapsyrou.ru/a_lorgus_2.php

У меня вопрос, как вы считаете, действительно ли исповедь связана с психикой человека, и может ли неумелый или нечистый пастырь,принимающий исповедь, нанести какой-либо серьезный вред нашей психике?
 

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #1 : 01 Март 2009, 21:56:50 »
Светлана может быть все что угодно... Но на все воля Божия...
Я знаю такой пример... Но Вам не расскажу... не хочу травмировать Вас...

Вы поймите священники не святые... Но избранники Божии...

Он выбрал себе таких людей... Чтож мы будем  теперь недовольство свое высказывать...

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #2 : 01 Март 2009, 22:10:11 »
Всегда ли по воле Божьей священники избираются? И есть ли воля Божья на то, чтобы после исповеди у такого "священника" психически неустойчивый человек попал в сумасшедший дом?

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #3 : 01 Март 2009, 22:14:28 »
Знаете, как это ужасно, на самом деле...Ведь идешь на исповедь и веришь, что к помазаннику Божьему, и принимашь его вердикт о своем состоянии, как от самого Бога... А потом выходит, что был почти здоров до исповеди, а после исповеди хоть в петлю лезь, безысходность, страх, тоска...

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #4 : 01 Март 2009, 22:22:49 »
Видимо да.... но это имхо конечно...

Nekto

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #5 : 01 Март 2009, 22:24:38 »
Светлана!
Мне так понятны и Ваши переживания и Ваш протест и ваша боль!
Наверное, я и сама такая, как Вы!

Но, честное слово, Вы очень погорячились, когда открыли тему накануне Великого поста!
 
Не время сейчас вступать в дебаты - время молитвы, самопознания и Покаяния!

Будем ли мы судить в это время о "неумелых и нечистых пастырях"?
Да и вообще, стоит ли когда-либо о них судить?

Вы идёте своим Путём!
Я - своим!
Алёша - своим!
Мы все, присутствующие здесь на форуме, идём СВОИМИ Путями к Одной и той же цели!

Мы все идём ко Господу!

Так пусть же  время Великого Поста будет временем примирения, Любви и согласия!

Пусть не будет выяснения отношений, кто кого "на рубль дороже",

Всем желаю мира и Любви во Господе нашем, Иисусе Христе!

С любовью ко всем. Татьяна.
« Последнее редактирование: 01 Март 2009, 22:44:34 от Nekto »

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #6 : 01 Март 2009, 22:27:46 »
Татьяна, я протестантка. У меня пост по четвергам, каждую неделю. И еще перед Причастием.

Nekto

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #7 : 01 Март 2009, 23:03:01 »
Цитировать
У меня вопрос, как вы считаете, действительно ли исповедь связана с психикой человека, и может ли неумелый или нечистый пастырь,принимающий исповедь, нанести какой-либо серьезный вред нашей психике?

Светлана! А зачем Вы задаёте этот вопрос аудитории?
Действительно, ли Вы хотите и готовы услышать на него правильный ответ?!

Ведь Вами же в данном случае руководит желание отстоять именно "свою" точку зрения!

Возможно, что Вы более правы, чем кто либо другой!

Но Истина, увы, не рождается в споре!
Истина, она на то и Истина, что Она была, есть и будет, не смотря на мнения о Ней!

Загляните глубже в себя, что руководит Вами в сегодняшних Ваших действиях?

Если человек не готов вместить Истину - он её и не вместит!
Всему своё время!

Если зерно упадёт на благодатную возделанную почву, оно прорастёт изобильным урожаем!
А если на голые каменья?

Что пользы будет Вам убедиться в правильности собственных доводов (хотя кто может претендовать на полноту Истины?), если ценой тому будут смущённые  и опечаленные души ваших сестёр и братьев?

Стоит ли оно того?

Ничего кроме стыда и разочарования Вам Ваша победа не даст!

А пост тут совсем не при чём!

Но когда брат твой находится в молитвенном делании ( а таких будет много во время Великого поста), стоит ли его отвлекать досужими разговорами?
« Последнее редактирование: 02 Март 2009, 00:07:55 от Alexander »

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #8 : 01 Март 2009, 23:09:54 »
У меня вопрос, как вы считаете, действительно ли исповедь связана с психикой человека, и может ли неумелый или нечистый пастырь,принимающий исповедь, нанести какой-либо серьезный вред нашей психике?
 
Вообще любое Таинство тесно связано с психикой человека, потому что Таинство всегда связано с ожиданием и определенным напряжением всех сил человека: духовных, душевных и телесных. Исповедь же - немного стоит в стороне от "чистого" Таинства: в ней принимает участие священник не только в качестве призывающего Тайносовершителя, но и как выслушивающий исповедника, находящегося на пределе душевных сил. Что священник посоветует - то обычно очень сильно отпечатывается в душе исповедника.

Простите, недописал. И выслушивать советы личностно незрелого священника вообще не стоит - себе дороже. Да и вообще спрашивать на исповеди ни о чем не стоит. Вопросы - в свободное от службы время. И то далеко не к каждому священнику, очень далеко не к каждому...

