Исихазм

Автор Тема: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?  (Прочитано 91403 раз)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #255 : 09 Июнь 2010, 22:30:38 »
91. Некто другой из старцев вопросил того же старца: как блюсти сердце свое? Каким образом бывает брань вражия? Должно ли прекословить борющему нас врагу? О помысле блудном: должно ли заграждать ему вход? И как поступать, если он войдет? О пище: принимать ли ее на вес унций5  или просто руководясь благоразумием и сохранением себя?

Ответ. Блюсти сердце — значит иметь ум трезвенный и чистый от помысла, наводящего брань. Сперва ум пренебрегает помыслами своими, а потом уже, когда враг увидит нерадение, старается ввести в него брань. Если же хочешь узнать о помысле, враг ли он тебе или друг, сотвори молитву и спроси его: наш ли ты, или из неприятелей наших? (Нав. 5, 13), и он скажет тебе истину, ибо предательство бывает от нерадения. Не противоречь же, потому что враги сего желают и, видя противоречие, не перестанут нападать, но помолись за них ко Господу, повергая пред Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их

*************


Я бы так это откомментировал, имхо

+++Блюсти сердце — значит иметь ум трезвенный и чистый от помысла, наводящего брань

Речь о стоянии умом в сердце. "Трезвенный и чистый от помысла, наводящего брань" -- ум по возможности молчит, безмолвствует от всякого помысла

+++Сперва ум пренебрегает помыслами своими

Пока ум стоит таким образом в сердце, враг ждет

+++когда враг увидит нерадение, старается ввести в него брань

но  когда ум устанет и проявит нерадение, вводит его в брань, напуская на него помыслы (прилоги)

+++Если же хочешь узнать о помысле, враг ли он тебе или друг, сотвори молитву и спроси его: наш ли ты, или из неприятелей наших?

увидев помысл, ум (если желает получить опыт и распознать прилог, я уже писал об этом) спрашивает его "кто ты?"

+++и он скажет тебе истину, ибо предательство бывает от нерадения

и прилог ответит кто он и откуда (или представится в виде не допускающем сомнений относительно его сущности), так как появление прилогов происходит от нерадения ума (см. выше)

+++ Не противоречь же, потому что враги сего желают и, видя противоречие, не перестанут нападать

не разговаривай больше с прилогами попусту, даже для противоречия им, так как это не поможет в брани

+++но помолись за них ко Господу, повергая пред Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их

но отгони их Иисусовой молитвой и Господь упразднит их

*********
Вопрос же 103, имхо, вообще не о внутреннем делании, а о внешних страхованиях, которыми надо пренебрегать.

Так что, 000, имхо, просто не понял сказанного в этих вопросоответах. В них не говорится ничего о том, что помыслами (приходящими в сердце) надо пренебрегать, а наоборот, говорится о том, что их надо отгонять Иисусовой молитвой

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #256 : 09 Июнь 2010, 22:32:06 »
мне сложно дать структурированные ответы (а нужны именно такие)  с сотового, поэтому отвечу завтра с рабочего ПК

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #257 : 09 Июнь 2010, 22:36:56 »
Конечно, в 103 пишется о нечувственных вещах, предлагаемых сатаной. Но одно суть образ вещи, иллюзия, которую он предлагает, а другое - как сам видится. Но тут однозначно согласен, в случае образов нечувственных надо отворачиваться сразу, потому что такое внешнее видение хоть и нечувтсвенно, но "молитве" самостоятельно воспрепятствовать не может, лишь старается отвлечь внимание от Бога

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #258 : 09 Июнь 2010, 22:55:08 »
[quote author=elm
Говорится о закрытии физических глаз слабыми...а сильный не закрывает внешних глаз, по тому что умеет внутренне противостоять...противостоять ПРЕНЕБРЕГАЯ...вот КАК это я не понял...
Хотя...праведник смел как лев...получается противостоит смелостью...т.е. волей...
м.б., я был не понят: имею ввиду под ГНЕВОМ именно ВОЛЕВОЕ препятствие души, иногда выливающееся и в словесные формы. Когда бес напирает просто не отвернуться, нужно усилие над собой, хотя бы и без обращения внимания на самого демона. Это как бежишь к цели, а ктото хватает тебя со стороны. Неглядя отталкиваешь его и бежишь далее. Но это всеравно силовое воздействие, а не просто отвращение лица. Не все так просто.
 
