Исихазм

Автор Тема: О монашестве  (Прочитано 326674 раз)

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1650 : 02 Июль 2012, 12:25:19 »
Христианин призван жить с Богом и по-Божьи, достойно звания христианина. Так в жизни христианина возникают две жизненные задачи. Во-первых, знать Бога. Во-вторых, служить Ему.
Чтоб Бога знать, быть должно Богом.
Но чтоб любить и чтить Его,
Довольно сердца одного.*
Понятие о Боге имеет два источника. О первом источнике учитель церкви Тертуллиан говорит: «душа по природе христианка». Человек создан по образу Божию, и стремление к Первообразу укоренено в его природе: «Как олень стремится к источнику вод, так жаждет Бога душа моя»,- говорит псалмопевец Давид.
Наша интуиция выявляет неосознанное стремления души к Богу:
«Образ Твой, мучительный и зыбкий
я не мог в тумане разгадать.
Господи, сказал я по ошибке,
сам не думая того сказать.
Божье имя, как большая птица,
вылетело из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
и пустая клетка позади». **
Зрячим источником богопознания является Откровение Бога о Самом Себе. Христос говорит: «Никто не знает Сына, токмо Отец. И Отца никто не знает, токмо Сын, и кому хочет Сын открыть». Евангелие открывает Бога, молитва вводит христианина в опыт созерцания Бога. Символ Веры излагает христианское понятие о Боге. Так Бог открывает человеку всё, что необходимо знать, чтобы пребывать в Боге.
Символ Веры- не молитва. Это христианское понятие о Боге, из которого, как из корня, вырастают все христианские понятия и вся полнота христианской культуры. Из понятия о Боге Отце, Сыне и Духе вырастает христианская европейская культура, которая отличается от всех других: мусульманской, буддийской, иудейской, еллинской. Раскрывается смысл слов Христа: «Всё Мне предано Отцом Моим».
Путь к Богу в христианстве лежит через Единородного Сына Его. Христос призывает всех к Себе: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас». При этом Господь указывает средство, которое необходимо употребить христианину: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем и найдёте покой душам вашим».
Иго, которое нужно понести- крест Христов. Так объясняет стихира из чина погребения: «Крест, яко ярмо вземше». Символически мы всегда носим на груди нательный крестик, но несение креста должно стать содержанием жизни.
Тогда Христос становится Соучастником нашего подвига, и мы вместе с Ним несём крест, узнавая в опыте христианской жизни, что «бремя Его легко», если понести вместе со Христом, приняв как дар Божий, приводящий в жизнь вечную.

* Крылов И.А.
** Мандельштам О.Э.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1651 : 02 Июль 2012, 20:46:40 »
Сергей Фрис, а то, что Бог "Единица в Троице и Троица в Единице", и, что Христос: и Бог и человек одновременно во всей полноте "неслитно нераздельно", Вас не смущает и не кажется противоречивым? Так же Бог одновременно и сущность и нетварные энергии Его! Неслитно - нераздельно! Здесь нет противоречия, а только Его Свет и любовь к твари! Противоречия как раз появляются, если вообразить, что нетварных энергий Божия не существует. Внимательно изучите Св. Паламу. Я думаю Вы во всем разберетесь.
Бог воплотился в Сыне Своём Иисусе Христе. Я не знаю такого, чтобы Бог воплотился в каких то энергиях.
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1652 : 02 Июль 2012, 20:54:27 »
Тогда поверьте на слово МНЕ...я НЕдоверял и НЕдоверяю никому и ничему :) ...т.е. как учат с.о. стараюсь не принимать не отвергать(ну...по своему конечно понимаю это :) )...
И по этому я каждый раз пробую...если решаю испытать что то из с.о...то присматриваюсь...со тщанием :) ...
Могу сказать что то что я проверял из св.Григория Палама=работает...и это в плане восприятия Нетварного Света...я Свет НЕвижу...НО...то что пишет Палама идёт вполне в створе с моими ощущениями...я писал здесь о Дыхании Святого Духа...

А в большинстве случаев...я СНАЧАЛА получаю мистический опыт...а потом ищу обоснование у святых...так вот Палама вполне обосновывает...

Сергей :) ...вы можете поступить ТАК ЖЕ...не задумываться...дондеже не получите СВОЙ мистический опыт...и тогда хош не хош а ПРИДЁТСЯ триады хотя бы пробежаться...

