То что происходило с Иисусом Христом, напрямую указывает, что произойдет (происходит) с человеком, которого принимает Христос. Без Рождества Христова, которое происходит в верующем, через пришествие Святого Духа не возможно следующее. "Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие".
А это как я понимаю, невозможно без крещения и причастия?
Не знаю вообще, насколько верно разделять таинства на спасительные и не спасительные, первичные и вторичные, единственные и повторяющиеся, все они в своей сути - единое действие Божие, которое разворачивается для нас во времени своей видимой стороной, а невидимая сторона таинств, открывается по мере продвижения человеку к Богу.
Бог это не МЧС, чтобы разрабатывать план по спасению человечества. Он просто входит в мир человеческий, движимый любовью к человеку. Бог действует так или иначе, не потому что, а независимо от этого.Поэтому нельзя ставить вопрос: возможно ли спастись без крещения или причастия.
Да, и Сам Господь в беседе с Никодимом сначала говорит о необходимости рождения свыше:
"Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.", и лишь затем, после того как Никодим высказал смущение, которое выражалось в вопросе:
"Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?", - Христос говорит о необходимости и водного крещения.
"Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". И тут уже вода, как видимая сторона таинства ставиться на первое место. Все верно. Никодим спросил о материи своего тела, которая стара и измениться более не может, а Господь указывает на материю, которая ассоциируется с жизнью -
ВОДА (видимая сторона таинства - носитель человеческой природы), не забывая помянуть Дух (невидимая сторона таинства, Свершитель его, Носитель Божественной природы), чем указывает на возможность вопрошаемого.
Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Иоан.1:33).
Таковыми стали и апостолы, на которых Дух на Пятидесятницу сошел видимым образом и пребывал на них. Но следует отметить, что таковыми апостолы стали во Христе, то есть Он крестит Духом Святым, но уже через апостолов, которые исполняют Его волю, потому что она настолько блага, что является и волей апостолов.
Быть христианином - это значит дышать Духом Его таинств, через которые происходит приращение человека ко Христу. Не будешь так дышать умрешь, как христианин. Поэтому пока дышим - живем. А как это происходит иной раз и не ведаем. Не ведаем, но верим, что дыхание наше должно быть единым с дыханием церкви Божьей.