Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 137643 раз)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #465 : 26 Январь 2016, 12:26:44 »
"Односложная, или единомысленная (μονολογιστος) молитва, которую иногда неточно называют «монологической» или «однословной», заключается в том, чтобы решительным движением ума и воли преодолеть в своей душе беспорядочное блуждание помыслов. Обычно такая молитва творилась вместе с Иисусовой молитвой, произносимой частично или полностью, но могла совершаться и без слов единым порывом сердца.

На мой взгляд здесь речь о памяти божией, то есть память божия и сердечное чувство о Боге, должна сопровождать устную иисусову молитву.

Нет, Андрей. Тут не об этом. Тут о той точке, в которой слова молитвы уходят и приходит ее переживание, порыв, взыграние сердца. Думаю это важный момент в практике, и на него стоит обратить внимание, дабы не упустить за словами нечто большее.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Oxygen

  • Сообщений: 2061
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #466 : 26 Январь 2016, 12:56:26 »
Да, когда молитва приобретает качество невербального направленного движения. По инерции стараешься впихнуть это в слова, с непривычки они кажутся более весомыми, ощутимыми, убедительными. А на выходе - от этих слов прах какой-то...
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #467 : 26 Январь 2016, 13:15:01 »
Цельный искренний порыв всего человека - и ума, и сердца. Не обязательно резкий, но цельный также по времени и непрерывности. Волна.

Получается некая ощутимая связь молитвенная на какое-то время. Потом, по её окончании, если даст Бог, можно снова войти в это живое переживание нашего обращения и бессловесного ответа для нашей души. И снова, и снова.... пока не устанешь. Или пока не положат трубку на том конце провода.
« Последнее редактирование: 26 Январь 2016, 13:28:27 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #468 : 26 Январь 2016, 15:55:27 »
У меня так. Напрягаешь ум и слова, они бедно возогревают чувства моего скупого сердца. Если стремление было намеренным и сильным, через какое то время, не сразу, приходит чувство как бы из вне. Оно разное по силе. Иногда охватывает волю и низ, умерщвляя недолжное в страстях, и лишая суетных желаний, реже в анахату проникает, тогда сладость и трезвость эмо, и совсем редко вторгается в сознание в виде Света, я как бы вижу золотой Свет. Но это чувство. Благодать это особое чувство. Оно живое и действует независимо от меня.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #469 : 27 Январь 2016, 12:43:54 »
Нет, Андрей. Тут не об этом. Тут о той точке, в которой слова молитвы уходят и приходит ее переживание, порыв, взыграние сердца. Думаю это важный момент в практике, и на него стоит обратить внимание, дабы не упустить за словами нечто большее.

Переживания разные бывают, есть те которые приходят после молитвы, а есть те от которых рождается сама молитва.

Есть смысл обсудить разные типы переживаний, как Вы считаете?
« Последнее редактирование: 27 Январь 2016, 12:59:28 от Aндpeй »

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #470 : 27 Январь 2016, 12:49:02 »
Да, когда молитва приобретает качество невербального направленного движения. По инерции стараешься впихнуть это в слова, с непривычки они кажутся более весомыми, ощутимыми, убедительными. А на выходе - от этих слов прах какой-то...

Если слова молитвы направлять "на воздух" то понятно что в результате прах :-), слова молитвы направлять надо, для начала в тело, а в идеале в сердце.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #471 : 29 Январь 2016, 21:27:03 »
Еще одна статья, которая имхо полезна для понимания методик практики молитвы, при внимательном прочтении, хотя на первый взгляд вроде как не по теме.
http://psixologiya.org/differenczialnaya/psixofiziologiya/1691-ustanovka-i-vnimanie-luriya.html
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #472 : 29 Январь 2016, 21:59:43 »
Еще одна статья, которая имхо полезна для понимания методик практики молитвы, при внимательном прочтении, хотя на первый взгляд вроде как не по теме.
http://psixologiya.org/differenczialnaya/psixofiziologiya/1691-ustanovka-i-vnimanie-luriya.html
Спасибо. Интересно. Знакомо. Применяю на практике. Изредка. Все работает.
Но увлекаться не советую. Дело это тонкое, ювелирное. Шашкой махать и набрасываться на этот метод крайне опасно. Но иметь действующий набор вербальных ЗВУЧАЩИХ инструкций для борьбы, например, с наиболее достающими тебя бесовскими (или просто страстными) помыслами весьма полезно. Но подбор инструкций должен быть в процессе борьбы с этими помыслами. Просто так, ковыряя в носу, строить защиту вербальными инструкциями от помыслов не получится, нужно еще искреннее желание достичь цели, а это стимулируется достающей тебя атакой. Техника же понятно какая. Понятная для посвященных. Остальным это знать не следует, ибо могут наломать дров.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #473 : 29 Январь 2016, 22:16:31 »
Ну не только помыслы тут. Сама молитва словесная это уже "инструкция" для психики. Четки и счет тоже обьясняются этим. Опасность предустановок (например если Вы поставите себе задачу увидеть Бога в тех категориях, которыми оперируете в настоящий момент, Вы его увидите, только будет это проекция Вашего представления). Плюс вопросы внимания, как внешнего так и внутреннего. Лурия вообще молодец. Его цикл лекций о внимании интересен весьма.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #474 : 29 Январь 2016, 22:29:06 »
Ну не только помыслы тут. Сама молитва словесная это уже "инструкция" для психики. Четки и счет тоже обьясняются этим. Опасность предустановок (например если Вы поставите себе задачу увидеть Бога в тех категориях, которыми оперируете в настоящий момент, Вы его увидите, только будет это проекция Вашего представления). Плюс вопросы внимания, как внешнего так и внутреннего. Лурия вообще молодец. Его цикл лекций о внимании интересен весьма.
Разумеется, Вы правы.