И ещё о Паламе...
Паламе удалось...явно с помощью Божией...совершить невозможное...а именно...обосновать Таинственное ТАК что это стало понятно рациональному разуму...которым к сожалению живёт бОльшая часть церкви...и по этому не понимает созерцателей...
Познавать\созерцать Бога возможно ТОЛЬКО отбросив разум заставить ум созерцать...Именно по этому Палама совершил чудо...сумев словами объяснить НЕОБЪЯСНИМОЕ...
Как это удалось вам проверить на работоспособность слова Григория Паламы? Тем более, что Ваш опыт, это всего лишь опыт, под который можно подвести любую теорию.

Серёж :) ... ... ...не...не скажу ничё :) ...а так хочется поюродствовать :) ...

ну во первых не свет а Свет...
Каждый раз когда Благодать посещает душу...это и есть приход Света в неё...просто не все могут видеть Его как Свет...способность видеть Свет...появляется когда спадает с "глаз души" пелена страстей...ну и Бога люди видят по разному..."невидимо как видимо" "как Ветхого Денми" как "хлад тонок"...как "Мрак"...ну и как Свет с оттенком сапфира...красноватая примесь говорит о том что свет бесовский...ну как огонь свечи к примеру...красноватый...
По этому конечно ВАЖНО ориентироваться...ну хотя бы что бы отличить бесовский свет от Божеского...
Стараюсь избегать какого бы то ни было света во время молитвы, кроме электрического конечно же. :)
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1653 : 02 Июль 2012, 20:57:03 »
Насколько я понял в паламистских спорах точкой преткновения было...присутствует ли сущность Бога в тварном...и тогда она присутствует тварным компонентом...или не присутствует а исходит из сущности Бога в виде Нетварных энергий, не убавляя и не прибавляя ни у Бога ни к тварному...
У Григоры так же было понятие Мировой души...как посредника между сущностью Бога и миром...этакий правитель мира...

Короче вопрос то не совсем до конца выясненный...Палама "выиграл" в этих спорах...однако они потом продолжились...
Насколько я понял, нетварный свет, не имеет ни чего общего с сущностью Бога, не является сущностью Бога.
http://azbyka.ru/?otechnik/Pravila_Svjatyh/konstantinopolskiy_sobor_1351
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1654 : 02 Июль 2012, 21:05:29 »
Варлаам, кроме того, утверждал, что Фаворский Свет – вещественный.
В чем разница между понятиями "вещественный" и "материальный"?

Добавьте его рационализм и активное пользование логическими доводами как средством познания Бога.
А пойди пойми, кто что из них имел ввиду под словом вещественный? Если вещественный = видимый, тогда странно вообще Варлаама за что то укорять. Ведь если свет, то определённо значит визуальный.

Вот Вы и попробуйте дать, как Вам это видится, определения  – что есть "нетварное" и "материальное". И тогда можно обсудить.
Ума не приложу, как может нетварное быть заодно материальным))
Тварное - это то что имеет начало своего существование в другом, будучи созданным Богом. Под материальным, я имею ввиду всё видимое, данное в ощущениях тем или иным образом. Отсюда, нечто может быть несотворённым, но тем не менее видимым, почему бы и нет.
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1655 : 02 Июль 2012, 21:25:43 »
Сергей Фрис,  вот эту работу прочтите: http://www.hesychasm.ru/library/now/b_theosis.htm
Там все ясно разьяснено. Особенно раздел: http://www.hesychasm.ru/library/now/b_theosis.htm#4 ("Обожение возможно благодаря нетварным божественным энергиям").
Вот отрывок из этой работы:
Цитировать
"Энергии Божии божественны. Они суть Сам Бог, хотя и не сущность Его. Они тоже Бог - и только поэтому они могут обожить человека. Если бы эти энергии не были божественны, нетварны, то они не были бы Самим Богом. И они не были бы способны дать нам обожение, соединить с Ним. Между нами и Богом лежала бы непроходимая пропасть. Благодаря божественным несотворённым энергиям, которыми Бог соединяется с нами, мы можем общаться с Ним и соединяться с Его Благодатью - не отождествляясь с Ним, как было бы, если бы нам предлежало входить в общение с Его сущностью.

Поэтому, мы соединяемся с нетварными божественными энергиями Божиими, а не с Сущностью Его. И это Таинство нашей Православной веры и жизни.