Кстати, в теме про психотехники Александр привел цитаты про щиты вокруг пупа, места приражения бесов, как говорит св.Григорий. Павел пишет: возьмите щит веры, имже сможете угасити все разж. стрелы лукавого. Волей или верой можно делать барьеры, это используется в других дух. учениях. В молитвенной практике пока такого опыта применения "щитов" не имею, хотя вещь очень интересная. Хотя это может быть совсем другой метод

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #259 : 10 Июнь 2010, 12:29:31 »
Т.е. я так понял что можно допуская иные помыслы в голову, иметь ум стоящий на страже СПЕЦИАЛЬНО против страстных помыслов...
.

ничего специально  не надо держать,  т.к.  чрезмерности и повредиться можно,  надо просто поддерживать(или развивать в себе) то непарительное состояние ума при котором он может вполне естественным образом, обращать свой взор и во внутренние пространства души и на границы этого пространства и за пределы этих границ и  во внешний  так сказать физический мир, окружающий нас, состояние это естественное и оно либо есть, либо его нет

А заграждать...это ведь не только молитвой можно, но внутренним усилием?...
Но как это пренебрегать?...Дайте коммент плиз-з-з :-)...

заграждать  лучше  молитвой,  вопрос в том, что под этим понимать – ИМ, безмолвное чувство к Богу которое  можно также назвать как «память Божия»,  или  погружением в некое духовное созерцание, способное разогнать и демонов и их приражения, тут уже кто во что горазд .. если говорить о ИМ то конечно это активное действие, если же речь вести о безмолвном чувстве или созерцания, то куда более удачным описанием может стать фраза о бездействии по отношению к  бесовским приражениям..
тоже и в отношении пренебрегания – уделять внимание более важному, а именно молитве в ее различных вариациях вместо отвлечения на  бесовскую чехарду..
« Последнее редактирование: 10 Июнь 2010, 12:42:24 от 000 »

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #260 : 10 Июнь 2010, 12:31:28 »
Вопрос же 103, имхо, вообще не о внутреннем делании, а о внешних страхованиях, которыми надо пренебрегать.
Так что, 000, имхо, просто не понял сказанного в этих вопросоответах. В них не говорится ничего о том, что помыслами (приходящими в сердце) надо пренебрегать, а наоборот, говорится о том, что их надо отгонять Иисусовой молитвой

вопрос ответ 103  может и действительно более о страхованиях, однако говориться там как о чувственных  образах восприятия (под которыми обычно принято понимать свет, видения, гласы, благовония) так  и о нечувственных, поэтому  я например не уверен, в том , что  все изложенное в нем не имеет отношения к помыслам, которые кстати можно интерпретировать и  как  прикосновения на уровне энергий.. тут все зависит от того,  к чему идем - к  тому, чтобы принцип понять, или к тому, чтобы  безупречную схему создать..

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #261 : 10 Июнь 2010, 12:40:46 »
но Каллист призывает к борьбе, именно атаке беса исходящей из созерцания. А вы в прошлых постах были против борьбы.

у  Вас elm есть опыт активной борьбы с демоном исходящей из созерцания, как-то бросание в него Светом или прочие маневры посредством Духа …. если нет то я предлагаю не  вдаваться в буквализм – типо надо бросать Светом, и остановиться на более  символичной трактовке слов Каллиста, например обращение к Свету, наполнение себя Светом, посредством приобщения к нему и т.п. корректность делу не помеха я так думаю.. 

