Исихазм

Автор Тема: О пустынничестве  (Прочитано 46851 раз)

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #90 : 20 Апрель 2009, 00:05:54 »
Вы там спрашивали

Позволительна ли абсолютная успокоенность души, при умной молитве? Ведь молитва Иисусова это молитва покаянная!

Если верно понял из Ареопагита. Без покаяния нет молитвы, но без молитвы нет покаяния. Такой дуализм, что проявляется лишь в динамике. Думаю, что ответа на него в статике нет. Вывод один - идти... Может неправ - пусть другие участники поправят....

Не знаю как у кого, у меня покаянного чевства при чтении м Иисусовой нет. Читаю для покаяния канон.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #91 : 20 Апрель 2009, 02:15:54 »
И потом ведь, слова Антония про "прежде истощение", как вы их понимаете? 
   Я их понимаю просто,когда нет никаких сил,ни душевных,ни физических сделать хоть что-нибудь(доброе).Тогда выходит молитва-вопль,которую слышит Бог и даёт силу,которую ты чувствуешь как НЕ СВОЮ,а помощь Божью.И эту прибавку в силе ты расходуешь уже бережно,рачительно,со страхом Божьим,чтоб не расплескать или на конкретное доброе дело или на молитву благодарения и покаяния,что я такое ничтожество,а Ты призрел на меня,помог и утешил.
   Невидимая брань тоже начинается с ненадеяния на себя никакого,а только лишь на помощь Божью против врагов-супостатов.
   Ненадеяния на себя в ЧУВСТВЕ,буквально отчаяния в себе,глубоко переживаемого отсутствия всякого чаяния,надежды.
   Эта ненадежность НЕОБХОДИМА для преображения личности,без неё не обойтись :-).
   Вот на иконе Преображения три фигуры внизу(ветхие) и три фигуры вверху - вочеловечившийся Бог и обоженные человеки.
   Обоженные как раз энергией Бога,привходящей в отчаявшихся,ему же подобает слава и послушание во веки веков.
   Христос воскресе!
   P.S.А вообще,Вы молодец ДИОГЕН,Ваш подвиг меня вдохновляет.Спасибо Вам.

Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #92 : 20 Апрель 2009, 13:15:16 »
Христос воскрес!

Я на форуме примерно около трех лет, хотя зарегистрировался только недавно. Ето один из немногих форумов где участники стараются слышать друг друга.

У меня вопрос к Диогену, так получилось что я сейчас на распутье, один путь в монастырь, другой - отшельнишеский образ жизни где нибудь в лесу на небольшом участке земли.

Вопрос. Что вы могли бы сказать из вашего личного опыта.Какая разница в состоянии души в монастыре и живя отшельником. Как у вас получается или как вы понимаете оставление своей собственной воли и следование воли Божьей, сокрушение своего духа как в псалме "Жертва Богу, дух сокрушен" (Пс 1), или обретение нищеты духа.
На Кураевском форуме я не мог добраться до ваших коментариев о монастыре.

Пару слов откуда я такой свалился. Живу в Австралии и Новой Зеландии в зависимости от работы. Монастырь о котором я говорю находится в етих краях православный достаточно далеко от цивилизации. Я был там несколько месяцев и рассматривал возможность уйти туда насовсем. Игумен очень достойный духовный руководитель и монахи тоже. Все как у святых отцов, какаето сила гнала меня оттуда, что-то было не так. Игумену я сказал что не чувствую что ето мой дом, мне кажется что я в тюрьме.
При етом я почти все оставил в миру, а мне было что оставлять. Он мне ответил: " Вы не хотите отдать свою волю". На мой вопрос и как ето сделать, он дал мне Иисака Сирина в английском и русском переводе и сказал читай и думай и проси Бога, Он все откроет. Сдесь каждое слово на вес золота.
Я Иисака Сирина читал раньше но наверное самое главное пропустил, мне по душе был больше Макарий Египетский.

Я понимаю что все проблемы нашей жизни от нашего мятежного духа, нашей человеческой воли, моя собственная гордыня тоже здесь, наверное я стараюсь постутать так как сам считаю хеобходимым.
С другой стороны я знаю, что воля Божья ето Его заповеди. Исполняй заповеди и будешь творить Его волю и ето от места не зависит, потому что царство "Божее внутри нас есть". Другое дело что для етого надо отречся от самого себя а иногда отдать и свою жизнь.
Извините за ошибки пишу в транслит.ру.

