Видение грехов и само-осуждение
спросила и о литературе...
Возможно, мой опыт поможет вам.
В этой теме почему-то забыли о первой ее части -
о видении грехов. Я добавлю от с.о. – во множестве как песок морской. Пока я не увидел этого множества, покаяние скорее напоминало умственный анализ и перечисление. Пропадало радение к молитвам, терялся смысл, приобреталось уныние. Я видел, что нет плача и слез, а значит еще нет и более низкой ступени – покаяния. У с.о. много говорят о необходимости терпения и не ожидания даров Святого Духа. Вроде, понятно умом. Но почувствовать сердцем удалось после сравнения, приведенного в одной из книг, состояния новоначального по аналогии с Исходом из Египта. После выведения евреев из Египта (образ греховного образа жизни) Бог 40 лет водил их по пустыни. Бог водил их вокруг земли обетованной, проявляя и очищая страсти. Так и у новоначальных. После первой радости освобождения от рабства греху, наступает период сухой пустыни, испытания на верность. Не всякий проходит через пустыню и горит желанием продолжить путь к земле обетованной. Многие впадают в уныние и возвращаются в Египет. Когда я понял, что нахожусь в пустыни и может быть придется еще 40 лет терпеть эту сухость, я смирился и перестал ожидать истинного покаяния, слез, кротости и других Даров. Был также совет – проявлять послушание Богу и нудить себя к молитве, службам, чтению Евангелия и с.о., всего, что установлено Церковью. Просто исполнять, как послушание, настроившись на 40 лет. Я, действительно, ожидал, что эта пустыня будет длиться десятки лет.
Однажды, читая 4-ую молитву Макария – «… отыми от меня весь помысел лукавый видимого сего жития» – мне открылась черная бездна, подобная космическому омуту, затягивающая меня в ее водоворот. Не было ни слов, ни мыслей, но ощущение ужаса, что эта засасывающая бездна есть мои грехи, что каждый мой помысел, желание, чувства пронизаны собственным лукавством. Вся моя жизнь – лукавство перед Богом. Мне стало не просто страшно, но ужас охватил меня. Я вышел из комнаты и машинально подошел к зеркалу. Бездна стала исчезать. Я увидел свои глаза и в них отражение ужаса. Потом я долго думал от кого это. От Бога или от лукавого? Но ощущение греховности всего помысла, как сути моей жизни, осталось. После этого пришло видение грехов во множестве. Раньше я не замечал лукавства, тонких проявлений тщеславия, гордыни, самомнения. Я не замечал «тайных моих» страстей.
После этого случая я на одном дыхании прочитал Макария, Варсанофия, Никодима, Исихия, Сорского и дригих, писавших о помыслах. Так я пришел к осознанию, что всякий мой помысел греховный. Я перестал их делить на чистые и греховные. Я убедился, что не может худое дерево приносить помыслы добрые. Затем пару раз после грехопадений пришли слезы и стала пропадать сухость пустыни. Но потом опять пустыня.
Что такое страх Божий в Вашем понимании? Бояться согрешить, чтобы не попасть в ад? В моем случае это вообще не работает...
Страх Божий не в понимании, а в ощущении. Понять его не возможно. Это Дар. Он или есть или его нет. Я молил Бога дать мне Страх, т.к. понимал, что его нет. Однажды, я ощутил страх осуществления любого моего действия, произнесения слова и помысла. Очень похоже было не на страх попасть в ад, а на страх удаления от Бога движениями своего ума и сердца. Я как бы замер, замолчал умом и сердцем. Это пришло неожиданно без размышлений и молитв, после принуждения себя к смирению и самоукорению моей гордыни при сильном желании обидеться, осудить, ответить тем же. Смириться было трудно, но удалось. Страх длился целый день. Я радовался ему и хотел, чтобы он не покидал меня. Но Страх рассеялся и опять пустыня. Но память о Страхе и опыт остались. Я пытался искусственно подражать этому ощущению Страха, но нет, не получилось. Я убедился, что это был временный Дар, чтобы показать, что я еще не готов к нему. Моя участь – пустыня и послушание Церкви на долгие годы.
Я не из тех, кто держит очередь. Скорее по недостоинству склонна быстренько перечислить и сбежать, чтобы подходили другие или дождаться конца.
Как можно быстренько перечислить и сбежать. О чем вы думаете? Это тоже, что сказать быстренько помолиться и побежать на работу. Исповедь – это таинство. Такой же диалог с Богом, как и молитва. И советы о молитве - неспешность, внимание, покаяние - применяйте к исповеди. У Софрония (Сахарова) есть совет как исповедаться. Перед исповедью надо определить главный свой вопрос, который мучает тебя и на который ты хочешь получить ответ от Бога. Молиться, чтобы Он через священника открыл тебе ответ. Во время исповеди не рассеиваться на перечислении, но выделить главное и не подталкивать священника к ответу, чтобы он мог молиться о тебе.
«Благоразумный послушник или исповедник с духовником ведет себя так: в немногих словах он говорит свой помысл или о своем состоянии самое существенное и затем оставляет духовника свободным. Духовник, молясь с первого момента беседы, ждет вразумления от Бога, и если чувствует в душе своей «извещение», то дает свой ответ, на котором и следует остановиться, потому что когда упущено «первое слово» духовника, то вместе с тем ослабляется действенность таинства, и исповедь может превратиться в простое человеческое обсуждение.
Если послушник (исповедник) и духовник сохраняют должное отношение к таинству, то извещение от Бога дается скоро; если же почему-либо нет извещения, то духовник может спросить дальнейших объяснений, и только тогда они уместны. Если же исповедник, не отдав должного внимания первому слову духовника, загромождает его своими пояснениями, то тем самым он обнаруживает недостаток своей веры и своего понимания и следует скрытому желанию склонить духовника к своей мысли. В таком случае начинается уже психологическая борьба, которую Ап. Павел назвал «неполезною». (Старец Силуан. О послушании).
Исповедь – это молитва к Богу о помиловании. До исповеди на всенощной молитесь Богу, чтобы он открыл вам вашу главную тайную страсть, на которую надо обратить внимание и сосредоточить свои силы. Ищите духовника-молитвенника. Не бойтесь людей, держа очередь, бойтесь разговаривать с Богом быстренько.
Впрочем, кто я такой, чтобы давать советы?