Исихазм

Автор Тема: Родовой грех  (Прочитано 102038 раз)

Dima2

  • Сообщений: 294
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #90 : 20 Август 2009, 14:51:24 »
***Может быть, это еще впереди, не знаю. Пока что ясное ощущение присутствия***

Обретается,когда ощущение присутствия перерастает в со-переживание,со-бытие...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #91 : 20 Август 2009, 20:47:35 »
Род - матрица. Как и коллектив. Чуток расширю тему. Я работаю в одной фирме уже 13 лет. Люди приходят, уходят, кто-то уже умер... А коллективная матрица со своими грехами существует.
Иногда я внезапно слышу в голосах молодых сотрудников интонации тех, кого они никогда не знали, тех кто ушел или вообще умер. Я вижу, как люди берут на себя роли ушедших, я чувствую как сам незаметно для себя выполняю роль, когда-то принадлежавшую не мне. И в каждой такой роли есть своя тяжесть, накопленная предыдущими ее исполнителями. Я вижу, как тяжесть роли (не должности, а роли) иногда начинает давить, деформировать человека... И выхода из этой матрицы как будто нет.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #92 : 20 Август 2009, 23:16:02 »
Род - матрица. Как и коллектив. Чуток расширю тему. Я работаю в одной фирме уже 13 лет. Люди приходят, уходят, кто-то уже умер... А коллективная матрица со своими грехами существует.
Иногда я внезапно слышу в голосах молодых сотрудников интонации тех, кого они никогда не знали, тех кто ушел или вообще умер. Я вижу, как люди берут на себя роли ушедших, я чувствую как сам незаметно для себя выполняю роль, когда-то принадлежавшую не мне. И в каждой такой роли есть своя тяжесть, накопленная предыдущими ее исполнителями. Я вижу, как тяжесть роли (не должности, а роли) иногда начинает давить, деформировать человека... И выхода из этой матрицы как будто нет.
Игра роли - основа матрицы. Мы играем в бизнесменов, трудяг, неизлечимо больных (да-да!), христиан... Господи, ну когда мы бываем сами собой настоящими?.. Да никогда. А если и случается - ужасаемся тем вещам, что сотворяем наперекор матрице...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #93 : 20 Август 2009, 23:35:01 »
Игра роли - основа матрицы. Мы играем в бизнесменов, трудяг, неизлечимо больных (да-да!), христиан... Господи, ну когда мы бываем сами собой настоящими?.. Да никогда. А если и случается - ужасаемся тем вещам, что сотворяем наперекор матрице...

Я думаю, один из шагов к себе настоящему (один из шагов) - это осознание своей сопричастности к коллективному греху. Коллективный грех более сконцентрирован во времени и месте, он легче осознаваем, чем грех родовой, который уходит в века...
И осознание коллективного греха - это ступенька к осознанию греха родового. Может, конечно, это и не прямой путь...

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #94 : 21 Август 2009, 08:29:03 »
Я думаю, один из шагов к себе настоящему (один из шагов) - это осознание своей сопричастности к коллективному греху. Коллективный грех более сконцентрирован во времени и месте, он легче осознаваем, чем грех родовой, который уходит в века...
И осознание коллективного греха - это ступенька к осознанию греха родового. Может, конечно, это и не прямой путь...
Игра в христиан, выполнение роли христианина - это коллективный грех или родовой? :) Или всей церкви?

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #95 : 21 Август 2009, 08:48:26 »
Игра в христиан, выполнение роли христианина - это коллективный грех или родовой? :) Или всей церкви?
Боюсь, это болезнь ума.

Dima2

  • Сообщений: 294
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #96 : 21 Август 2009, 11:31:06 »
*** Я вижу, как тяжесть роли (не должности, а роли) иногда начинает давить, деформировать человека... И выхода из этой матрицы как будто нет.***

При пассивном наблюдении так и есть, пока и совсем не задавит... Осознав со-причастность, единство, движение вперед,работа над собой,- жизнено необходимы,иначе ,тут соглашусь с  Юрием,мы играемся в неразумные игры.Если при этом исправляем свои внутренние искажения,то преображаются все те, кто нам причасны,т.е. процесс взаимобратный.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #97 : 21 Август 2009, 12:01:46 »
Игра в христиан, выполнение роли христианина - это коллективный грех или родовой? :) Или всей церкви?

Если без иронии, то думаю, что и родовой и коллективный.
В какой-то момент встает вопрос о преодолении этого греха в себе (об этом, в частности, была и соседняя супердлинная  ветка  "Городское монашество").

Осознав со-причастность, единство, движение вперед,работа над собой,- жизнено необходимы,иначе ,тут соглашусь с  Юрием,мы играемся в неразумные игры.Если при этом исправляем свои внутренние искажения,то преображаются все те, кто нам причасны,т.е. процесс взаимобратный.