Но речевые инструкции в борьбе с вполне конкретными помыслами мне реально помогают. Они идут, как "довесок" к молитвам. Молитва - универсальна в этом ее преимущество. Конкретные речевые инструкции ИЗБИРАТЕЛЬНЫ, поэтому против конкретных помыслов они эффективнее.

У святых отцов это все хорошо разобрано в словах о технике борьбы с восьмью основными страстями. Надо только чуть напрячься, читая их, и провести синтез их мыслей.
 :-)
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #475 : 30 Январь 2016, 14:04:09 »
Самое прикольное, имхо, еще то, что обьясняя работу механизьма естественного для человека восприятия и внимания, проливается свет на работу сверхьестественного механизма работы Духа, когда раскрываемая Духом сверхестественная надреальность перестраивает и перенастраивает работу естественных механизмов психики на сверхестественные источники, чем и преображает сознание и следом телесные реакции и весь состав человека. Возможно так и происходит обожение всего состава человека и он начинает опираться на совсем иные ценности.
Так же проливается свет на невозможность человека в естественном состоянии самому выйти (без вмешательства Духа) на сколь нибудь сверхестественное или духовное, так как оно вне сферы естественных механизмов восприятия, и без участия Духа они не смогут сонастроиться немыслемому и сверхестественному.
Вкратце имхо так.




зы: это в пику тем, кто не считает что молитва, это психотехника, которая начиная с опоры на естественные механизмы внимания начинает привлекать влияния Духа, и Его действием перенастраивать и преображать их на восприятие вещей духовного характера.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #476 : 03 Февраль 2016, 14:31:52 »
Самое прикольное, имхо, еще то, что обьясняя работу механизьма естественного для человека восприятия и внимания, проливается свет на работу сверхьестественного механизма работы Духа, когда раскрываемая Духом сверхестественная надреальность перестраивает и перенастраивает работу естественных механизмов психики на сверхестественные источники, чем и преображает сознание и следом телесные реакции и весь состав человека. Возможно так и происходит обожение всего состава человека и он начинает опираться на совсем иные ценности.
Так же проливается свет на невозможность человека в естественном состоянии самому выйти (без вмешательства Духа) на сколь нибудь сверхестественное или духовное, так как оно вне сферы естественных механизмов восприятия, и без участия Духа они не смогут сонастроиться немыслемому и сверхестественному.
Вкратце имхо так.
зы: это в пику тем, кто не считает что молитва, это психотехника, которая начиная с опоры на естественные механизмы внимания начинает привлекать влияния Духа, и Его действием перенастраивать и преображать их на восприятие вещей духовного характера.

Прочел несколько лекций Лурия по вниманию, факторам определяющим и организации. " ...направление внимания определяется психологической структурой деятельности и существенно зависит от степени ее автоматизации. "
Интересен момент в плане структуры деятельности и структуры организации внимания. Т.е. внимания именно Духу, а не чему-то еще. Организация внимания на волне Духа и деятельности в Духе (в потоке Духа)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #477 : 03 Февраль 2016, 17:02:02 »
Внимание будет оставаться вниманием вне зависимости от того, в каком "потоке" оно работает. Механизм его - это данность. Это инструмент. Во многом универсальный инструмент, доступный для настройки и сонастройки. И к чему этот инструмент будет применяться - вопрос другой. Внимание автоматически привлекается к любому сигналу, отличному от привычного. В повседневной жизни (естественном состоянии) внимание размазано по множеству внешних или внутрителесных проявлений, которые в первую очередь входят в число значимых, жизненно необходимых. Для обывателя действия Духа находятся за порогом. Сколько бы человек не говорил о Боге, как о самом важном в его жизни - это скорее самообман, потому как его реакции и восприятие, его внимание, не привлечено к деятельности Духа. Он не живет Духом. Ибо если бы жил - говорить о Боге не пришлось бы. Если бы Бог занимал в жизни человека достойное Его место, не на словах, а в реальных ценностях и потребностях, внимание было бы постоянно привлечено к Нему, как к Источнику всего, включая саму жизнь. И это внимание давало бы реальное восприятие иной действительности. Не теоретические выкладки из книг, а реальное переживание сверхдействительности в Духе. И такое переживание иного преображало бы человека. Но на деле в жизни все не так. И молитва - это метод, техника, практика, способная вывести на эти переживания. И таким образом начать менять ценности. Если этого не происходит - молитва остается внешней. И можно хоть голову об пол разбить. Толку не будет.
Посему и нужна эта практика. Внимательная практика. В которой нужно сосредоточение внутрь. На ту жизнь, что внутри разворачивается. На внутренние движения ума и сердца. Только там можно начать понимать не умом что же происходит на самом деле.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #478 : 04 Февраль 2016, 20:01:32 »
Т.е. просто наблюдая в тишине-вглубь тончайшие движения ума и сердца? Как-бы не принимая и не отвергая, не оценивая? а просто наблюдая без фиксации разворачивание?

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #479 : 04 Февраль 2016, 22:24:16 »
Насколько можешь вместить - да.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.