Исихазм

Автор Тема: Амвросий Оптинский об Иисусовой молитве  (Прочитано 10153 раз)

parmak

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Цитировать
Письмо твое получил. Пишешь, что старцы тебя совсем оставили. Не думали тебя оставлять, но недосуг не дозволяет тебе писать часто. Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотские движения и скверные хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым сосцом, и ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти. Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть; а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно.
Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопаснее всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии; потому и требуется молитва особенно во время смущения и за себя, и за оскорбивших: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. Более писать недосужно. Держись смирения и самоукорения, и поможет тебе Господь.

Преподобный Амвросий Оптинский. Умудряйся и смиряйся. Письма о духовной жизни. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008 - с. 380.
и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61:13)

Aleksei B.

  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля

Re: Амвросий Оптинский об Иисусовой молитве
« Ответ #1 : 07 Февраль 2010, 14:30:00 »
Вот любопытно: "недосуг не дозволяет тебе писать часто", "более писать недосужно" - выглядит как личный выпад :)

Александр*

  • 3
  • Сообщений: 345
    • Просмотр профиля

Re: Амвросий Оптинский об Иисусовой молитве
« Ответ #2 : 07 Февраль 2010, 14:48:21 »
а чего здесь любопытного? отвечать на тысячи писем больному человеку, у которого и так нет времени из-за другой тысячи посетителей.
" Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума..."

parmak

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Амвросий Оптинский об Иисусовой молитве
« Ответ #3 : 07 Февраль 2010, 18:45:51 »
Вот любопытно: "недосуг не дозволяет тебе писать часто", "более писать недосужно" - выглядит как личный выпад :)
Письмо находиться в разделе "письма к монашествующим". "Личный выпад" - чисто мирской термин.
и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61:13)

parmak

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Цитировать
Пишешь, что ты проходишь молитву Иисусову устную и умную, а о сердечной молитве не имеешь и понятия. Сердечная молитва требует наставника. Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая м в слова молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную"; - а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персях, то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную. Впрочем, у кого не переходит, должны довольствоваться устною и умною. Несколько лет назад приезжала в Оптину одна молитвенница, которая занимается молитвой Иисусовой более 30 лет. Она говорила о себе: не знаю, где у меня сердце; но бывает, когда творю молитву Иисусову, нахожусь в таком состоянии, что все кости мои рекут: Господи, кто подобен Тебе. Впрочем, можешь прочесть пространно писанное о сердечной молитве Иисусовой во 2-й части Добротолюбия у Каллиста и Игнатия и затем 43-ю главу о прилоге и изменении; также в 4-й части Добротолюбия кратко сказано о молитве Иисусовой Каллиста, патриарха Константинопольского. Что-нибудь поймешь, когда позаботишься о приобретении смирения, без которого не только молитва, но и другие делания тщетны. А причин, приводящих к смирению, немало, как сама пишешь, в настоящем твоем положении.
Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И поэтому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцов, опытом прошедших все это.
15 января 1889 года.
Там же. С 228.
и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61:13)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Люблю Амвросия Оптинского, :-) да и всех старцев: Льва, Макария, Моисия, Варсонофия, Иосифа....всех люблю. :-)
Оптина-цитадель умных молитвенников.  :-)
У меня с ними связь проходит тонкой ниточкой....по любви, конечно. :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Люблю Амвросия Оптинского, :-) да и всех старцев: Льва, Макария, Моисия, Варсонофия, Иосифа....всех люблю. :-)
Оптина-цитадель умных молитвенников.  :-)
У меня с ними связь проходит тонкой ниточкой....по любви, конечно. :-)
А вот почему то они св.Игнатия не приняли...да ещё и обвинили...
И вот что пишет сам святитель
 
Цитировать
Св.Игнатий Брянчанинов.
Так он говорит об этом в своих письмах: «Отец Макарий Оптинский решительно отвергал умное делание, называя его причиною прелести,  и преподавал одно телесное исполнение заповедей… Но отец Макарий в наше время был лучшим наставником монашества, действовал по своим понятиям, с целию угождения Богу и пользы ближним, при значительном самоотвержении» (П., с.114).
      «Нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся отчасти писаниями Отцов, при объяснении их душевным разумом, каков был отец Макарий Оптинский, нет… Даже наружное благочинное поведение, какое введено было в Оптиной Пустыне отцами Леонидом и Макарием, почти всюду оставлено» (П., с.116)."
Ну и ещё есть прямо ЗАПРЕЩЕНИЕ на и.м...писанное по моему пр.Макарием...и это понятно...сам не занимался, по этому запрещал...зато теперь--козырной король в руках противников и.м...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

А вот почему то они св.Игнатия не приняли...да ещё и обвинили...