« Последнее редактирование: 01 Март 2009, 23:25:46 от yury_petrov »

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #9 : 01 Март 2009, 23:13:08 »
Татьяна, так вы не отвлекайтесь, молитесь на здоровье, я ведь, через инет помешать вам не могу. Не найдется с кем поговорить - переживу, не страшно.
Мне не правоту свою отстоять хочется, а разобраться в данном вопросе. Я ведь, после того случая больше на исповеди не была. Вот и хочу прийти к какому-то решению для себя, что мне делать дальше, как себя повести. Возможно, это обсуждение  поможет мне принять решение.

Nekto

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #10 : 01 Март 2009, 23:27:36 »
Татьяна, так вы не отвлекайтесь, молитесь на здоровье, я ведь, через инет помешать вам не могу. Не найдется с кем поговорить - переживу, не страшно.
Мне не правоту свою отстоять хочется, а разобраться в данном вопросе. Я ведь, после того случая больше на исповеди не была. Вот и хочу прийти к какому-то решению для себя, что мне делать дальше, как себя повести. Возможно, это обсуждение  поможет мне принять решение.


Светлана! Ваше желание вполне справедливо и имеет право быть!
Возможно, я тоже выскажусь по этому вопросу через 49 дней!

Но ведь Вы только что просили у всех прощения?!

Это что была - игра? Маска?
Зачем Вам это, если Вы не собираетесь поститься?

Ведь уже завтра в своих дебатах Вы сможете ранить кого-то, задеть, смутить, обидеть!

Вы же себе противоречите: просите у всех прощения с готовностью завтра же обидеть кого-то вновь!

Я Вам не в укор это говорю!
Но я говорю о ситуации так, как я её вижу!

Возможно, ошибаюсь!
И тогда ещё раз, последний перед полуночью, прошу у Вас прощения!

Через полчаса начнётся Великий пост, по Церковному - уже начался!

До встречи на светлой седмице!

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #11 : 02 Март 2009, 00:06:47 »
Не поняла вас. Если я не собираюсь поститься, то значит обязательно всех обижу? Я не православная, не придерживаюсь православных канонов, но уважаю эти каноны и тех, кто их придерживается. А что форум закрывается на 49 дней? Я не знала о таком правиле, еще раз простите.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #12 : 02 Март 2009, 00:21:20 »
Светлана, за нас спасаться никто не будет. И рассуждение должно быть. У православных остается нерушимым авторитетом церковное Предание, в которое входит и Св.Писание и творения св.отцов. Это самые верные маяки, когда мы слышим что-либо неподобающее и несуразное из уст пастырей. Главное что исповедь как таинство совершается даже священником недалеким и грубым, если только он не лишен сана. Имеют ли право осуществлять духовное руководство сегодняшние пастыри? Многие не имеют. Но речь то идет об исповеди, а в ней главное - разрешение от грехов, когда они изглаживаются из хартии бесов, т.е. из их памяти. Эта самая власть разрешать грехи дается в таинстве священства. Приведенная вами выше цитата лишь частное мнение архиепископа Василия (Кривошеина), которая кажется приведена не полностью. Так что вполне возможно вы неправильно истолковали ее смысл, чего на сто процентов не утверждаю.
Может ли священник разрешать грехи как служитель Божий, обладающий благодатью священства? Да. Может ли священник как грешный человек который не становится автоматически святым от получения дара, может ли он навредить человеку? Да, и это будет его грех. Но лично я с такими не сталкивался, по крайней мере на исповеди никогда не грубили. Так что ваши опасения слишком преувеличены ИМХО, другое дело если мы приходим на исповедь доказывать свою правоту...

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #13 : 02 Март 2009, 00:33:38 »
юнга,  спасибо Вам. Нет, мои опасения не приувеличены, я на себе пережила.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Психология исповеди
« Ответ #14 : 02 Март 2009, 00:50:57 »
Если я пришел на исповедь перечислить свои грехи и раскаиваюсь в них, то священник обязан дать мне разрешение. Если он грубит и неподобающе себя ведет, то вы вправе обратится с жалобой к вышестоящему архиерею. Или обратиться к протоиерею того же храма, с просьббой разъяснить недоумение. Либо просто ходить на исповедь к другому священнику. Но что-то вы недогавариваете, вероятно. Кроме того мы должны быть снисходительны к членам Церкви, если верим что она обладает Истиной. Если нет, не верим, то я бы почитал сравнительное богословие и прежде выяснил бы для себя принимаю ли я полностью православный Символ веры, принимаю так как его толкует православная церковь, только в этом случае можно идти на исповедь, разрешаться от грехов. Но если я в душе протестант и иду исповедоваться не говоря и не раскаиваясь в этом, то любой священник будет прав, отказав вам в разрешении. Он будет прав канонически. Ведь православная церковь преподает свои таинства только своим членам. Меня лично не пугает ничья грубость из уст священника, она может быть болезненна; однако остаюсь в невидимом Теле Церкви, так же как и возможный грубиян. Это как плыть на одном корабле с попутчиками. Приходится мириться и прощать конечно всех.