Исихазм

Автор Тема: О некоторых моментах вхождения внутрь при молитве  (Прочитано 27772 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Выношу на форум вопросы, недавно заданные в личной переписке, и ответ на них. Я могу только приветствовать то серьезное отношение к своему молитвенному пути, которое выказывает автор вопросов. Наш форум мучим пустыми и безликими репликами-штампами, далеко отстоящими от какой-либо работы над собой. Посему любая попытка понять себя воспринимается как глоток чистого воздуха...
---

Я около двух лет после прикосновения к некоторым святоотеческим трудам решила для себя просто так...Ни для каких-то конкретных целей говрить в себе мысленно иисусову молитву.Не задумываясь об опасностях на пути и заблуждениях. Прочитала о самодвижной иисусовой молитве и решила сделать её частью своей жизни.
В результате к чему-то пришла ...
1. Во мне откуда-то возникают ответы на мои же вопросы.
2. У меня есть ощущение присутствия и связи с Иисусом Христом. Есть одна иконка, которая у меня на рабочем столе уже несколько лет. И я, глядя на неё давно уже сверяюсь что ли...Смотрю на выражение Иисуса Христа и словно ответ получаю...Чаще вижу очень любящий взгляд...Иногда бывает строгий, твёрдый. Я понимаю, что пишу наивно...Как уж могу. И надеюсь на  Ваше понимание.
3. Однажды я внутренне поняла, что место молитвы находится должно в центре груди...Словно прячешь её вглубь и, хочется согнуться немного, хочется руки сложить лодочкой у груди. Это само изнутри идёт. И лишь потом я осознаю, что видела такие молитвенные позы на картинках.
4. Однажды я почувствовала, что она действительно самодвижная. Забудешься...идёшь...и и ловишь себя на том, что молитва говорится внутри, без моего осознанного участия, сама включается. Правда нужно оговориться, что раньше, несколько лет назад я мантры повторяла бесконечно. Возможно и молитва на этом уровне двигалась...Не знаю.
Сейчас всё сбилось правда.
Заново взялась. Но хочу творить короткую  молитву:"Господи, помилуй". Так можно?
И меня тревожит, не впала ли я, что называется в прелесть?
 
Если Вам нетрудно.
Что обо всё об этом Вы думаете?


Я думаю, что Вы вошли в очень характерную область, которая раскрывается по мере погружения в молитвенную жизнь. При движении внутрь себя начинает открываться внутренний мир. Для этого мира свойственна некая (начальная) интуиция, ощущение присутствия и множество других переживаний, которые оставались за порогом восприятия во внешней жизни.

Такое погружение - с серией новых переживаний - практически неизбежно. И я полагаю, что тот, кто их не имеет (на этом начальном этапе), просто не обладает достаточной чувствительностью либо не сумел сколь-нибудь углубиться в себя и плавает на поверхности.

Эти переживания - знак движения внутрь. Не более. Надо понимать, что движение внутрь себя лежит через скрытые (оккультные) области умственного и душевного пространства. Люди, живущие внешним миром, привязаны к нему внешними образами. Эта привязанность - одно из основных проявлений фальши (прелестности) их существования - фальши, введенной в норму мира сего. При молитвенном вхождении внутрь себя появляется три опасности: 1) принять новые переживания за чистую монету, типа откровений от ангелов; 2) испугаться и сбежать; 3) неосознанно привязаться к новым переживаниям. Первая - весьма грубая - опасность больше грозит для неразборчивых и тщеславных людей с эзотерической жилкой. Вторая - обычная проблема для людей внешнего образа воцерковления. Третья опасность долго преследует всех, кто серьезно подвизается на этом пути.

На начальном этапе (вхождения внутрь себя) третья опасность, пожалуй, больше преследует женщин. Они эмоционально более чувствительны, а именно эмоции в этом случае первыми и просыпаются. Также для этого этапа характерно домысливание и оформление своих переживаний в известных благочестивых образах.

Если у Вас возникают ответы на Ваши же вопросы, то это нормально. Но нельзя привязываться ни к этой (новой, лучше сказать: забытой старой) способности, ни к самим ответам, и ни в коей мере не считать их некой истиной. Если Вы чувствуете связь с Господом, взирая на Его иконку, и взгляд Его меняется, то это неплохо, но никак не является истиной в последней инстанции и скорее выражает Ваше состояние и отношение... Если Вам хочется сложить руки лодочкой на груди, сложите их, но не превращайте этот молитвенный жест в некую значимую вещь.