Такие явные демонские приближения вещь очень редкая

кому редкая, а кому и не очень, а для того чтобы  такая вещь стала не очень редкой, в качестве одного из проверенных жизнью вариантов, могу предложить следующее – активная жизненная позиция, в отношении подобных приближений .. все просто..  :-)

вы написали, что устали от круговерти. скорее всего пишете о помыслах.

не очень понятно, почему Вы так решили, mirnestranik спрашивал меня конкретно о  бесах ( пост 239) и я   отвечал как раз в заданном им ключе, но  Вы elm не затрудняя себя уточнениями  придали моему ответу тот смысл, который Вам показался наиболее  подходящим,  и далее по нарастающей стали  развивать атаку ..
ну ладно, нравиться воевать и бороться – боритесь на здоровье, однако причем тут я .. Вы боритесь с неким смыслом который сами же и  создали..

. Антония великиого вспомнил, потому что у него за всю жизнь было море чисто демонских атак, вплоть до избиений, от которых он реально мог устать, привыкнув. И он не один.

а теперь кажется, понял, для Вас мерилом истинности, да вообще смыслом христианства являются битвы с бесами, ну а для меня  всяческие приражения и страхования  это  просто помехи на пути к Богу, назойливые, ранящие, бесстыдные, но все равно  это не более чем помехи, никакого другого статуса я им присваивать не собираюсь

я, м.б., не прав, что у вас нету такого опыта

спасибо, что признали за мной право на существование, а то  пришлось бы мне существовать – вопреки  Вашему мнению, свидетельствам  С.О. и всевозможным  казням лютым, которые  поражают  непокорных этим свидетельствам  ..  :-)
« Последнее редактирование: 10 Июнь 2010, 12:55:01 от 000 »

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #262 : 10 Июнь 2010, 14:59:51 »
нет, у меня битвы с бесами не мерило истинности. с предыдущим постом просто с вами не соглашусь, обо мне много выдумываете и пишите. судя по всему, о разных вещах говорим
но Каллист призывает к борьбе, именно атаке беса исходящей из созерцания. А вы в прошлых постах были против борьбы.
у  Вас elm есть опыт активной борьбы с демоном исходящей из созерцания, как-то бросание в него Светом или прочие маневры посредством Духа …. если нет то я предлагаю не  вдаваться в буквализм – типо надо бросать Светом, и остановиться на более  символичной трактовке слов Каллиста..
потому что у преображенного ума всегда есть видение в себе самом света, на которое он опирается в действиях. "Бросать свет" не понимайте буквально, у светоносного ума любое движение одевается в благодать. уже приводил слова о претворении ума ранее, сейчас процитирую

