91. Некто другой из старцев вопросил того же старца: как блюсти сердце свое? Каким образом бывает брань вражия? Должно ли прекословить борющему нас врагу? О помысле блудном: должно ли заграждать ему вход? И как поступать, если он войдет? О пище: принимать ли ее на вес унций5 или просто руководясь благоразумием и сохранением себя?
Ответ. Блюсти сердце — значит иметь ум трезвенный и чистый от помысла, наводящего брань. Сперва ум пренебрегает помыслами своими, а потом уже, когда враг увидит нерадение, старается ввести в него брань. Если же хочешь узнать о помысле, враг ли он тебе или друг, сотвори молитву и спроси его: наш ли ты, или из неприятелей наших? (Нав. 5, 13), и он скажет тебе истину, ибо предательство бывает от нерадения. Не противоречь же, потому что враги сего желают и, видя противоречие, не перестанут нападать, но помолись за них ко Господу, повергая пред Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их
*************
Я бы так это откомментировал, имхо
+++Блюсти сердце — значит иметь ум трезвенный и чистый от помысла, наводящего брань
Речь о стоянии умом в сердце. "Трезвенный и чистый от помысла, наводящего брань" -- ум по возможности молчит, безмолвствует от всякого помысла
+++Сперва ум пренебрегает помыслами своими
Пока ум стоит таким образом в сердце, враг ждет
+++когда враг увидит нерадение, старается ввести в него брань
но когда ум устанет и проявит нерадение, вводит его в брань, напуская на него помыслы (прилоги)
+++Если же хочешь узнать о помысле, враг ли он тебе или друг, сотвори молитву и спроси его: наш ли ты, или из неприятелей наших?
увидев помысл, ум (если желает получить опыт и распознать прилог, я уже писал об этом) спрашивает его "кто ты?"
+++и он скажет тебе истину, ибо предательство бывает от нерадения
и прилог ответит кто он и откуда (или представится в виде не допускающем сомнений относительно его сущности), так как появление прилогов происходит от нерадения ума (см. выше)
+++ Не противоречь же, потому что враги сего желают и, видя противоречие, не перестанут нападать
не разговаривай больше с прилогами попусту, даже для противоречия им, так как это не поможет в брани
+++но помолись за них ко Господу, повергая пред Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их
но отгони их Иисусовой молитвой и Господь упразднит их
*********
Вопрос же 103, имхо, вообще не о внутреннем делании, а о внешних страхованиях, которыми надо пренебрегать.
Так что, 000, имхо, просто не понял сказанного в этих вопросоответах. В них не говорится ничего о том, что помыслами (приходящими в сердце) надо пренебрегать, а наоборот, говорится о том, что их надо отгонять Иисусовой молитвой