Св. Игнатий только о умной молитве писал, учил держать ум в словах молитвы,
а о концентрации внимания на груди я у него не читал,
а по св. Амвросию именно эта концентрация и ведёт к сердечной молитве,
может за это св. Игнатия и обвиняли, за догматизацию умной молитвы и отвержение умно-сердечной?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Св. Игнатий только о умной молитве писал, учил держать ум в словах молитвы,
а о концентрации внимания на груди я у него не читал,
Он писал что сердце на 2 пальца выше левого сосца...а о сведении ума в сердце я то же не помню...и главное что ум из головы увести надо...то же не помню...
Я св.Игнатия в самом начале читал...в первый год...может по этому пока молитва сама не ушла в гортань не знал что это правильно...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

может за это св. Игнатия и обвиняли, за догматизацию умной молитвы и отвержение умно-сердечной?
Хм...а обвинение то пожалуй справедливое...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Цитировать
В основе исихазма лежит умное делание (то есть в уме), которое заключается в постоянном чтении про себя или вслух покаянной, чаще всего, Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Монахи молятся этой молитвой про себя постоянно (ссылка).

Иисус Христос (Спаситель) своей искупительной (sic!) жертвой спас всех уверовавших в него и простил их грехи (вспомним разбойника, распятого рядом с ним на кресте). Кроме того, сказано в Писании: "Не упоминай имени Господа Твоего всуе".

Уважаемые исихасты, у меня к Вам вопрос: почему монахи продолжают беспрестанно повторять одно и то же: "Помилуй мя грешного"? Разве ж они уже не помилованы (прощены) жертвой Христа? А раз так, то зачем беспрестанно повторять [всуе] эту молитву, искушая Господа ("Не искушай Господа твоего!")? Получается, что они, на самом деле, не верят в это искупление. Заранее спасибо за ответ.


P.S. Заранее прошу прощения, если поместила это сообщение не в ту тему: пока плохо ориентируюсь на форуме. Если что, перекиньте, пожалуйста, это сообщение в соответствующую тему. Спасибо за понимание.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Это не Бога исихаст изменить хочет( умилостивить, переменить Его отношение к себе), а себя однако.
   Сердце очень долго не хочет меняться: "Просите, и дастся вам; ищите, и обрящите; стучите, и отверзется вам."
   То есть само сердце отверзеться, по моему...

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Цитировать
Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая ум в слова молитвы: ... ;
- а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персях,
то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную.

Соврал я в предыдущем постинге,
заключение ума в слова молитвы это устная молитва, и именно устную молитву преподавал св. Игнатий, а вот концентрация внимания на груди - умная молитва.

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Это не Бога исихаст изменить хочет, а себя однако.
Но ведь, на мой взгляд, это эгоистическая мотивация: изменю себя, надоедая постоянным упоминанием имени Господа всуе.
Какое же ангельское терпение у Господа! (Шутка.)

Цитировать
   Сердце очень долго не хочет меняться: "Просите, и дастся вам; ищите, и обрящите; стучите, и отверзется вам."
   То есть само сердце отверзеться, по моему...
В Писании сказано, что Бог знает нужду каждого. Цель, выходит, не единожды попросить, а надоедать Ему?! А зачем?! Кому Он хочет дать, Он даст с первого раза, а кому не захочет - сколько ни прости, не даст.

Во святоотеческих текстах ни раз упоминается о трудности Иисусовой молитвы, о прелести, о "плотских движениях и скверных хульных помыслах" (из цитаты в самом верху темы). Ну, так может это как раз и связано с суетностью ("всуе"): Богу надоел этот бубнёж и Он попустил лукавому прельщать молящихся (чтобы таким образом вразумить)?

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Получается, что они, на самом деле, не верят в это искупление. Заранее спасибо за ответ.

Иисус Христос заповедал верующим в Него следовать за Ним,
Господь сейчас сидит на Небе одесную Отца,
единственный способ для живущего на земле человека следовать на Небо,
это молитва, не ногами же на Небо идти. :-)
поэтому постоянно молятся монахи не от отсутствие веры в искупление, а по вере в необходимость исполнять его заповеди, и следовать за ним.