Неоднократно на нашем форуме упоминалось о любви к врагам, как важнейшем критерии духовной жизни, ее верного направления и качества. Тоже самое много раз повторял Силуан Афонский. Недавно писал Александр.
Кто же такие враги? Поделюсь своими наблюдениями. Глобальные враги и четко обозначенная сволочь - с ней проще, она к нам отношения обычно не имеет, поэтому любовь к ним абстрактна и по сути к настоящей любви отношения не имеет.
Сложнее с посетителями и даже прихожанами нашего храма, всячески сбивающими наш возвышенный настрой, еще сложнее со священниками и владыками - вот они то НАМ обязаны быть святыми по НАШИМ же меркам. Ан нет...
Далее наши близкие, коллеги-сослуживцы, дети, соседи, попутчики - все кто не вписывается в наши мерки представлений о них и вызывает раздражение, разочарование, гнев. Мне кажется, что в Евангельском смысле это и есть настоящие враги.
Потому что собраться в большом трудно, но более менее реально, а вот в каждодневным мелких до безобразия мелочах - крайне сложно.
В этом, видимо, весь фокус дать людям жить не распространяя свою можель жизни, поведения на них. Признать их своеобразия, особенность, красоту даже в недостатках. Любить как старенькую, но дорогую бабушку, в ее немощи и даже упрямстве.
Любоваться их своеобразием и неповторимостью, пусть даже с нашей точки зрения.
Думаю это возможно прежде всего в памятовании о состоянии смирения - быть С МИРОМ внутри, а с другой стороны, о природе наших реакций на других, вызванных съеденной пищей, инстинктами, умственной ленью, родовыми грехами, городским нервным образом жизни и прочее. Здесь и может родиться смирение, основанное на понимании, что к истинной нашей природе, к высшему все наши плотско-кровяные реакции не имеют отношения.
Тогда мы полюбим самого застроявшегося прорабствующего батюшку, политизированного владыку, тоталитарного президента, соседа, пьющего и орущего, женщину, в транспорте, ГАИшника, врача-взяточника, - всех наших собратьев по плотской жизни и кровяной повернутости ума в сторону живота - жажды жрать до сытости все что ни попадя и людей и себя, и пищу, и природу - весь мир, знания, информацию - ВСЕ до чего только можно дотянуться
Реально в свете этого становится понятным почему "Враги человка домашние его" С одной стороны - это воплощение родовых грехов, а с другой нашей не любви к конкретным живым людям с их слабостями и пороками.
К этому же относится и осуждение всех и вся и властей, и монашества и священства. Хотя и правомерное - но умственное и без любви.
Трезвая оценка нужна, но не жесткий суд и приговор. Именно трезвая оценка с любовью и молитва о спасении душ, прежде всего живых душ, заключенных в деревянные оболочки.
"Горе от ума" Грибоедова - порождает по Гоголю "Мертвые души", и приводит к "Человеку в футляре" по Чехову
Умственное превознесение не имеет ничего общего с любовью к врагам, равно как и умственная снисходительность и терпимость любовь должна быть во всей полноте, всеми силами не зажатого, а именно преображенного естества
Трудное это дело, но весьма благодарное, и действительно очень отражает мир внутри нас. Наши мысли, слова о других людях, эмоции, движения души, ощущения.
Оценка выгодно-не выгодно, человек для чего то, а не просто потому, что человек. Воплощенное потребительство не преображенного живота: хочу-ем-сытость ...
В той или иной степени враги нам все наши ближние в той степени, в которой не вписываются в наш мирок, созданный воображением ума. Тонкое чуткое отношение к людям несомненно возможно только в Духе, иначе это напоминает борьбу с ветряными мельницами, либо Мюнхаузена. В мире образов падшего мира не достичь безобразного понимания других иначе как в благодати, которая рождается в молитвенном предстоянии.
Прошу по возможности поделиться опытом стяжания любви к врагам и обретения смиренной мудрости и кроткого отношения к ближним. И Ваших святых молитв о стяжании духа смиренной мудрости и любви к ближним р.б. Игоря