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #93 : 20 Апрель 2009, 13:34:22 »
Диоген, спасибо за ваш коментарий о Серафиме Саровском, ето было для меня откровением
в некотором смысле. Дело в том что игумен монастыря о котором я рассказывал говорит что
когда человек отходя от мира начинает успакаиваться а его душа постепенно очищатся,
то человеку необходимо какое-нибудь хобби или творческое занятие если хотите. Например резьба
по дереву, иконопись, керамика и что бы труды вашего труда вы могли раздовать людям.
Я всегда к етому относился как-то осторожно. Ну а теперь если сам Серафим Саровский етим
занимался то вопросов нет. Жаль что мало известно об етой стороне его жизни, ето намного
полезнее, чем перепечатывать из одного издания в другое какие-то его пророчества, которых
он никогда не произносил.

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #94 : 20 Апрель 2009, 14:37:51 »
Простите, в моем первом сообщение ошибка "жертва Богу дух сокрушен" ето Псалом 50.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #95 : 20 Апрель 2009, 17:14:04 »
Ian, вопрос не простой. Я тут свечусь по спицифике пустыни, но опыта собственно монашеского у меня в двое больше. Одна проблемма, я могу много чего подсказать как жить в русских монастырях, но совершенно не знаю обычаев монастырей австралийских. Так что могу сказать только в общих чертах. Пустыннический образ жизни "по серьезному", я не рекомендую начинать без нескольких лет в монастыре. Вероятнее всего он будет для вас негативным, но он необходим, просто хотя бы как пролог. Самое опасное в пустыне, это то что за вами некому присматривать. Поэтому не рекомендуется идти в пустыню тем, кто не имеет хоть какого нибудь стажа монашеской жизни.  Самое идеальное условие (о котором и представить сладко), это жизнь в пустыне вдвоём со старцем. Так Антония считают родоначальником киновитов, но по сути он такой же пустынник, как и Павел Фивейский. Антоний решил "отнять" время у себя, чтобы поделиться с учеником. Но собственно киновитское монашество началось не с этого, а с того, когда к "казарме" стали прибовлять казарму. Так что для меня лично Антоний пустынник чистой воды. Максимум что ему можно вменить, это начало скитничества, образца Нила Сорского.

Не поступайте в монастырь, где идет бесконечная стройка. Не ппоступайте в монастырь где большое количество братии. Стремитесь в самые маленькие, не знаменитые, не богатые, не развивающиеся строениями и марафетами "тихие болота". Вероятность что вы получите в этом случае пользу, намного возрастает.  Уходя в монастырь, не спешите всё бросать и распродавать. Успеется еще. Остерегайтесь как огня монахов, с безупречной рясой, возвышенно строгим взглядом, и тонким ароматом духов. Присмотритесь к благочинному, даже при не плохом настоятеле, суетный "завхоз" всю монашескую жизнь пускает под откос. Где завхоз, там колхоз. Усвойте этот стишок. 

Относительно самого решения поступить в монастырь, тоже не спешите. Великий филосов и аскет Григорий Сковорода говорил: каждый спасается по сродности души. Это значит, что вы проанализируйте свои таланты и наклонности, и постараитесь угодить Богу, как бы через своё ремесло. Посредством того, что вы умеете делать лучше всего. Послужите Богу своим ремеслом, и присовокупите к личной жизни, некоторую аскезу (не очень строгую), и вы достигните духовного роста не меньше чем любой монах (я это утверждаю, и настаиваю)! Склонность к монашеству, я отношу на психологический склад характера, а не на выбор, между миром диавола и миром Божиим. Потому что (должен вас огорчить), в монастыре вы будете таким же "без присмотренным" как и в пустыне.

Пустыню, я рекомендую всем без исключения, но в небольших количествах. Подготовтесь раз в год, прожить один месяц, в абсолютном и тотальном безлюдье, так чтобы ни один звук "человеческий" к вам не проникал, и прожевите этот месяц как в герметичном коконе, с молитвенным деланием. Поверьте польза бедет огромной!   Не надо там никаких землянок рыть. Возьмите стандартный туристический набор (и качественный не складной нож), полатку крупу и котелок. Никто за один месяц за вас не возьмется, вместо поездки на море (в вашем случае океан), устройте себе отдых духовный,  посредством духовной работы (извините за парадокс). И работу (государственную всмысле) бросать не понадобится.
« Последнее редактирование: 20 Апрель 2009, 17:34:07 от ДИОГЕН »

