Исихазм

Автор Тема: Исправление прошлого в молитве  (Прочитано 34088 раз)

margav

  • Гость
Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #75 : 16 Ноябрь 2010, 21:50:31 »
Господь изглаживает или не изглаживет памятование о грехе из нашей памяти и смывает или несмывает греховную скверну с души, однако прошлое остается...

Смывание греховной  скверны с души и есть исправление прошлого. А также настоящего и будущего.
Ведь странно было бы, если бы нас очищали, а места, где мы нагадили, оставляли бы загаженными.
не думаю, что смывание скверны с одной лишь нашей души есть исправление прошлого, состоящего  не из одной нашей души, а из взаимодействия множества разных душ, совокупностей и причинно-следственных связей их грехов...и не вижу ничего странного: загаженное место - это наша душа, которая раскаявшись, искупив свой грех, очищается Господом и уже перестает быть загаженной...в момент очищения...а не в прошлом...такое вот понимание и личное ощущение...

прозелит

  • Сообщений: 6306
    • Просмотр профиля

Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #76 : 16 Ноябрь 2010, 21:50:53 »
Спасибо, Александр.
После слов Родиона я решил попробовать - раньше вообще никогда подобным не занимался.

Но решил начать с очень простых незапутанных и тем неменее, весьма болезненных отдельных эпизодов. Чтобы потом потихоньку начать заниматься спутанными клубками.


Войдя с молитвой в 2-3 таких эпизода (я еще не читал тогда Ваш пост, но пытался "действовать" примерно по Вашему 4) пункту.


Заметил, что при том сердечное пространство как бы начинает расширяться пульсирующими волнами и высвобождается изрядная  энергия. Если после паузы снова возвращался с молитвой в тот же эпизод, реакции не было, была некая индифферентность, словно уже прошел его. Так ли это? Надо ли потом еще возвращаться - не знаю...

Но, поскольку еще не прочитал Ваш пост, не догадался "сходить по току энергии вниз", а просто наблюдал за выплеском энергии, стараясь понять, не глюк ли это :-)

Вот, из проработанного блока идет выплеск энергии (у меня пока - в сердце). Вопрос - это разовый выплеск? Или каждый проработанный блок высвобождает нашу плененную энергию и наш "энергоуровень" поднимается (что-то подобное писал Кастанеда)?

Или если идти "по энергии вниз", то не будет выплеска вообще?


Цитировать
Известные пространственно-временные отношения принадлежат внешнему миру и внешнему человеку. Лишь стоит чуть войти в себя -  и изменяется пространство, и время течет по иному.  Лишь стоит начать жить внутренней жизнью - и действо жизни выпадает за ограниченные рамки пространства-времени и становится со-бытием.
Да, мне все это знакомо. Но вот когда чуть вы-ходишь из себя  :-), именно тут и настигают "непроработанные язвы"...они и раскаяны были и исповеданы, насколько возможно было, и меня убеждали не раз священники, что грех до крещения смывается крещением. Но нет: никаких автоматических растворителей греха в моей жизни нет. 

А вот попытка вбить себе в голову ментальную швабру :-D, что на самом деле грех смыт крещением, а я не должен верить своему собственному опыту... приводила лишь к шизофрении. Раздвоение личного несомненного опыта и церковных наставлений.

Простите за многословие...

margav

  • Гость
Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #77 : 16 Ноябрь 2010, 21:59:24 »
Грех то смывается Крещением, конечно, если к Таинству подошли осознанно, как к одному из видов покаяния, но даже при этом страстные навыки, тяга ко греху в душе остаются и после Крещения... :oops:
А вот если на момент Крещения грех не был искренне раскаян в душе, то есть, на уровне ума понимание греховности было, а сердечного раскаяния не было...как тогда? не может ли случиться, как говорил Святитель Кирилл Иерусалимский: воды купели примут тебя, а Дух Святый отвергнет?  :|

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #78 : 16 Ноябрь 2010, 22:53:27 »
не думаю, что смывание скверны с одной лишь нашей души есть исправление прошлого, состоящего  не из одной нашей души, а из взаимодействия множества разных душ, совокупностей и причинно-следственных связей их грехов...

