Исихазм

Автор Тема: О монашестве  (Прочитано 326677 раз)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1635 : 30 Июнь 2012, 17:25:14 »
А то что вы говорите, будто он видим какими то чувствами души, мне представляется возможным, хотя и сомнительным, требующим доказательства.
Доказательства у с.о...они писали об очах души...триады Палама читали?...там много гворится о Свете...и о природе Его...
  Тогда этот свет можно сказать имеет информационную природу, а это уже видимость, пусть и не глазами. Можно сказать, что этот свет дан нам в ощущениях, при этом неважно в каких именно.
Это рассуждения философа...а не аскета...для аскета важно ЧЕМ мы их видим...и совсем не важно как назвать...важно обозначить разницу между светом исходящим от солнца или огня и Светом Бога...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1636 : 01 Июль 2012, 00:01:18 »
Это важно для осознания природы света. Если этот свет видим, ощущаем, тогда он в каком-то смысле материален. Говорить о его нетварности можно только после точного определения самого термина - тварный. Если стоять на позиции, что нетварен только Бог, всё остальное тварно, тогда будет трудно признать его божественную природу. Ведь Бога никто не видел, и видеть не может. Является же Бог, только во Христе, в боговоплощении. Если это свет славы Христовой, тогда он должен иметь нечто от его человеческой природы, т.е. быть тварным как и само тело Христа.
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1637 : 01 Июль 2012, 00:12:58 »
Сергей Фрис, нетварные Божие энергии есть Сам Бог. Фаворский Свет - нетварные энергии - Сам Бог, но не сущность Его. Сущность Бога недоступна для твари - человека, но нетварные энергии Его пронизывают тварный мир и доступны для восприятия человеками по Божией милости. Это основное отличие православия от католицизма, который не принимает учение Восточной Церкви о нетварных энергиях. Подробности у св. Паламы. Фаворский Свет не материален - это учение православия.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1638 : 01 Июль 2012, 00:38:41 »
А обожение – тоже материально, Сергей?
Нетварный фаворский свет материален (т.е. видим).
Если стоять на позиции, что нетварен только Бог, всё остальное тварно, тогда будет трудно признать его божественную природу. Ведь Бога никто не видел, и видеть не может. Является же Бог, только во Христе, в боговоплощении. Если это свет славы Христовой, тогда он должен иметь нечто от его человеческой природы, т.е. быть тварным как и само тело Христа.
Из каких же это чуланов варламитская ересь вылезла? Вроде, еще в 14 веке с этим разобрались...
Паламу читайте, или изложение его учения и не изобретайте заново варламитский велосипед. Не катит ))

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1639 : 01 Июль 2012, 01:33:29 »
Сергей Фрис, нетварные Божие энергии есть Сам Бог. Фаворский Свет - нетварные энергии - Сам Бог, но не сущность Его. Сущность Бога недоступна для твари - человека, но нетварные энергии Его пронизывают тварный мир и доступны для восприятия человеками по Божией милости. Это основное отличие православия от католицизма, который не принимает учение Восточной Церкви о нетварных энергиях. Подробности у св. Паламы. Фаворский Свет не материален - это учение православия.
Паламу не читал толком, перечитаю. Но исходя из элементарной логики, я бы сказал, что данное утверждение противоречиво. Причём грубость противоречий бросается в глаза.
Вы пишите, что нетварные энергии это сам Бог, но не сущность его. Само по себе странно, как будто бы Бог разделился. Такое разделение я знаю только в отношении плоти Христа, она единственно соединена с божеством. Но плоть Христа, не есть сущность Божества.
Что такое эти нетварные энергии, для меня непонятно вообще. Зачем вообще понадобилось вводить столь странное понятие? Очевидно проблема каким-то образом касается промысла Божия. Если нет этих энергий, то естественно, Бог неспособен как либо воздействовать на мир, разве что посредством Христа. Почему недостаточно этого, так же не пойму.