Если Ваша молитва на некоторое время становится самодвижной, в этом нет ничего странного. Вы же молитесь несколько лет... Только самодвижность не является ни целью молитвы, ни признаком ее благодатности.

Важно идти без привязанностей (как со знаком "+", так и со знаком "-") к любым переживаниям и опытам, не принимая и не отвергая...

Формулировку молитвы, естественно, можно (в известной мере) менять. Если есть желание молиться более короткой молитвой, так и молитесь.
---

Надо идти дальше и глубже, отслеживая свое состояние, приучая ум к тишине, а чувства - к мирному и равновесному состоянию. И будет открываться сердечный вход.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

У меня молитва и ум обычно живут как будто параллельной непересекающейся жизнью. Молитва идет где-то в груди, то приглушаясь и исчезая, то возникая снова, усиливаясь и опять угасая. А ум постоянно "слетает с якорей" и удержать его чаще всего не по силам. Никаких необычных ощущений у меня никогда не было.
Но вот совсем недавно, ночью, когда я уже выключил свет и повторял молитву, я вдруг почувствовал, что ум как будто пошел куда-то вниз, словно какая-то сила прижимала его к сердцу. И там в сердце, словно за стенкой, возникло никогда мною прежде не испытывавшееся чувство радостного ликования - невероятно и непередаваемо сильного. Казалось, сердце вот вот взорвется этой радостью. У меня захватило дух, было немного жутко и одновременно было желание остаться с этой радостью - рядом, потому мне казалось, что погрузиться в нее - выше моих сил. И одновременно было ощущение невероятной пустоты прежней жизни, бедности молитвы.
Потом меня как будто оттолкнуло от ликующего сердца. Прежняя жизнь, отступившая на несколько мгновений, вернулась.
Не знаю, имело ли происшедшее со мной мистическую природу: может быть, это все объяснялось какими-нибудь психофизическими процессами, например, скачком давления или еще чем-то.
Может быть, это было и наваждение.
Но, признаться, хотелось бы снова прикоснуться к этой ликующей радости. Хоть это и немного жутковато.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Встреча. Узнавание. Возвращение.
Мгновение безмерной радости первого соприкосновения...
Но по моему опыту это столь же далеко от дальнейших впечатлений как момент возвращения к любимому человеку от переживаний совместно прожитой жизни.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

И там в сердце, словно за стенкой, возникло никогда мною прежде не испытывавшееся чувство радостного ликования - невероятно и непередаваемо сильного. Казалось, сердце вот вот взорвется этой радостью. У меня захватило дух, было немного жутко и одновременно было желание остаться с этой радостью - рядом, потому мне казалось, что погрузиться в нее - выше моих сил.

у меня такое только в раннем детстве было несколько раз - я это сейчас назвал бы "молния радости", настолько интенсивно, в груди как невероятный разряд светлой радости, но не мгновенный, а пронизывающий и некоторое время стоящий внутри. Я просто принимал и купался в нем.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Alexander, спасибо за публикацию, но у всех ( в т.ч. и новоначальных - свои проблемы). Вот, женщина поделилась с Вами - замечательно. Но что о ней говорить все время, о молитве? Молитвенный путь ИМХО - это целый спектр вопросов, молитва и сведение ума - лишь малая малость из них. У меня до крещения была непрерывная (днем) молитва в середине груди, потом пропала. Ну и что? Кручу-верчу, много выиграть хочу... В Тибете есть молитвенные барабаны - на нем молитва, прошел человек, крутанул - и вот, молитва движется. Или такой барабанчик на ручке в руке несут и крутят, крутят. А в 90-е была программа мантру крутила со скоростью хард диска. Авторы писали - диск Ваш крутится 5400 об/мин и мантра тоже. Сказка просто.

Переживания свои по-моему,вообще излагать никому не стоит, потому что, прежде всего, цепляться за них не стоит, тем более на начальном этапе. Дали восхитительный леденец дитяти - на, лижи, радуйся. Кончился леденец - сразу сопли - а-а-а, еще хочу. Ан, нет. Тогда сразу мольбы, надежды. Грабли, короче. А излагаешь - значит, цепляешься, ты их не оставил, еще хочется леденца (блаженства, сладких слез, умиления,...). Или разобраться в них хочется - что это было? Что было, то сплыло, проехали, дальше работаем.