И ошибаетесь. Ваша душа, как и моя и чья угодно - не есть изолированные души, связанные  "взаимодействием". Мы составляем единое, нравится нам с вами это или нет.
Мы составляем единое целое как с живыми, так и с ушедшими в мир иной. И с теми, кто придет после нас.
Пытаясь молитвой очистить свою душу, вы тем самым мОлитесь и за них. А молясь за них - мОлитесь и за себя. Смывая грехи с себя, вы смываете грехи и с других. Греша, усугубляете грех других, "ибо горе тому, через кого грех приходит".
Изуродованное грехами прошлое остается лишь во временном падшем мире, но для Вечности его уже не существует, если за это прошлое - наше прошлое - мы приносим покаяние.

прозелит

  • Сообщений: 6306
    • Просмотр профиля

Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #79 : 16 Ноябрь 2010, 23:30:57 »
Изуродованное грехами прошлое остается лишь во временном падшем мире, но для Вечности его уже не существует, если за это прошлое - наше прошлое - мы приносим покаяние.
Простите за умствование, но для Вечности (как Вы это называете) изуродованного грехами прошлого не существует в любом случае. А покаяние мы приносим вовсе не для того, чтобы в Вечности какое-то там прошлое не существовало, но скорее для того, чтобы всем нам пребывать Там, где изуродованного грехами просто нет. Никогда нет. Ну что это за штука - прошлое в Вечности?

И это существенное с Вами расхождение.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #80 : 16 Ноябрь 2010, 23:53:25 »
Изуродованное грехами прошлое остается лишь во временном падшем мире, но для Вечности его уже не существует, если за это прошлое - наше прошлое - мы приносим покаяние.
Простите за умствование, но для Вечности (как Вы это называете) изуродованного грехами прошлого не существует в любом случае. А покаяние мы приносим вовсе не для того, чтобы в Вечности какое-то там прошлое не существовало, но скорее для того, чтобы всем нам пребывать Там, где изуродованного грехами просто нет. Никогда нет. Ну что это за штука - прошлое в Вечности?

И это существенное с Вами расхождение.

На самом деле никакого расхождения нет. Просто в этой ветке не раз высказывался распространенный взгляд, согласно которому прошлое - остается навсегда, навечно, его невозможно исправить, можно лишь смыть с себя грехи.
Но для Вечности понятие "прошлое" не имеет смысла. В Вечности есть настоящее, которое в падшем мире раздроблено на прошлое и будущее.
Войти в настоящее можно покаянием. И тогда раздробленность на прошлое и будущее исчезает.
Не покаявшись, остаешься вне Вечности. Или навеки в прошлом.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #81 : 17 Ноябрь 2010, 01:31:06 »
Но само слово ПРАКТИКА убивает начистую присутствие божественной силы в нашей жизни.

Бог хочет, что бы Attraction совершенствовала свой ум, разговор, сердце и чрево, под действием благодати, как ответ на её призвание, и жажду быть дочерью Божией!  :-)

прозелит

  • Сообщений: 6306
    • Просмотр профиля

Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #82 : 17 Ноябрь 2010, 01:33:19 »
Да, так.
Хорошее русское словосочетание - "настоящее время".

slider812

  • Сообщений: 117
  • Никита, г.Санкт-Петербург
    • Просмотр профиля

Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #83 : 17 Ноябрь 2010, 08:15:30 »

   Вид духовной болезни - когда мы патристику заменяем схоластикой. Когда мы Боговедение заменяем мозгословием. Тот человек которого читаете действительно бог ослов, и воспринимается он лучше на сытый желудок.

Помнится была такая ересь гносеомахия — , состоящая в войне против познавательных усилий человека.