из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1640 : 01 Июль 2012, 01:35:48 »
Из каких же это чуланов варламитская ересь вылезла? Вроде, еще в 14 веке с этим разобрались...
Паламу читайте, или изложение его учения и не изобретайте заново варламитский велосипед. Не катит ))
Варлаам утверждал тварность фаворского света. Заметьте, я говорю везде что он нетварен, НО материален.
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1641 : 01 Июль 2012, 01:38:52 »

:-)...учите мат часть :-)...лучше Паламы никто не объяснит...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1642 : 01 Июль 2012, 01:39:56 »
Боюсь, что это даже Паламе не под силу будет, объяснить мне. Я просто так на слово не верю. :)
Этот свет имеет какое-то важное значение для умного делания, вот только не пойму какое?
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1643 : 01 Июль 2012, 02:04:52 »
Необходимо точное и непротиворечивое определение понятия нетварное.
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1644 : 01 Июль 2012, 08:58:01 »
Боюсь, что это даже Паламе не под силу будет, объяснить мне. Я просто так на слово не верю. :)
Тогда поверьте на слово МНЕ...я НЕдоверял и НЕдоверяю никому и ничему :-)...т.е. как учат с.о. стараюсь не принимать не отвергать(ну...по своему конечно понимаю это :-))...
И по этому я каждый раз пробую...если решаю испытать что то из с.о...то присматриваюсь...со тщанием :-)...
Могу сказать что то что я проверял из св.Григория Палама=работает...и это в плане восприятия Нетварного Света...я Свет НЕвижу...НО...то что пишет Палама идёт вполне в створе с моими ощущениями...я писал здесь о Дыхании Святого Духа...

А в большинстве случаев...я СНАЧАЛА получаю мистический опыт...а потом ищу обоснование у святых...так вот Палама вполне обосновывает...

Сергей :-)...вы можете поступить ТАК ЖЕ...не задумываться...дондеже не получите СВОЙ мистический опыт...и тогда хош не хош а ПРИДЁТСЯ триады хотя бы пробежаться...

И ещё о Паламе...
Паламе удалось...явно с помощью Божией...совершить невозможное...а именно...обосновать Таинственное ТАК что это стало понятно рациональному разуму...которым к сожалению живёт бОльшая часть церкви...и по этому не понимает созерцателей...
Познавать\созерцать Бога возможно ТОЛЬКО отбросив разум заставить ум созерцать...Именно по этому Палама совершил чудо...сумев словами объяснить НЕОБЪЯСНИМОЕ...
Этот свет имеет какое-то важное значение для умного делания, вот только не пойму какое?
Серёж :-)... ... ...не...не скажу ничё :-)...а так хочется поюродствовать :-)...

ну во первых не свет а Свет...
Каждый раз когда Благодать посещает душу...это и есть приход Света в неё...просто не все могут видеть Его как Свет...способность видеть Свет...появляется когда спадает с "глаз души" пелена страстей...ну и Бога люди видят по разному..."невидимо как видимо" "как Ветхого Денми" как "хлад тонок"...как "Мрак"...ну и как Свет с оттенком сапфира...красноватая примесь говорит о том что свет бесовский...ну как огонь свечи к примеру...красноватый...
По этому конечно ВАЖНО ориентироваться...ну хотя бы что бы отличить бесовский свет от Божеского...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1645 : 01 Июль 2012, 08:59:46 »
Необходимо точное и непротиворечивое определение понятия нетварное.
Вот именно ЭТО и есть у Паламы...если я не путаю :-)...
Братцы поправьте меня если чо :-)...богослов из меня...некудышный...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1646 : 01 Июль 2012, 11:36:12 »
Сергей Фрис, нетварные Божие энергии есть Сам Бог. Фаворский Свет - нетварные энергии - Сам Бог, но не сущность Его. Сущность Бога недоступна для твари - человека, но нетварные энергии Его пронизывают тварный мир и доступны для восприятия человеками по Божией милости. Это основное отличие православия от католицизма, который не принимает учение Восточной Церкви о нетварных энергиях. Подробности у св. Паламы. Фаворский Свет не материален - это учение православия.
Паламу не читал толком, перечитаю. Но исходя из элементарной логики, я бы сказал, что данное утверждение противоречиво. Причём грубость противоречий бросается в глаза.
Вы пишите, что нетварные энергии это сам Бог, но не сущность его. Само по себе странно, как будто бы Бог разделился. Такое разделение я знаю только в отношении плоти Христа, она единственно соединена с божеством. Но плоть Христа, не есть сущность Божества.
Что такое эти нетварные энергии, для меня непонятно вообще. Зачем вообще понадобилось вводить столь странное понятие? Очевидно проблема каким-то образом касается промысла Божия. Если нет этих энергий, то естественно, Бог неспособен как либо воздействовать на мир, разве что посредством Христа. Почему недостаточно этого, так же не пойму.
Сергей Фрис, а то, что Бог "Единица в Троице и Троица в Единице", и, что Христос: и Бог и человек одновременно во всей полноте "неслитно нераздельно", Вас не смущает и не кажется противоречивым? Так же Бог одновременно и сущность и нетварные энергии Его! Неслитно - нераздельно! Здесь нет противоречия, а только Его Свет и любовь к твари! Противоречия как раз появляются, если вообразить, что нетварных энергий Божия не существует. Внимательно изучите Св. Паламу. Я думаю Вы во всем разберетесь.
« Последнее редактирование: 01 Июль 2012, 12:07:58 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1647 : 01 Июль 2012, 12:07:38 »
Противоречия как раз появляются, если вообразить, что нетварных энергий Божия не существует. Внимательно изучите Св. Паламу. Я думаю Вы во всем разберетесь.
Насколько я понял в паламистских спорах точкой преткновения было...присутствует ли сущность Бога в тварном...и тогда она присутствует тварным компонентом...или не присутствует а исходит из сущности Бога в виде Нетварных энергий, не убавляя и не прибавляя ни у Бога ни к тварному...
У Григоры так же было понятие Мировой души...как посредника между сущностью Бога и миром...этакий правитель мира...