Да, такое взаимовлияние незаметно происходит. Но это в коллективе.
А вот с родовым грехом - ситуация иная. Иногда незаметно приходит понимание, что молишься не только за себя. Вернее, молясь за себя, молишься не за себя только. Но такое не всегда бывает.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #98 : 26 Август 2009, 15:04:12 »
Предваряя... Посмотрел фильм "Величайший отец в мире" (World's Greatest Dad) с Робином Уильямсом в главной роли. Фильм - комедия, драма, трагикомедия, сатира - начинается как психологическая история о папе-одиночке и трудном подростке, а затем происходит нечто, что делает эту голливудскую историю необычной. Получился фильм о неразрешенных родовых грехах в классическом варианте, о котором я говорил раньше. Только первое место в распространенном тандеме: сильная и эгоистичная мама и слабый испорченный ребенок занимает одинокий папа - тщеславный, комплексующий преподаватель.   

Продолжая тему родовых грехов, я должен прежде всего сказать о двух вещах: 1) напомнить, что понимается в православии (как в современном язычески-бытовом варианте, так и в более глубоком и чистом его виде) под грехом и покаянием; 2) продолжить цепочку "личный грех - родовой грех" дальше - до греха коллективного.

1) В современном бытовом православии (христианстве) извращено понимание и греха, и покаяния. Грех понимается (только) как нравственно дурной поступок, за который должно быть стыдно. К греху обязательно прикреплен постыдный хвост виновности. Покаяние понимается обычно как биение себя в грудь с эмоциональными слезами-соплями.

В действительности же... Слово "грех" - с греческого (амортия) - непопадание в цель, промах - само по себе никакой эмоциональной и нравственной нагрузки не несет. Это несоответствие, требующее исправления. Корень-суть греха-несоответствия находится много глубже, чем он видится с эмоционально-нравственной и моральной позиции. Вообще, мораль и нравственность, даже самые лучшие, уже искажены (греховны), и поэтому не дают верного видения грехов, а порой это видение заведомо ложное. Такое ложное видение укоренилось и в обществе - на бытовом уровне, - и в церкви, которая часть общества.

Так и покаяние. Это далеко не только эмоциональные сопли и не биение себя в грудь с воплями "меа кульпа" и "виноват, господи". Покаяние - умоперемена (метанойя) или перемена, перестройка и исправление всего ума (или сознания).

Обращение к ложно (или слабо) понятым понятиям "греха" и "покаяния" ничего хорошего дать не могут. Слово"грех" приобрело настолько негативный смысл, что в психотерапии его избегают. Потому что, как справедливо отметил специалист в комменте к предыдущему сообщению в жж, этот негативный смысл изымает способность верно-объективно видеть происходящее.

2) В предыдущем сообщении я говорил о волне духовного (православного) возрождения 90-х годов. В самом начале нового века и тысячелетия эта волна быстро пошла на спад, причем проблемы, поднятые на этой волне, остались так и не решены. Они были затушеваны синдромом материального благополучия - появился другой вектор гонки: сытость, уверенность и возрождение чувства собственного достоинства, подорванного нищетой и развалом эпохи перестройки. На нерешенные проблемы стали громоздиться проблемы новые... Почему? Говоря на церковном языке, потому что грехи не пустили, потому что достойных плодов покаяния так и не было принесено. Но ведь каялись люди? каялись и пытались измениться! Но одного личного покаяния (некоторых людей) оказалось недостаточно, поскольку вплетены судьбы людей в бОльшие потоки: родовые, национальные, общественные (коллективные). Уже на уровне родов-семей покаяние было неполным. На национальном уровне покаяние в содеянном оказалось совсем обрывочным, а сейчас оно  подменилось имперской спесью, замешанной на комплексах развалившейся сверхдержавы. На церковном уровне... и на нем звучит только оправдание церковной истории советского периода, а дореволюционная деятельность церкви, которая во многом и привела к большевистской катастрофе, в свете покаяния-умоперемены вообще не рассматривается. Не случайно, что на этом удручающем фоне растет православный сталинизм.

Человек, отягченный личными и родовыми грехами, приходит в церковь, желая как-то облегчить свой душевный груз... а земная церковь сама отягчена коллективными грехами, она погружена в падшую материю этого мира. Можно проследить несколько этапов вхождения. Первый - восторженный и ревностный: в церкви хорошо, исповедь помогает, причастие укрепляет. Человек явно становится чище. Затем начинают появляться проблемы, вылезают собственные недостатки и становятся ярче видны недостатки церковного института. Именно в это время происходит интенсивное заражение коллективными грехами церкви. Этих грехов множество, наиболее заметны среди них: религиозная спесь и чувство исключительности, ненависть к других религиям и их представителям, батюшкизм, обрядоверие, патологическая боязнь (Бога, новшеств, своего мнения... диапазон огромный), игры в лжепослушание и лжесмирение, законничество, фарисейство, и в конце вылезает любовь к деньгам... Неофиты, зараженные этими грехами, становятся несносными для своих ближних. Начальная благодать теряется, и человек становится хуже, чем был до вхождения в церковь. Заражение коллективными грехами подавляет последние проблески трезвенного отношения - и штампуется еще один церковный зомби. Следующий тяжкий этап (уже, увы, доступный не всем) - медленное и мучительное осознание своей зомбированности - после беганий по старцам, храмам и монастырям, иногда после ухода в альтернативные церквушки, часто после разрушенной личной жизни и испорченного здоровья. И тогда многие практически уходят из церкви или отстраняются от нее, оставляя на воскресные и праздничные службы. Последние, полагаю, к настоящему времени и составили основное тело современной церкви: сытые и благополучные или стремящиеся к сытости и благополучию, уловленные любовью к деньгам - они воспринимают церковь как место, где благословляется их душевное спокойствие и материальный достаток. Взвинченность и фанатический блеск в голодных глазах сменился чинным стоянием в автомобильных пробках под церковное пение и сладкий голос Дивны Любоевич. Смутьяны ушли в альтернативные церкви... сбились в маргинальные группки, уничтожаемые изнутри. Печальная картина: мир сей потребил верующих, приспособил под свои нужды - и коллективный поток, вобравший в себя струи потоков родовых, впитавший и личные капли, так и изливается вечной рекой непрощенного греха.