«Они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в Божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию»,— передает преподобный Иоанн Дамаскин учение этой ереси (88-й в его каталоге еретиков). См.: О ста ересях, 88 // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002. С. 148–149. А также: Преподобный Феодор Студит. Послание 48. К Афанасию // Преподобный Феодор Студит. Послания. Кн. 1. С. 160.
Цитировать
Гносеомахам (то есть церковным людям, которые твердят о ненужности знания и образования, надеясь на свои духовные способности), еще в IV веке отвечал святитель Григорий Богослов: «Поэтому-то и должны быть тобой избираемы лучшие люди: ведь едва ли кому-нибудь из людей средних способностей, даже если бы он и ревностно поборолся, довелось бы одолеть лучших людей. Но мне предстанут мытари и рыбаки, бывшие евангелистами. Ведь они, немощные в красноречии, весь мир словно сетью уловили своим простым словом и даже мудрецов поймали в свои рыбацкие сети, чтобы таким образом чудо Слова стало еще более [очевидным]. Причем этого мнения придерживаются многие, против которых обращена моя краткая, но предельно ясная речь. Дай мне веру одного из апостолов, [дай силу] не иметь денег, дорожной сумы и посоха; быть полураздетым, не иметь сандалий, жить одним днем, быть богатым только надеждой; быть неискусным в словесном мастерстве; быть тем, о ком нельзя подумать, что он скорее льстит, [чем говорит правду]; [дай силу] не углубляться в исследование чуждых учений. Пусть явится кто-нибудь, обладающий такими достоинствами, и я приму все: не имеющего дара слова, позорного, незнатного, волопаса. Ведь [праведный] образ жизни покрывает [внешние] недостатки. Будь ты одним из таковых, и, хотя бы ты был ловцом лягушек, тогда мы вознесем тебя к ангельским хорам! Так покажи мне хотя бы что-нибудь одно! Но разве ты очищаешь от демонов? изгоняешь проказу? мертвого воскрешаешь из гроба? разве ты сможешь прекратить паралич? Подай руку страждущему и прекрати болезнь! Только так ты сможешь убедить меня пренебречь знанием. Если же нечто состоит из двух частей — похвального и достойного порицания, а ты берешь в расчет только первое, тогда как другое охотно обходишь молчанием, то ты весьма коварно искажаешь истинный образ вещи» (О себе самом и о епископах, 189–215) .
Те же мысли встречаем у святителя Иоанна Златоуста: «Если бы кто мог бы посредством чудес заграждать уста бесстыдным, то не имел бы нужды в помощи слова; или, лучше, оно по свойству своему и тогда было бы не бесполезно, но даже весьма необходимо... Если бы мы имели силу знамений, то не стали бы так много заботиться о слове; но если не осталось и следа той силы, а между тем со всех сторон и непрестанно наступают неприятели, то уже необходимо нам ограждаться словом, чтобы нам не поражаться стрелами врагов и чтобы лучше нам поражать их… Для всего этого нам не дано ничего другого, кроме одной только помощи слова; и если кто не имеет этой силы, то д!уши подчиненных ему людей постоянно будут находиться в состоянии нисколько не лучше обуреваемых кораблей. Почему же Павел не старался приобрести эту силу, но прямо признает себя невеждою? — От этого самого многие и погибли и сделались менее ревностными к истинному учению. Так как они не могли в точности постигнуть глубину мыслей апостола и проводили все время в  дремоте и сонливости, хваля невежество не то, которое приписывал себе Павел, но от которого он так была далек, как ни один человек, живущий под небом. Впрочем, положим, что Павел был невеждою в том смысле, какого они желают; как это относится к нынешним людям? Он имел силу, гораздо высшую слова, и при молчании своем он был страшен для демонов. А нынешние все, собравшись вместе, с бесчисленными молитвами и слезами своими не могли бы сделать того, что некогда могли совершать полотенца Павловы… Как же кто-нибудь, оставаясь невеждою, может обличать противящихся? Все это вымыслы и предлоги и прикрытие беспечности и лености… Одних дел недостаточно для научения» .
Цитировать
«Первым донесся голос отца Брауна:
— ... то, что имели в виду средневековые схоласты, когда говорили о несокрушимости небес.
Высокий священник кивнул склоненной головой.
— Да, — сказал он, — безбожники взывают теперь к разуму. Но кто, глядя на эти мириады миров, не почувствует, что там, над нами, могут быть Вселенные, где разум неразумен?
— Нет, — сказал отец Браун, — разум разумен везде. Высокий поднял суровое лицо к усеянному звездами небу.
— Кто может знать, есть ли в безграничной Вселенной... — снова начал он.
— У нее нет пространственных границ, — сказал маленький и резко повернулся к нему, — но за границы нравственных законов она не выходит. Истина и разум царят на самой далекой, самой пустынной звезде. Посмотрите на звезды. Правда, они как алмазы и сапфиры? Так вот, представьте себе любые растения и камни. Представьте алмазные леса с бриллиантовыми листьями. Представьте, что луна — синяя, сплошной огромный сапфир. Но не думайте, что все это хоть на йоту изменит закон разума и справедливости. На опаловых равнинах, среди жемчужных утесов вы найдете все ту же заповедь: "Не укради".
Но высокий молчал как-то странно. Наконец тот сказал совсем просто, еще ниже опустив голову и сложив руки на коленях:
— А все же я думаю, что другие миры могут подняться выше нашего разума. Неисповедима тайна небес, и я склоняю голову. — И, не поднимая головы, не меняя интонации, прибавил: — Давайте-ка сюда этот крест. Мы тут одни, и я вас могу распотрошить, как чучело».
Высокий священник оказался переодетым вором. Но отнять сапфировый крест ему не удалось, потому что его собеседник уже задолго до этого понял обман. По какому критерию? - «Теория моего дела помогла мне понять, что вы не священник. - Какая еще теория? — спросил изнемогающий Фламбо. — Вы нападали на разум, — ответил Браун. — Это дурное богословие» .