Короче вопрос то не совсем до конца выясненный...Палама "выиграл" в этих спорах...однако они потом продолжились...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1648 : 01 Июль 2012, 13:04:11 »
Из каких же это чуланов варламитская ересь вылезла? Вроде, еще в 14 веке с этим разобрались...
Паламу читайте, или изложение его учения и не изобретайте заново варламитский велосипед. Не катит ))
Варлаам утверждал тварность фаворского света. Заметьте, я говорю везде что он нетварен, НО материален.
Варлаам, кроме того, утверждал, что Фаворский Свет – вещественный.
В чем разница между понятиями "вещественный" и "материальный"?

Добавьте его рационализм и активное пользование логическими доводами как средством познания Бога.
Необходимо точное и непротиворечивое определение понятия нетварное.
Вот Вы и попробуйте дать, как Вам это видится, определения  – что есть "нетварное" и "материальное". И тогда можно обсудить.
Ума не приложу, как может нетварное быть заодно материальным))

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1649 : 01 Июль 2012, 13:44:57 »
Сергей Фрис,  вот эту работу прочтите: http://www.hesychasm.ru/library/now/b_theosis.htm
Там все ясно разьяснено. Особенно раздел: http://www.hesychasm.ru/library/now/b_theosis.htm#4 ("Обожение возможно благодаря нетварным божественным энергиям").
Вот отрывок из этой работы:
Цитировать
"Энергии Божии божественны. Они суть Сам Бог, хотя и не сущность Его. Они тоже Бог - и только поэтому они могут обожить человека. Если бы эти энергии не были божественны, нетварны, то они не были бы Самим Богом. И они не были бы способны дать нам обожение, соединить с Ним. Между нами и Богом лежала бы непроходимая пропасть. Благодаря божественным несотворённым энергиям, которыми Бог соединяется с нами, мы можем общаться с Ним и соединяться с Его Благодатью - не отождествляясь с Ним, как было бы, если бы нам предлежало входить в общение с Его сущностью.

Поэтому, мы соединяемся с нетварными божественными энергиями Божиими, а не с Сущностью Его. И это Таинство нашей Православной веры и жизни.

Западные еретики не могут принять сего. Рационалистический разум не делает различия между Божиими сущностью и энергиями. Для них Бог есть только Его сущность, а значит, уже невозможно говорить об обожении. О каком обожении может идти у них речь, если они не считают энергии Божий нетварными, а лишь сотворёнными, тварью? Как может вещь сотворённая, отделённая от Самого Бога, обожить сотворённого же человека?

Они боятся говорить об обожении, чтобы избежать пантеизма. И что же у них остаётся как смысл человеческой жизни? Одно нравственное совершенствование. Если нет обожения божественными энергиями, божественной Благодатью, то что остаётся человеку? Усовершаться и утверждаться нравственно? Но морального совершенства не достаточно человеку! Ему не даёт полноты то только, чтобы становиться лучше, чем прежде, и порядочно вести себя. Его конечная цель в единении со Святым Богом. В этом смысл творения всего мира. Вот желанная цель. В ней наша радость, наше счастье, наше совершение."
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.