Возвращаясь к теме - ее названию. Следует говорить не о закате исихазма - на нынешний момент, - а о поражении ветхого и невежественного мировоззрения (лучше: сознания), принимаемого за религиозное и, в частности, за православное.
Исихазм в русской церкви закатился (под свечной прилавок) давным-давно - в веке 16-ом. Начиная с 19-го века, идет возрождение исихазма. Это возрождение касается небольшой группы ищущих людей. А когда поиск Бога был уделом больших масс?
У современного этапа возрождения исихастской практики есть несколько характерных черт.
1. Исихазм перестал быть исключительной привилегией монашествующих.
Объяснение: монашествующие утратили эту привилегию, которую до этого узурпировали (отняли от других членов церкви). И в настоящий момент они трудничают на поприще умного делания на общих правах. Конечно, кастовость дает о себе знать, но она не подкреплена реальной (внутренней) силой, а обращение к мощи и защите государства способствует лишь внешнему развитию - в рамках декоративно-туристического и требно-исполнительного бизнеса и ура-патриотической идеологии.
2. Большая часть исихастской традиции утеряна. Исихастское возрождение 19-го было скорее предвозвестием - зарей, которую быстро поглотили темные тучи века 20-го.
3. В настоящее время (внешняя) церковь практически не является движущей силой в нравственном, культурном и - что самое печальное - духовном плане. Наоборот, государство и общество, затронутые гуманистическими идеалами, тянут и толкают церковь, не способную достойно ответить на вызов современности.
Естественно, такая церковь терпит (и потерпела уже) поражение от духа мира сего. Помнится, и Кураев "печалился" когда-то об этом.
Терпит поражение внешняя церковь: закатилась ведущая ее звезда. Теперь эта церковь - одна из частей государственной постройки. И все было бы совсем печально, если...
4. Есть церковь внутренняя - Тело Христово. Кто привит истинной Церкви, тот и видит победное шествие Святого Духа, тот и участвует в возрождении исихастской традиции, тот и понимает смысл истории, тот и не увлекается пораженческим потоком - в пропасть - церкви внешней.