« Последнее редактирование: 17 Ноябрь 2010, 08:29:24 от slider812 »
" Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий." Ап.Павел

slider812

  • Сообщений: 117
  • Никита, г.Санкт-Петербург
    • Просмотр профиля

Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #84 : 17 Ноябрь 2010, 08:37:16 »
Цитировать
Понимаете, это ведь вид духовной болезни, когда мы, слишком много помня о своих грехах, забываем о Боге. Это тоже идол – постоянная медитация о себе (пусть даже осудительная медитация на тему «какая я сволочь»). Да подожди, ведь ты к Богу молишься, ты о Боге должен помнить, а не о своем прошлом.

Явная подмена. Вот таким, например, как я(признаю) нужны постоянные скорби и болезненное состояние от видения своих грехов, пусть и прошлых....иначе утону в мирском, иначе забуду о Боге.  А тут только вопль из сердца" Господи прости, Господи помилуй". Пред лицом Его ходишь...хоть и в грязнейшем обличье.
Ведь сам же Кураев противоречит себе говоря о двух равноправедных путях, и тут же памятование о грехах перенаправляет в разряд неверных.

да нету ни какой подмены и противоречий..
Цитировать
— Но все же духовный опыт первичен…
— Первичен, но недостаточен. Или скажем так: наличие личного духовного опыта достаточно для спасения человека — носителя этого опыта, но оно недостаточно для жизни Церкви. Церкви для ее миссии, для ее защиты от ересей и для проповеди нужна рефлексия над этим духовным опытом. «Дабы религиозное переживание и религиозный опыт могли быть выражены и приобрели универсальную значимость, их основания должны быть прояснены разумом и “ограничены”, то есть при помощи понятий приведены к известным пределам, в которых они обладают статусом всеобщности и необходимости. Лишь так можно получить ответы на вопросы: во что я верю, на что надеюсь, что есть мир, каковы место и задачи человека в нем. Таким образом, из “ограничения” веры при помощи понятийного аппарата рождаются христианские теология, космология и этика» .

" Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий." Ап.Павел

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #85 : 17 Ноябрь 2010, 11:39:41 »
Цитировать
Практическое вхождение в болезненные ситуации прошлого осуществляются через: 1) рациональное рассмотрение проблемы и вспоминание всех нюансов, оставивших отпечатки в памяти. На такое вхождение потребно время и концентрация внимания; 2) подключение эмоционального переживания (чувство раскаяния в содеянном, слезы, сокрушение и пр.);