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #263 : 10 Июнь 2010, 15:10:27 »
о возбранении демонам
Цитата: Каллист катафигиот
55. Когда ум в причастии Духа, созерцательно предстоя в действительности Богу, подобающим образом наслаждается славой и блеском от лица Божия, тогда вполне естественно следует молчать и смотреть спокойно и безмолвно. [23] Если же между умом и Богом каким бы то ни было образом случайно произойдет какая-нибудь мрачная тьма, то должно сейчас против мрака бросать как бы некоторый огонь, естественным образом световидный и пылающий, слово, хотя и краткое, но отличающееся божественной силой выражения, для того, чтобы таким образом уничтожив поскорее мрак светом и теплотою мглу, и точно также просветивши умы и согревши его этим самым, он снова, как и прежде, мог быть с Богом, и созерцать красоту Его и, как подобает, наслаждаться ею, украшаться и ощущать ее, говоря вообще, [испытывать] все то, что совершается после умственного устремления через принятие Животворящего Духа от Бога, и, конечно, при этом становиться простым [24] и, следовательно, отрешаться истиною и духом в Боге от всего, и даже самого того, что вокруг Бога. В такое состояние, как справедливо и прилично, приходит созерцательный ум. Но тот, кто предается исключительно одной деятельности, еще очень далек от такого устроения как не соединившийся очевидно еще с самим собою и через себя самого с Богом. Итак, не удивительно, что он как может воспевает и говорит много и часто о божественном, совершенно устрашая и отражая как бы непрерывными своего рода нападениями с этой стороны сильно враждующего и ожесточенно воюющего против нас. Ибо придет свое время и для него, под влиянием, конечно, духовного наития, когда как бы искровидное озарение многих божественных песней, пений и слов сольется в один светоч, когда он поразит врага легче, и даже смертельным ударом, т. е. сожигая и разрушая или скорее уничтожая тьму его, а себя самого просвещая огненным сиянием, согревая и как можно более воодушевляя к божественной любви, вознося к самому Богу в молчании сердечную песнь и изумление и представляя себе самому наиболее дивные чудеса тайн. Не без основания ведь ублажаются терпящие Господа, но, конечно, потому, что по прошествии времени они наследуют, как и кроткие, духовную землю обетования во Христе Господе нашем.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #264 : 10 Июнь 2010, 15:29:55 »
о претворении ума в свет
Цитата: Каллист катафигиот
85. ..Однако признаком того, что и сам он от свойства питания, некоторым образом переходит, так сказать, в качество манны, служит отсутствие стремления к чему бы то ни было постороннему, чего он желал прежде, и когда он повсюду может есть манну и станет младенцем, прилепившись к благочестию, да ведь, конечно, и неудивительно, что кто-нибудь переходит в качество того, что он постоянно вкушает и чем насыщается в течение долгого времени. И превращение ума в свойство манны не может никаким образом быть неправдоподобно, ибо постоянно и непрерывно принимаемая пища естественным образом имеет свойство превращать в себя питаемое. Тогда ум не только явно занимает положение ангела, но и становится участником божественного сыноположения, достойным образом переходя от духовной славы в славу, не только взирая на единое, но и становясь сам с собою единое, и в нем он живет и премирно наслаждается, и, так сказать, вкушает невыразимых таинств боговидно и боголюбезно во Святом Духе и действительно становится некоторым образом в соответствии с видимым и с воспеваемым, так что видит себя в состоянии манны. В этом положении он гораздо выше и почетнее того, который знает, что он ест манну, но не превратился в некоторое состояние манны. Ибо первое состояние можно иногда испытать при первоначальном собрании ума в мысленное единение с самим собою, второе же есть ясное проявление более очевидного единения, откровения разумных тайн, высокого отрешения от всего и наиболее упрощенного умозрения.
каждому попускается быть искушенным по мере сил. в образах:
Вы пишите: когда бежишь, закрывай глаза на пытающихся помешать. но вам в тоже время не особо мешают, не в лицо набрасываются, а так, плюют в глаза со сторонки, поэтому очень верно поступить - "призакрыть" глаза

я говорю: если бежишь и кто-то прыгает на тебя или бьет в лицо, быстро оттолкни его и беги далее. Если догоняет, но с виду слаб - замри и "взорвись". Если видишь, что он сильнее и нельзя его и трогать, то терпи, пока изобьет и уйдет (так и Антоний делал, когда терпел, а когда бил. И это не смысл христианский, как вы говорите, а независимое от подвижника искушение,потому что бесы в любой момент могут быть допущены)
а вопросы я задавал, чтобы разобраться, как классифицировать бесовские атаки по степени опасности, разбираться по признакам, потому что они все очень хитро маскируют. не знаю, за что прицепились

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #265 : 10 Июнь 2010, 15:57:14 »
..казням лютым, которые поражают непокорных этим свидетельствам ..
много выдумали... вы не верите в Божие наказание? у нас в трапезном храме на иконе, связанной с мистическим богословием, пошла кровь. правда точно утверждать не могу, потому что факт хорошо замалчивается, по "разговорчикам" не слышал, чтобы брали анализы, смотрели специалисты и т.п... а случилось это все в некоей "связи" (почти одновременно) со словами Христа о нежелающих видеть его свет "христианах", которые кто-то повесил на обозрение всем

