Исихазм

Автор Тема: Имяславие.  (Прочитано 18394 раз)

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Имяславие.
« : 11 Март 2010, 16:38:05 »
Прошу объяснить мне коротко. Имяславие - это ересь или нет?
Афонские старцы его вроде как забанили, а в России очень именитые богословы говорят иное.
Может кто-то поделиться ссылкой на аргумент, который раз и навсегда поставит точку в этом споре.

Несомненно благодатные старцы, вроде афонца Калиника - говорят что это прямая ересь!
А с другой стороны, за имяславие выкинули с Афона старца Силуана, у которого в России безупречная репутация. И потом ещё книга "На горах Кавказа"...

В общем нуждаюсь в пилюле от этой раздвоенной шизофрении.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Имяславие.
« Ответ #1 : 11 Март 2010, 16:49:14 »
Или вот: старца Калиника император Николай Второй наградил государственным орденом России, за вклад в чистоту Православия. Прецидент уникальный - грек отшельник получил награду от главы самой могущественной империи!!!

И тут-же читаешь, что книга "на горах Кавказа" типа библия имяславия - была любимой книгой императрицы Александры Фёдоровны...
Тоесть Царь награждает главного гонителя имяславия, а Царица имеет главную имяславскую книгу - своей настольной книгой...

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Имяславие.
« Ответ #2 : 11 Март 2010, 16:58:22 »
Наверное правильно считать что вопрос имяславия отложен. Весь ХХ век философия шла к правильному пониманию тезисов имяславцев. Флоренский - Лосев - Аверинцев - примерно так передавалась эстафета. Думаю, что сейчас рассматривать это учение стоит только впитав его осмысление с одной стороны - философское, с другой - подвижническое, Силуаново. А кто это сделает? Какая синодальная комиссия?

р.б. Антонио

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Имяславие.
« Ответ #3 : 11 Март 2010, 17:16:38 »
Имяславие было осуждено Синодом Русской церкви перед революцией, но Поместный Собор 1917 года вернулся к этой проблеме, создал комиссию по изучению вопроса. Но работа комиссии так и не была завершена (а фактически и не начиналась).
Мнения деятелей Церкви были диаметрально противоположными. Так, патриарх Тихон был противником имяславия, а митрополит Макарий Московский был фактически его сторонником (и оба они, к слову сказать, причислены к лику святых).
Патриарх Сергий Страгородский был против имяславия, а его верный соратник митрополит Вениамин Федченков - за. (Их довольно интересная переписка есть в библиотеке сайта).
Таким образом, вопрос до сих пор открыт.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Имяславие.
« Ответ #4 : 11 Март 2010, 17:20:04 »
Кое что можно найти в этой древней ветке форума:

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1240.0

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Имяславие.
« Ответ #5 : 11 Март 2010, 17:22:21 »
Наверное правильно считать что вопрос имяславия отложен. Весь ХХ век философия шла к правильному пониманию тезисов имяславцев. Флоренский - Лосев - Аверинцев - примерно так передавалась эстафета. Думаю, что сейчас рассматривать это учение стоит только впитав его осмысление с одной стороны - философское, с другой - подвижническое, Силуаново. А кто это сделает? Какая синодальная комиссия?

Я чес сказать думал что греки правы. Калиник говорил об имяславии: они шапку считают большим головы.

Но недавно напоролся на высказывания "тяжеловеса" Флоренского в пользу имяславия - и вот нахожусь в раздвоенном состоянии.  Может здесь языковый барьер повлиял? Некоторые русские слова не правильно звучат в греческом переводе?

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Имяславие.
« Ответ #6 : 11 Март 2010, 17:25:28 »
Кое что можно найти в этой древней ветке форума:

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1240.0


Спасибо за ссылку.

Верный

  • 3
  • Сообщений: 214
    • Просмотр профиля

Re: Имяславие.
« Ответ #7 : 11 Март 2010, 17:47:47 »
О том, что имяславие ересь достаточно много материала в Интернете. Отец Антоний Булатович основывал учение о Божестве Имени Божия прежде всего на том, что Имя Божие, по учению Святых Отцов, есть Его энергия или действие (по-славянски «действо»; «действие» — это перевод греч. слова «энергия»), а энергия Божия есть Сам Бог. Православные противники имяславия указывают, что в своих сочинениях Григорий Палама нигде не называет энергию Бога «Богом» (Феос), а учит называть её «Божеством» (Феотис)
Но сама тема интересная. Часть афонских монахов считала, что имя Бога должно было быть предсоздано до сотворения мира, и поэтому не может быть ничем иным, как самим Богом.
Выскажу личное мнение. Очевидно, что любое имя – это даже не образ, а символ, устанавливающий коммуникационную модель связи объекта имени и субъектов с ним взаимодействующих. Могут ли иметь символы мистические свойства. Очевидно, могут. Символы содержат подобия объектов, а значит, на них могут распространиться некоторые, но только отдельные их свойства. Но опять же очевидно, что символ – это не сам объект, хотя восприниматься субъектами восприятия он может достаточно близко к свойствам объекта.
Слово Божье Бог является средством Творца для творения нашего тварного мира. Главное, что это и имя и Слово произносимые Творцом, и это и Образ и Подобие Творца, и символ Господа для тварных человеков. Но у Господа три ипостаси, три личности и имена различные.
Очевидно, что как и иконами, именем Божьим можно сотворить чудеса, но нельзя путать символ и непостижимого Господа.
Слава Богу за всё