продолжение следует...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #99 : 27 Август 2009, 17:14:52 »
Слово "грех" - с греческого (амортия) - непопадание в цель, промах - само по себе никакой эмоциональной и нравственной нагрузки не несет. Это несоответствие, требующее исправления. Корень-суть греха-несоответствия находится много глубже, чем он видится с эмоционально-нравственной и моральной позиции.

Означает ли это, что работа по исправлению себя является и работой по искуплению (частичному, полному) родовых грехов? Является ли такая работа сама по себе достаточной или нет?

Уже на уровне родов-семей покаяние было неполным. На национальном уровне покаяние в содеянном оказалось совсем обрывочным, а сейчас оно  подменилось имперской спесью, замешанной на комплексах развалившейся сверхдержавы. На церковном уровне... и на нем звучит только оправдание церковной истории советского периода, а дореволюционная деятельность церкви, которая во многом и привела к большевистской катастрофе, в свете покаяния-умоперемены вообще не рассматривается.
...
 Печальная картина: мир сей потребил верующих, приспособил под свои нужды - и коллективный поток, вобравший в себя струи потоков родовых, впитавший и личные капли, так и изливается вечной рекой непрощенного греха.


В чем вам видится выход и возможен ли он, по вашему мнению? Или же ситуация вам кажется безнадежной?

Багульник

  • Сообщений: 307
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #100 : 27 Август 2009, 18:18:44 »
продолжение следует...
пожалуйста, если возможно..продолжите...
не задерживайте..

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #101 : 27 Август 2009, 21:11:13 »
Я отвечу. Упирается во время.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #102 : 27 Август 2009, 21:19:07 »
Почему так долго все молчат на сообщение Alexander'а: либо не понимают - о чем спич, либо увидели - и не знают что сказать (ибо считают, что это нормально), либо не знают как с этим управиться... на фоне эмоций, разорвавшихся об этот текст.
Мне видится, что универсального рецепта выхода из сложившейся ситуации просто нет. Кому-то следует прекратить посещать богослужения, кому-то - задуматься над эмоциями, которые зачастую длятся годами, и способны "сжечь" неофитскую (зачастую подлинную) благодать приобщения Богу. Кому-то еще что-то... Я не вижу универсального рецепта.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #103 : 27 Август 2009, 21:50:36 »
Не следует так уж драматизировать ситуацию...

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Родовой грех
« Ответ #104 : 27 Август 2009, 22:47:17 »
Почему так долго все молчат на сообщение Alexander'а: либо не понимают - о чем спич, либо увидели - и не знают что сказать (ибо считают, что это нормально), либо не знают как с этим управиться... на фоне эмоций, разорвавшихся об этот текст.
Мне видится, что универсального рецепта выхода из сложившейся ситуации просто нет. Кому-то следует прекратить посещать богослужения, кому-то - задуматься над эмоциями, которые зачастую длятся годами, и способны "сжечь" неофитскую (зачастую подлинную) благодать приобщения Богу. Кому-то еще что-то... Я не вижу универсального рецепта.
Скажу о себе. Молчу ибо жду продолжение. Изложенное полностью отражает мои мысли, но не смог бы так четко и смело изложить. Так думаю давно - с того момента как понял, что православная вера - это вера не печальной удрученности, но любви. До этого думал, почему в остальных радость присутствует, а тут какое-то мрачное умонастроение. А потом понял - нет ничего мрачного, есть надежда а это значит светло и радостно.
Не нужно ничего прекращать - нужно свободно относится, пребывать с этим. Не бросаться, что есть силы об стену, походу перепутав ее с узкими вратами.
С одним постулатом был готов еще несколько недель назад поспорить и слегка "дерзил" - с самим понятием родового греха. Но понял в некотором уединении о чем речь...
Из того малого, что знаю - сказанное выше вполне в духе Паламы и, наверное, Нила Сорского.

2 Александр Не для какой похвалы сказано, но просто мнение обычное. 8)