Западные еретики не могут принять сего. Рационалистический разум не делает различия между Божиими сущностью и энергиями. Для них Бог есть только Его сущность, а значит, уже невозможно говорить об обожении. О каком обожении может идти у них речь, если они не считают энергии Божий нетварными, а лишь сотворёнными, тварью? Как может вещь сотворённая, отделённая от Самого Бога, обожить сотворённого же человека?

Они боятся говорить об обожении, чтобы избежать пантеизма. И что же у них остаётся как смысл человеческой жизни? Одно нравственное совершенствование. Если нет обожения божественными энергиями, божественной Благодатью, то что остаётся человеку? Усовершаться и утверждаться нравственно? Но морального совершенства не достаточно человеку! Ему не даёт полноты то только, чтобы становиться лучше, чем прежде, и порядочно вести себя. Его конечная цель в единении со Святым Богом. В этом смысл творения всего мира. Вот желанная цель. В ней наша радость, наше счастье, наше совершение."
Что-то всё это мне не нравится. Мы обожаемся соединяясь со Христом, а не с какими-то там энергиями. А так получается Христос вообще не нужен, достаточно одних энергий.

ПС: Может выделить этот диалог о энергиях в отдельную тему?
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1656 : 02 Июль 2012, 21:30:28 »
Сергей Фрис,  а каким образом Вы соединяетесь с Христом?
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1657 : 02 Июль 2012, 21:58:25 »
Сергей Фрис,  а каким образом Вы соединяетесь с Христом?
Через веру в Него, в Евхаристии и молитве.
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1658 : 03 Июль 2012, 00:56:22 »
Сергей Фрис, да, теперь понятно, согласен с Вашим об"яснением при таком понимании терминов.

Насчет Вашего недоумения по поводу "энергий" и Христа. Через Христа и только Им христианин приходит ко Отцу. А Отец, по святоотеческому учению есть непостижимая Сущность и нетварные энергии. Познание и причастие Отцу, постижение тайн внутритроической жизни Божества  возможно только в этих энергиях - в нетварном Свете Божества.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1659 : 03 Июль 2012, 01:42:12 »
Цитировать
Мы обожаемся соединяясь со Христом, а не с какими-то там энергиями.

Палама писал на греческом. Его главный тезис - что в  Боге различаются неприступная сущность Божия и божественные действия. По-гречески "энергии" — это значит "действия". То есть, имеются в виду непосредственное воздействие Бога на нас, Его "прямое касание". Через это неприступный Бог причаствуется, т.е. делается доступным Своей твари.

Вот в тему одно интернет-высказывание:

Цитировать
Это очень тонкий момент, на самом деле: если я вас толкну и вы упадёте, то, с одной стороны, я - причина того, что вы на земле, но, с другой - я только сообщил вам некую энергию, и дальше действовала она. И всё-таки, вы говорите, что это я вас толкнул, а не моя энергия заставила вас упасть... 
:-) :-)


Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1660 : 03 Июль 2012, 12:12:23 »
Палама писал на греческом. Его главный тезис - что в  Боге различаются неприступная сущность Божия и божественные действия. По-гречески "энергии" — это значит "действия". То есть, имеются в виду непосредственное воздействие Бога на нас, Его "прямое касание". Через это неприступный Бог причаствуется, т.е. делается доступным Своей твари.

Вот в тему одно интернет-высказывание:

Цитировать
Это очень тонкий момент, на самом деле: если я вас толкну и вы упадёте, то, с одной стороны, я - причина того, что вы на земле, но, с другой - я только сообщил вам некую энергию, и дальше действовала она. И всё-таки, вы говорите, что это я вас толкнул, а не моя энергия заставила вас упасть... 
:) :)


Я в курсе, что энергия значит действие. Но проблема в том, что Бог в сущности своей, абсолютно транцендентен миру, т.е. ни как не может на него воздействовать. Поэтому говорить, что Бог может воздействовать на мир, некорректно. Если Бог воздействует на мир, тогда он видим, чего быть не может. Единственным возможным воздействием на мир Бог обладает через Христа, через которого исходит Святой Дух.
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1661 : 03 Июль 2012, 12:16:58 »
Сергей Фрис, да, теперь понятно, согласен с Вашим об"яснением при таком понимании терминов.