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #96 : 20 Апрель 2009, 17:53:51 »
Относительно книги Исаака Сирина, которую вам посоветовал игумен, то он и прав и не прав одновременно. "Слова" Исаака Сирина можно назвать ярким солнцем, на фоне "звезд" других святых отцов. Но она имеет узкое назначение молчальничества (т.е. исихазма). Там сумирован опыт долгих лет, и предназначен опытным монахам. В этом смысле для мирян она непригодна. Авва Исаак, не разжевывает разные понятия и состояния, а даёт сразу формулы. Причем формулы длинные. Тем кто не владеет "математическим" языком их понимать сложновато. Другие отцы уделяют литературному стилю большее внимание, поэтому их читать понятнее и приятнее.
"Слово" же аввы Исаака, это "справочник инженера", в своей области незаменим как воздух, но в общем смысле "не читабельный".
Тоесть его книга очень полезна для всех, потому как все отцы говорят в общем об одном и томже, но "Слово" это для "внутреннего пользования".

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #97 : 20 Апрель 2009, 18:36:36 »
Там сумирован опыт долгих лет, и предназначен опытным монахам. В этом смысле для мирян она непригодна.
Да, я к сожалению не понимаю пр.Исаака...На курайнике до закрытия темы вы рекомендовали мне кроме библии и псалтири пр.Исаака...но если я скажем иду на месяц, и не понимаю пр.Исаака кого из отцов вы порекомендовали бы...ну попроще :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #98 : 20 Апрель 2009, 18:40:19 »
 Ну, вот...как всегда, в таком интересном разговоре не приняла участие."скорбь бо обдержит меня". :-)
Буду собирать крохи с барского стола....
  Мир всем! С Христовым Воскресением! Любви всем и Благодати Божьей!

Цитировать
Предвижу вал "цитатных" опровержений, но говорю для тех кто поймет правильно.
В своем духовном ничтожестве, вы становитесь как бы не причастны к кресту, который держите в руках. Ваша борьба с бесом, зависит как бы от "крестовидности" самой вашей души. Нападение беса, происходит от разрешения Господа на это. Сие называется попущением Божиим. А значит испытываться будет ваше нутро, а не истинность силы крестной. Не знаю правильно ли вы меня поймёте.

  Все так оно и есть...до полного истощения сил, до мученических страданий, когда кажется что Господь оставил тебя и лишил Своего благодействия...и ты, чтобы не сойти с ума от напряженного состояния борьбы, уже, как жена Лотова, готов оглянуться назад, на тот покинутый "город", ....вот на этом пике человеческого бессилия(по что Ты оставил меня) и грядет в своем всепоможении Господь, чтобы ослабить узы...но не совсем. :-) Так... слегка...чтобы не "задохнуться", не" расшибиться", потому что не только борьба и сопротивление важны, но и терпение.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #99 : 20 Апрель 2009, 19:15:25 »
Диоген:
Цитировать
Еще о низведении ума в сердце, хочу сказать (может кому пригодится), что этот этап я "освоил" довольно давно, но сознательно от него отказался

  НЕ совсем так, по моему уразумению. Вы отказались только от атрибутов опускания и концентрации ума на сердечном месте, столкнувшись с "незнанием"(В такой момент остро ощущаешь нехватку руководителя).
И хотя Вы вернулись на исходные позиции, сама молитва(если уже обретено сердечное место) непроизвольно или произвольно творится или проговаривается  именно там: будь то правила или акафисты...или молчаливая Иисусова молитва,-это не требует опускания ума...она (молитва)уже там....Один минус- рой расхлябанных помыслов.
Остается только очищать молитву от наслоений помыслов, а это и есть сосредоточенность.
 Простите меня, ради Бога, за дерзновение говорить такие(как бы поучающие вещи)... но я это выношу и делюсь с этим из своих наблюдений за собой...соизмеряя и сравнивая с Вашими.
   
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #100 : 20 Апрель 2009, 20:05:28 »
ДИОГЕН, предполагаете ли Вы опубликовать свои дневники (или их часть)?

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #101 : 20 Апрель 2009, 21:08:36 »

Да, я к сожалению не понимаю пр.Исаака...На курайнике до закрытия темы вы рекомендовали мне кроме библии и псалтири пр.Исаака...но если я скажем иду на месяц, и не понимаю пр.Исаака кого из отцов вы порекомендовали бы...ну попроще :-)...