Есть, конечно, и очень полезные и практические переживания - испытал, например, самую малость Страх Божий. Теперь не забуду - знаю, что это не ментальная конструкция, а весьма конкретное переживание. Вот те, кто электротоком непуганы и те, кого уже било - две большие разницы. Зато памятование Страха Божьего теперь - очень конкретно.

По-моему, для нас, новичков, полезнее другое. Вот, нет старца, нет даже духовника (по этим вопросам). И надо, базируясь на святоотеческом писании, выстроить свое делание. И это потрясающе и уникально. В других мистических традициях тебе строго дают путь, этапы, наставления поэтапно. Не дерзай ни шагу в сторону.

Здесь - такая опасная, но и увлекательная свобода. Отсекать свою волю - надо. Избавлению от самости учиться - надо. Заповеди исполнять учиться - надо. Внимательности ежемгновенной к своему состоянию, чтобы все применять учиться - надо. Покаянию учиться - надо. Молитве учиться - надо. Но я же, Господи, еще и "плаваю" в Слове Божьем, в церковной службе ни бельмеса, в этике православной, и еще, и еще...а надо самую суть вычленить из этого необъятного учения,
и ее, сути этой,держаться, потому что времени нет уже это немеряное церковное предание в себя вмещать.

Но как ее вычленить, суть учения? Я не о "технических приемчиках" говорю. А о самой сердцевине, без которой так и буду хватаься то за одно, то за другое, но цельности пути Делания не будет и в помине. И христианином не буду тогда, а так, начетчиком.

А еще есть и такая вещь, как загрузка в мозг лишней богословской и ритуальной информации. Ведь потом, придется от обусловленности всем этим избавляться, выметать все начисто, потому что потом это будет просто сор. Так не лучше ли изначально не грузить всю эту софиологию, учения о Божественных Энергиях и подобное. Святый Дух всему этому научит, если кого сподобит.

Простите, если что-то ненароком сказал,  задевшее или оскорбившее кого-то из Вас.
 
« Последнее редактирование: 06 Июнь 2009, 18:09:15 от Melong »

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

я вот наоборот страх потерял...видимо рабский страх....перед грехом, наказанием ,итд... это негативно на психике отразилось(ропотом, и страхо о потеря страха :-), или недоумением, хотелось убежать и спрятаться и больше никогда не слышать не о Боге не о молитве, или просто жить мирской жизнью и не подвизаться вообще никак)....ум не смог переварить как это так можно....понял что все что я делал была на страхе и замешано...наверно он видимо даже был основой...вот его выдернули и словно почва из под ног выбили...сейчас по немногу прихожу в себя... по ди сих пор ине могу еще осознать....как теперь к Богу обращаться?...видимо в помилуй вкладывал не покорай, не сделай чтоб мне было больно итд... а сейчас хоть и нет желания...типо дай мне горя хлебнуть, дай испытаний итд...но нет перед этим страха, и не в тоже время особого желания это отводить от себя...но и любви ведь тоже нет (к Богу. людям)...да вообще чувств нет , одни импульсы страстные и все...

незнаю вот нормально ли это? были ли у кого подобный опыт и совет может кто даст какой? как жить далее :-D
« Последнее редактирование: 06 Июнь 2009, 18:42:31 от Monte More »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Недавно в частной переписке с другом из нашего форума сформулировалась такая мысль:
Желание стать "святым" отвращает от посещения Духа Свята, да и от самой молитвы. Однако, Господь "спит и видит", чтобы мы стали такими как Он. Пребывание в этих двух взаимоисключающих установках похоже на хождение по лезвию бритвы.
Как быть?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Встреча с сокрытой в сердце благодатью крещения и причастия - что встреча с Господом: неизрекаема умом, но усвояема сердцем. Эта таинственная неизреченность и рождает "хождение по лезвию": ум хочет свалиться в прежнее болото автономности и узурпации, ибо видит в благодатном сердце противника на трон. Но как только сваливаешься, понимаешь - это ад. И опять за молитву...
Между тем только через благодатное сердце можно творить заповеди без греха, т.е. добродетель. Учиться исполнять заповеди умом - бесполезно.
Опасность таких падений ума с "лезвия" - расшатывание душевных сил, могущее привести к отказу от молитвы.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Учиться исполнять заповеди умом - бесполезно.
Вот!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