Верный

  • 3
  • Сообщений: 214
    • Просмотр профиля

Re: Имяславие.
« Ответ #8 : 11 Март 2010, 17:51:12 »
А главное, это слово, произносимое Господом, оно ведь может быть любым.
Важно, что Он его произносит, Триедин Господь.
Слава Богу за всё

Верный

  • 3
  • Сообщений: 214
    • Просмотр профиля

Re: Имяславие.
« Ответ #9 : 11 Март 2010, 17:59:28 »
В 1913 учение имяславия было рассмотрено комиссией преподавателей Богословской школы Вселенского Патриархата на Халки во главе с митрополитом Селевкии Германом. Комиссия признала учение неправославным; Константинопольский Синод осудил его как хульное и еретическое, а новый Патриарх Герман V отправил на Афон соответствующую грамоту от 5 апреля 1913, которая объявляла учение имяславия пантеизмом.

В мае 1913 года состоялось заседание российского Святейшего Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Богоявленского), в котором было заслушано три независимо подготовленных доклада: архиепископа Антония (Храповицкого), архиепископа Никона (Рождественского) и канониста Сергея Троицкого. Все доклады признавали учение «имябожников» неправославным. По итогам заседания единогласно было принято синодальное постановление, осуждающее учение «имябожников»; было издано соответствующее Послание[3], составленное архиепископом Сергием (Страгородским).

Слава Богу за всё

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Имяславие.
« Ответ #10 : 11 Март 2010, 18:01:38 »
Но недавно напоролся на высказывания "тяжеловеса" Флоренского в пользу имяславия - и вот нахожусь в раздвоенном состоянии.  Может здесь языковый барьер повлиял? Некоторые русские слова не правильно звучат в греческом переводе?

Языковой барьер ни при чем. Просто откровение требовало более вдумчивого анализа. А его первые защитники очень рано, до всякого осмысления уперлись рогом.

Имяславие предвосхитило учение о символе, о знаке, которое перевернуло всю культуру ХХ века. Лосев пытался дать связное учение в "Философии имени", но он все же был очень полярен ("дуален") в своих оценках.

Вопрос об Имени с понижением градуса породил вопросы об именах, о смыслах, о том - как вообще возникает значение. На самой низкой ступени здесь будут манипулятивные техники НЛП и разного рода эффективные маркетинговые стратегии, средняя ниша - семиология Барта и разного рода структурное литературоведение, а выше, сплетаясь с опытом христианским будет религиозная философия и семиотика, например, Лотмана, Успенского, отчасти - У.Эко.

В каком-то смысле наше информаионное общество строится на фундаменте деградированного имяславия. И как считать такое масштабное явление ересью? Скорее все остальное будет ересью де факто :)
р.б. Антонио

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Имяславие.
« Ответ #11 : 11 Март 2010, 18:50:07 »
Aksuk, как в фильме про Буратино: "пациент скорее мёртв - чем жив. Или скорее жив - чем мёртв"?
В общепринятом изложении, сие учение скорее ересь - чем правда. Или скорее правда - чем ересь?   Чисто по вашему мнению, как?

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Имяславие.
« Ответ #12 : 11 Март 2010, 18:55:10 »
Aksuk, как в фильме про Буратино: "пациент скорее мёртв - чем жив. Или скорее жив - чем мёртв"?
В общепринятом изложении, сие учение скорее ересь - чем правда. Или скорее правда - чем ересь?   Чисто по вашему мнению, как?

Скорее правда, чем ересь. При условии непредвзятого и внимательного прочтения творений о. Антония Булатовича.

Но вообще я воспринимаю эту доктрину как научную. Кстати и Ваше воззрение на творение мира нетварными энергиями близко к имяславию. Все ведь о том как Слово стало плотью. Ведь важнее этого знания нет...
р.б. Антонио

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Имяславие.
« Ответ #13 : 11 Март 2010, 19:13:54 »
   я уже ранее приводил и эту цитату и ссылку, но  возможно автора тема заинтересуют и цитата и сама статья, поэтому процитирую и сошлюсь еще раз..
  «имя Бога есть результат совместного действия Бога и человека.
   Человек, способен воспринять обоживающие энергии Бога, по которым он и познает Его.
   Становясь энергийно богом, человек по природе и ипостаси остается самим собой, не растворяясь в абстракции безличной божественности.  Поскольку в единство с Богом входит весь человек, т.е. само его тело становится также причастником жизни Бога, то и все действия пришедшего к бесстрастию тела тоже обоживаются.
   Это значит, что и произносимые в божественной благодати слова также являются энергийно самим Богом.
   Таким образом, можно сказать, что богословие имени в более широком контексте богословия энергий учит относится к именам Божиим как сотворчеству Бога и человека, раскрывающему их друг другу в теснейшей связи.     
    Само Имя Бога, равно как "взор смотрящего", становится, по учению свт. Григория Паламы, "веществом", через которое человеку подается "самый блеск оного света" сверхсущественного Божества

   С.Г.Мовсесян «Энергийные характеристики имен Божиих в богословии святителя Г.Паламы» http://sobor.by/palama.php

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Имяславие.
« Ответ #14 : 11 Март 2010, 19:23:24 »
По двум последним постам, у меня сложилось впечатление, что имяславие - это неизбежное и истинное продвижение богословия вперёд. Так-же как в своё время и труды самого Паламы.
Греки наверно чисто "перестраховались" забанив это учение. А может и шовинизм сыграл: может ли быть что истинное с Галилеи (северной)!