Не знаю честно, что посоветовать. У меня выбор на раннем этапе, носил произвольный характер. Пробовал руководствоваться Иоанном Лествичником, но почему то не пошло. У него всё постулированно строго и категорично. Как патролог киновит, он бесценен. Но его слова трудно сочитать со своими немощами. Так что вопрос "главной книги" остаётся открытым. Думаю каждый должин методом исключения, отобрать чтото для себя. Здесь большую роль также играет стиль изложения, сама по себе единая истина может излагаться по разному. Все люди разные, разнится и восприятие. Я думаю, если очень тщательно вникать в любую книгу, любого нашего отца, то в ней под тем или иным видом, вы познаете то же самое, что пишут и остальные отцы. 
Но как самый начальный, "вводный курс" для меня сыграл роль Никодим Святогорец. В остальном повторюсь, всё индивидуально. Ваш выбор, будет лучшим для вас. Без сомнений.
Потом ведь, значение большое имеет направленность. Тоесть в каком направлении, вы работаете в данный момент. Я когда есть возможность, стараюсь иметь при себе, как можно больше книг. Иное дело что в пустыне это невозможно. Так что это необходимый минимум, но не в коей мере не "заменитель" всего остального.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #102 : 20 Апрель 2009, 21:17:10 »
Мои дневники носят отрывочный характер. Это скорее зацепки для памяти, чтобы вспомнить свои состояния при необходимости. В литературном смысле они непригодны совершенно.  И потом, записи содержат простые констотации фактов и ощущений. Многое из этого может быть ошибочным, или нести зачатки прелести.  Публикация  может потешить тщеславие, но читающим может принести прямой вред. Если ктото в подобной ситуации поступит по написанному, а написанно то ошибочно. Так что не думаю.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #103 : 20 Апрель 2009, 21:46:46 »
Но как самый начальный, "вводный курс" для меня сыграл роль Никодим Святогорец.
Ну приставать так уж по полной :-)...
А какие именно его труды...ну и понятно что это частное мнение, а ориентироваться надо самому...всё же что ВЫ выделяли?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: О пустынничестве
« Ответ #104 : 20 Апрель 2009, 21:51:14 »
Ну, вот...как всегда, в таком интересном разговоре не приняла участие."скорбь бо обдержит меня". :-)
Буду собирать крохи с барского стола....
  Мир всем! С Христовым Воскресением! Любви всем и Благодати Божьей!

Цитировать
Предвижу вал "цитатных" опровержений, но говорю для тех кто поймет правильно.
В своем духовном ничтожестве, вы становитесь как бы не причастны к кресту, который держите в руках. Ваша борьба с бесом, зависит как бы от "крестовидности" самой вашей души. Нападение беса, происходит от разрешения Господа на это. Сие называется попущением Божиим. А значит испытываться будет ваше нутро, а не истинность силы крестной. Не знаю правильно ли вы меня поймёте.

  Все так оно и есть...до полного истощения сил, до мученических страданий, когда кажется что Господь оставил тебя и лишил Своего благодействия...и ты, чтобы не сойти с ума от напряженного состояния борьбы, уже, как жена Лотова, готов оглянуться назад, на тот покинутый "город", ....вот на этом пике человеческого бессилия(по что Ты оставил меня) и грядет в своем всепоможении Господь, чтобы ослабить узы...но не совсем. :-) Так... слегка...чтобы не "задохнуться", не" расшибиться", потому что не только борьба и сопротивление важны, но и терпение.


Да знаете. Само распятие христово остаётся для меня непознаваемой тайной.
Я прекрасно знаю нашу догматику, и христологические споры. По типу того как католики мнят необходимость распятия в юридическом ключе, а православные в ключе подвигоположном. Моё восприяти безусловно православно, но на уровне пустыннических одиноких размышлений, не отпускает меня удивление. Почему Всевышний Господь, пребывающий в вечном блаженстве сверхестественного бытия, пошел на адские муки страдания, унижения и распятия.  Я понимаю что всё ради нас, но Всемогущий Господь чья всевышняя воля эдинственна, мог сделать с людьми что угодно и без Собственных страданий.  Мне кажется (пусть меня поправят) что Господь как любящий Отец, показал нам, что аскетизм присущь и Богу. Что вечное блаженство, даже Божественное (что уж говорить о всём прочем) предполагает самоконтроль и подвиг, а не торжество вечной изнеженности, наслаждений и свинства (чувствую что хожу на грани ереси, но прошу понять меня правильно).
Господь не нуждается в аскезе, как в методе исправления себя. Но Господь своим добровольным крестом, показал нам, что аскеза это свойство и самого Бога.
Так что для меня Господь наш Иисус Христос, является в первую очередь как аскет. И это не в коей мере не противоречит его подвигу ради любви к человекам.
(если кто поправит меня, буду не лицемерно благодарен).