Насчет Вашего недоумения по поводу "энергий" и Христа. Через Христа и только Им христианин приходит ко Отцу. А Отец, по святоотеческому учению есть непостижимая Сущность и нетварные энергии. Познание и причастие Отцу, постижение тайн внутритроической жизни Божества  возможно только в этих энергиях - в нетварном Свете Божества.
Нет, Отец не есть "и нетварные энергии", он непостижим, а значит не имеет способа воздействовать на мир. Т.к. непостижимости это по сути есть признание отсутствия воздействия. Бога никто никогда не видел и только Единородный Сын сущий в лоне Отчем, той исповеда. Если Вы спросите: как же до Христа Бог воздействовал на мир? То ответ прост: у Бога нет времени. Пророки изрекали пророчества о Христе, за долго до его прихода, а это уже свидетельство того, что Христос воздействовал из будущего на прошлое.
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1662 : 03 Июль 2012, 13:15:32 »
Цитата: Сергей Фрис
Но проблема в том, что Бог в сущности своей, абсолютно транцендентен миру, т.е. ни как не может на него воздействовать.

Католики на основании этого тезиса выстроили учение об области "сотворенной благодати". Благодать, по их мнению тварна. С точки зрения логики это нормально. Но не все укладывается в прямолинейную логику.

Тут тайна -  в том, как трансцендентный Бог становится имманентным миру.

Нет, Отец не есть "и нетварные энергии", он непостижим, а значит не имеет способа воздействовать на мир. Т.к. непостижимости это по сути есть признание отсутствия воздействия. Бога никто никогда не видел и только Единородный Сын сущий в лоне Отчем, той исповеда. Если Вы спросите: как же до Христа Бог воздействовал на мир? То ответ прост: у Бога нет времени. Пророки изрекали пророчества о Христе, за долго до его прихода, а это уже свидетельство того, что Христос воздействовал из будущего на прошлое.


У всех Лиц Троицы единое действие, поскольку одна природа. Проблема, вами обозначенная (разделение действий Отца и Сына)   - она искусственная.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1663 : 03 Июль 2012, 14:08:04 »
Сергей Фрис, да, теперь понятно, согласен с Вашим об"яснением при таком понимании терминов.

Насчет Вашего недоумения по поводу "энергий" и Христа. Через Христа и только Им христианин приходит ко Отцу. А Отец, по святоотеческому учению есть непостижимая Сущность и нетварные энергии. Познание и причастие Отцу, постижение тайн внутритроической жизни Божества  возможно только в этих энергиях - в нетварном Свете Божества.
Нет, Отец не есть "и нетварные энергии", он непостижим, а значит не имеет способа воздействовать на мир. Т.к. непостижимости это по сути есть признание отсутствия воздействия. Бога никто никогда не видел и только Единородный Сын сущий в лоне Отчем, той исповеда. Если Вы спросите: как же до Христа Бог воздействовал на мир? То ответ прост: у Бога нет времени. Пророки изрекали пророчества о Христе, за долго до его прихода, а это уже свидетельство того, что Христос воздействовал из будущего на прошлое.
в ваших рассуждениях косяк - а как же вы молитесь "Отче наш" прося хлеба насущного и уберечь от искушений, если по вашей теории Бог Отец не может влиять на мир?)) Он все может вообще-то)
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Сергей Фрис

  • Сообщений: 116
    • Просмотр профиля

Re: О монашестве
« Ответ #1664 : 03 Июль 2012, 14:46:44 »
Католики на основании этого тезиса выстроили учение об области "сотворенной благодати". Благодать, по их мнению тварна. С точки зрения логики это нормально. Но не все укладывается в прямолинейную логику.

Тут тайна -  в том, как трансцендентный Бог становится имманентным миру.
Имманентным миру Бог становится во Христе. В противном случае, непонятно вообще, зачем понадобилось боговоплощение, если можно обойтись без него. Не обязательно благодати быть тварной, для того что бы быть видимой и для того, что бы она подаваема была только через Христа. Подаваема как в будущем так и прошлом через Христа.

"Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам", (Иоан.16:7)
У всех Лиц Троицы единое действие, поскольку одна природа. Проблема, вами обозначенная (разделение действий Отца и Сына)   - она искусственная.
Единое действие, но образ этого действия, как оно проявляет себя в мире, есть только боговоплощение.
из ничего никогда ничего не может возникнуть (свт. Григорий Палама)