да..вот как раз у меня и был такой всплеск негатива к Богу  и молитве...на уровне ума... сейчас немного осмыслив это...вижу что подсознательно не отрывался от Бога...просто отчитывал Его за то что Он не так поступает как я это хОщу и все... :-D

николай ламанов

  • Сообщений: 6
  • Николай
    • Просмотр профиля

Исповедь  грешника.
 Я  помню , Господи , раннее  детство  и  молитву  на  ночь,  которой  научила  меня  покойная(царство  ей  небесное)  бабушка. "   Пресвятая  Богородица   сохрани  меня  о  вечера  до  утра, а  Иисус  Христос   навека"
  С тех  пор  прошло  не  мало  лет, но  до  сих  пор  ложась  спать  повторяю  её...
  Почему  , чтобы   понять  одну  простую  истину,   приходится   плыть  по  бурному  морю  духовных  скитаний?
  Прости  Господи  за  то  что  не  разглядел, не  услышал   тебя   в   самом  начале   пути.
   Я  же  помню   Боже  мой, как   прийдя   из  армии  и  в  полгода    схоронив  двух   близких    молился   во  святой   твоей   церкви...Как   просил  о  тех   кого  не  смог, да  и  не  мог   тогда   наставить  на  путь  истинный...
   Чётко  помню  один  из  предпасхальных  дней, я  тогда  пришёл   в  храм   как  обычно  по  наивной   и  можно   сказать   глупой   вере,  желая  в  первый  раз  причаститься,не  зная  ни  чего  о   Церкви   Твоей   святой, о  твоей   жертве...
  Все  молились, молился  и  я... Батюшка  читал  с  амвона   покаянные  молитвы   и   все   в  храме   стоя  на  коленях  просили  у  Господа  прощения  за  грехи  своя. В  конце   службы   священник   всех  пригласил  подойти  на  исповедь  по  очереди. В  нашем  небольшом  городишке  это  была  единственная  церковь  на  всю  округу.  И  бабульки  там  были  с  разных  мест.Когда  же  эти  люди   только   что  просившие  Гопода   помиловать  их  в  заблуждениях  их,начали   ссорится  перед  алтарём  кому   первым  идти  на  исповедь(  многим  приходилось  добираться   автобусами) и  батюшка   усмирял  увещеваниями  возмущахшихся, я  грешный   Господи   посмотрел  на   иконы   и  перекрестившись   вышел  из  храма. 
  Десятилетия  прошли   в  поисках  истины... Было  всё,  от  безбожного  Ошо, магического   влияния  кастанеды  и  до  Кришнаизма..
  Было   врея   Боже   когда   однажды   войдя   в  медитацию, я  ощутил,  познал  то   , что  называется  отсутствием  я. Всё  было,  а  меня  не  было..Но  было  некоторое  присутствие,  без  которого  не  было  и  этого  переживания.  Тогда  я  воспринял  такой  опыт   как  прорыв  в  нирвану))
  Прошлый  год, когда   золотая   осень   засыпала   листьями  всё   вокруг, и  синее  небо  прощально  сияло  уходящему  лету, я  шёл  на  городское   кладбище,  которое   находится   высоко  на  горе,  и  нёс  крест  своей  мамы...
  Её   смерть  потрясла  меня  до  сердцевины  моего   существа. И  хотя  у  меня  есть  семья, дети, я  остро  почувтвовал  то, что  в  этом  мире  у  меня  остался  только  один  человек,  которому  я  отдал  бы  всю  свою  жизнь  со  всеми  её  впечатлениями  - я  тогда   сказал  Тебе   Господи   веди  меня  ибо  нет  у  меня  ни  кого   кроме  тебя   и  как  бы  я  ни  шёл  ты  сам  настави  меня  на  пути  моём.
 Стал  творить  Иисусову  молитву.Многое   изменилось   во  внешней  жизни,  а  многое   остаётся  по  прежнему. А  самое  главное -  ощущение  падшей  своей  натуры  и  великолепия  божей  любви.
  Что  есть  человек   Боже - что  помниши  о  нём,  и  что  есть  слёзы  мои тайные?
   Недавно  в  храме  батюшка  процитировал  евангелие( блаженны  невидевшие  и  уверовавшие)Господи...
  помилуй   мя   грешного...