Александр, искренне хочу поблагодарить за четкую и ясную (оттого доступную) формулировку.Но есть у меня вопросец.Пытался както поднять тему о "катализаторах" :-),да не очень получилось.Пункт первый вполне законно переходит ко 2му в случае если ситуации болезненны.Тогда имеется мощьная эмоциональная (даже скорее чувственная) поддержка.Которая служит сильным двигателем к исправлению.Нет ничего полезнее тут чем боль и страдание.Собственно тот энергетический шнурок по которому можно спускаться к корням проблемы.Но мне бы интересно узнать хотябы в общем плане,как быть с ситуациями которые при рациональном рассмотрении испорчены, но как проблема не переживаются.То есть такое впечатление что они анестезированы и законсервированы до нельзя,и в обыденной жизни не причиняют казалось бы неудобств,но интуитивно чувствую что являются во многом причинами.И рационально требуют исправления, а вот добиться энергетической поддержки, то есть перехода к п.2 не удается.Какие возможности есть в принципе хотябы вытащить эти вещи на уровень проблемы.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

margav

  • Гость
Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #86 : 17 Ноябрь 2010, 13:34:58 »
не думаю, что смывание скверны с одной лишь нашей души есть исправление прошлого, состоящего  не из одной нашей души, а из взаимодействия множества разных душ, совокупностей и причинно-следственных связей их грехов...

И ошибаетесь. Ваша душа, как и моя и чья угодно - не есть изолированные души, связанные  "взаимодействием". Мы составляем единое, нравится нам с вами это или нет.
Мы составляем единое целое как с живыми, так и с ушедшими в мир иной. И с теми, кто придет после нас.
Пытаясь молитвой очистить свою душу, вы тем самым мОлитесь и за них. А молясь за них - мОлитесь и за себя. Смывая грехи с себя, вы смываете грехи и с других. Греша, усугубляете грех других, "ибо горе тому, через кого грех приходит".
Изуродованное грехами прошлое остается лишь во временном падшем мире, но для Вечности его уже не существует, если за это прошлое - наше прошлое - мы приносим покаяние.

ах...звучит так утешительно...где бы/у кого бы поподробнее об исправлении прошлого молитвой почитать...хорошо бы святоотеческое...не дадите ли ссылочку?....

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #87 : 17 Ноябрь 2010, 13:38:41 »
   Уважаемый slider812 не увидел взвешенного, обоснованного, лично вашего мнения. Подмену же вашу увидел, кот. старательно закидали цитатами.

   Заменяете патристику схоластикой? Большинство книжных лавок давно так поступили. Вы не одинок. Задумайтесь. Интересны ли вам труды отцов достигших высот в Церкви Христовой? или все таки комментарии схоластов, мнения на их мнения, ближе вам?

   Отличие одних от других: "уча их яко власть имея, и не яко книжницы." Мтф. 7.21.
Отвечать не обязательно, просто задумайтесь.
Прошу прощение за офтоп.
   
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #88 : 17 Ноябрь 2010, 13:47:55 »
ах...звучит так утешительно...где бы/у кого бы поподробнее об исправлении прошлого молитвой почитать...хорошо бы святоотеческое...не дадите ли ссылочку?....
О связи всего сущего очень хорошо у Дионисия.Например тут
http://www.hesychasm.ru/library/dar/tname.htm#gl4
и все остальное тоже полезно почитать. :-) и поразмыслить.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Исправление прошлого в молитве
« Ответ #89 : 17 Ноябрь 2010, 13:48:25 »
не думаю, что смывание скверны с одной лишь нашей души есть исправление прошлого, состоящего  не из одной нашей души, а из взаимодействия множества разных душ, совокупностей и причинно-следственных связей их грехов...

И ошибаетесь. Ваша душа, как и моя и чья угодно - не есть изолированные души, связанные  "взаимодействием". Мы составляем единое, нравится нам с вами это или нет.
Мы составляем единое целое как с живыми, так и с ушедшими в мир иной. И с теми, кто придет после нас.
Пытаясь молитвой очистить свою душу, вы тем самым мОлитесь и за них. А молясь за них - мОлитесь и за себя. Смывая грехи с себя, вы смываете грехи и с других. Греша, усугубляете грех других, "ибо горе тому, через кого грех приходит".
Изуродованное грехами прошлое остается лишь во временном падшем мире, но для Вечности его уже не существует, если за это прошлое - наше прошлое - мы приносим покаяние.

ах...звучит так утешительно...где бы/у кого бы поподробнее об исправлении прошлого молитвой почитать...хорошо бы святоотеческое...не дадите ли ссылочку?....

Могу даже без  ссылочки. Преп. Серафим Саровский: "Стяжи себе дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся". Это именно об этом.