Вот первое: он пишет, что мирскому - мирское, то есть он пишет-то о монашестве, но вот есть у него такое - куда Господь поставил, сообразно тем обстоятельствам и жить. Монаху, пишет он, не пристало заниматься ничем, кроме внутренних дел, причём на первое место он ставит плач, и только по физ. немощи - чтение св. Писания. А мирянам - повседневные заботы о ближних, дела милосердия, забота о семье - внешние дела... А менять местами это не стоит, будет погибель...
Вот, давайте это обсудим.
Менять местами - не стоит. Но в то же время, одно другого не исключает. Искусство умного делания для мирянина - не бегать от дел этого мира, но делать их добросовестно и с молитвой, сохранять мир в сердце, душе и уме - быть в мире, но не от мира. И это нередко бывает сложнее, нежели монашеское делание, однако, и награда за это более серьезная ИМХО.
В то же время, и монахи занимаются внешними делами, и мирянам должно заниматься внутренними. Однако так, чтобы одно другому не было в ущерб. Да и, если мирянин правильно занимается внутренним созиданием, это и не может препятствовать мирским делам, это будет здорово помогать и в этом. Проблемы бывают в новоначалье, когда хочется все и быстро... Но, однако, и все, и причем быстро, также может быть даровано, но от Господа, по благодати. Самому же входить в духовное делание надо разумно, не то, чтобы медленно, но просто без фанатизма.
PS. Я программист из Кишинева
Раньше, кстати, тоже как и Питирим занимался боевыми искусствами, в частности дзюдо, джиуджитсу и тайквондо ITF. Исаака Сирина купил книгу, когда был этим летом в Троице-Сергиевой Лавре, но от начала до конца пока не читал.