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

А всплески негатива - они бывают по разным случаям: перед приоткрывающейся дверью внутрь себя ум чует свое возможное низложение, с досады на себя неотесанного перед Богом от невозможности исполнить заповеди...
Всяко бывает... Но мне показалось, что лучший вариант при таком повороте - принять с готовностью свой гнев, не удалять, не прятаться от гнева. Короче, не строить из себя религиозного умника, "борясь с гневом" :)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

 :-Dда я уже и не гневаюсь... тут скорее ни гнев был... если мыслить в плане деструктивного посыла... скорее такой сильный каприз :-D ... но силы высосала это ситуация все... теперь только созирцаю :-D
еще когда самый пик был, не стал терпеть прибег к алкоголю... вроде ухудшений не наблюдалось...но в преть думаю не стоит наверно такую терапию проводить...

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Пребывание в этих двух взаимоисключающих установках похоже на хождение по лезвию бритвы.
Как быть?

здесь наверно вообще стоит постараться понять почему человек начинает Путь...
Ведь много людей читают Библию, и другую литературу, ходят в храмы, слушают проповеди итд...

но Путь их   не привлекает...
а другие люди вот почемуто начинают... и в чем здесь причина... боятся ли они больше других мук ада, хотят ли быть причастны Истине или истине(обладать знаниями о духовном)... хотят ли из за любви Господу очистить его(себя) создание от скверны и научится Любви(т.е. стать святым)...

и желание святости может быть разное...может быть внешнее а может внутреннее...вот какое именно отводит Духа Свята? это желание может быть основано не на искренности, не на познании себя, а на желании соответствовать какомуто святому итд..
ведь покаяние это ведь и есть желание изменится, и действия в сторону этого изменения...
такие вот мысли...

чего желать надо? к чему стремиться? ведь если без желаний то буддизмом отдает... :|

ведь нельзя просто сказать буду молится и все а там будь что будет...такого имхо в чистом виде не может быть...во основе всякого действия лежит "идея", ради чего и почему это делается...возможно я не прав...может надо гасить в себе идеи чтоб наполнится Идеей...
может кто выскажется как он все это понимает...

БратДимитрий

  • Сообщений: 29
    • Просмотр профиля

Молитва Иисусова.

Ее начало – тесный путь.
Душе тревожной негде отдохнуть:
Болезни и труды, великие страданья.
Смущений вихрь, презренье, порицанье
Подвижника встречают; видит он,
Как скорби восстают со всех сторон,
И он стоит, исполненный сомнений,
Тревожных тяжких дум, недоумений,
Томлением объятый и тоской.
Неведомы ему ни радость, ни покой,
И помощи не ждет он ниоткуда,
Как только от спасителя Христа.
А злобные враги кричат ему отвсюду:
«Ура! Да снидет со креста!»
Мой друг о Господе! Дерзай!
Не прекращай великой тяжкой битвы,
И поле бранное отнюдь не покидай –
Не оставляй Божественной молитвы!
Пребуди в подвиге до смерти, до конца:
Победа ждет тебя, духовного борца.
Души твоей да не смятутся кости,
Да не колеблются ее твердыни и столпы.
Когда приступят к ней злокозненные гости –
Бесовских помыслов несметные толпы.
Всемощным именем Господним их рази;
Гонимы Им, рассеются врази!

Покрывшись мудростьи исполненным смиреньем,
Сей ризою нетленной Божества,
Невидимым врагам душевного спасенья
Не доставляй победы торжества!
Безропотно терпи обиды и гоненья,
Не оставляй прискорбного пути –
Духовных благ священного залога,
Живи для вечности, для Бога –
Единой истинной и вечной красоты,
Всю жизнь ему всецело посвяти.
Откинув ложные надежды и мечты,
Мужайся в подвиге суровом
И узришь жизнь во свете новом.
И час пробьет, настанет время,
Духовная твоя умолкнет брань –
Страстям невольная мучительная дань;
И с радостию ты поднимешь бремя
Напастей, бед, гонений и скорбей.
В душе твоей, свободной от страстей,
Исчезнут тяжкие сомненья и тревога,
И свет духовный воссияет в ней –
Наследнице Небесного Чертога.
Мир чудный водворится – Рай,
И с Господом ее свершится единенье.

(прп.Варсанофий)