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #266 : 10 Июнь 2010, 16:03:43 »
"Бросать свет" не понимайте буквально
хорошо не буду  :-)

Вы пишите: когда бежишь, закрывай глаза на пытающихся помешать. но вам в тоже время не особо мешают, не в лицо набрасываются, а так, плюют в глаза со сторонки, поэтому очень верно поступить - "призакрыть" глаза
не помню точно где я призывал закрывать глаза, но все равно спасибо за одобрительный  отзыв

а вопросы я задавал, чтобы разобраться, как классифицировать бесовские атаки по степени опасности, разбираться по признакам, потому что они все очень хитро маскируют. не знаю, за что прицепились

мне всегда, интересно бывает поговорить с человеком способным  убедительно продемонстрировать своему оппоненту, что в отношении тех неоднозначных моментов, которые ими обсуждаются, существует две точки зрения, одна из которых это та которой он сам придерживается, а вторая неправильная.. :-)

..казням лютым, которые поражают непокорных этим свидетельствам ..
много выдумали... вы не верите в Божие наказание? ...........

жуткая история  :-) Вам бы в армию на срочную службу, в гущу жизненных реалий так сказать, там  бы (имхо) Вы куда быстрее поняли бы истинную ценность подобных пугалок  :-)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #267 : 10 Июнь 2010, 16:53:38 »
не спорю, что "пугалки" плохо работают. но суд Божий рано или поздно разнообразно (видимо нам и не видимо) находит на противников, особенно на откровенных, которым все показано
приблизительно (очень) случается, как тут:
Цитировать
— Познай, нечестивец, что нет ничего невозможного для Бога: чтобы показать Свою силу, Он может одарить речью и бессловесных. Знай, что раб Божий Артемон скоро избавится от мучений, а ты будешь схвачен двумя птицами и ввергнут в кипящий котёл за то, что бесчеловечно мучишь праведного человека и отвергся от Бога, Которого признал истинным и в Которого уверовал
...
Когда приказание было исполнено, то Патрикию доложили о том, что всё готово; он же, желая сам видеть казнь святого Артемона, сел на коня и поехал к котлу, но в то время, как он уже приблизился к нему, два Ангела, сошедшие с неба в виде орлов, схватили Патрикия и бросили в кипящую смолу, в которой разварились даже его кости...
потому что говорить о свете божественном перед закоренело и многолетно абстрактно верующими это похоже на исповедничество, сразу начинают "распинать"
не помню точно где я призывал закрывать глаза
это образное сравнение, весьма подходящее. вы пишете вообще не обращать внимание, с этим согласен, только не в некоторых случаях. ктому же вы сослались на Иоанна и Варсонофия отв. 103: там речь о закрытии глаз. приятно поговорить

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #268 : 10 Июнь 2010, 17:01:22 »
потому что говорить о свете божественном перед закоренело и многолетно абстрактно верующими это похоже на исповедничество, сразу начинают "распинать"

  :-)
 

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #269 : 10 Июнь 2010, 20:52:31 »
  если же речь вести о безмолвном чувстве или созерцания, то куда более удачным описанием может стать фраза о бездействии по отношению к  бесовским приражениям..
тоже и в отношении пренебрегания – уделять внимание более важному, а именно молитве в ее различных вариациях вместо отвлечения на  бесовскую чехарду..
Ну отдалённо что то прояснилось...мне кажется :-)...

Я тут попробовал :-)...если отыскивать(прислушиваться) в середине груди чувства(радость, любовь), чаще они сами всплывают(но слабо)...то само удерживание в них как то отталкивает туман бесовский...а целенаправленая молитва, наверное по тому что слабая, не отталкивает...а это грустно :-)...
Однако отыскивание(прислушивание) к чувствам...дело сложное...и почти НИКАК не получается :-)...НО...меня интересует вопрос...направление верное?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.