продолжение отрывков из книги
Духовная апатия.
В отличие от духовной сухости, духовная апатия поражает волю и саму способность продолжать молитву. Человек может сать на молитву, но он не находит ни слов ни силы для молитвы. Он может сесть за стол чтобы прочитать книгу, но книга в его руках, по словам прп. Исаака Сирина, «превращается в свинец», а ум неспособен сконцентрироваться и понять смысл написанного. И хотя желание молиться присутствует, способность и воля осуществить молитвы отсутствуют. В конце концов даже желание молиться может угаснуть. Человек становится неспособным и нежелающим молиться, что только усиливает его страдания, и его положение кажется ему совершенно безвыходным.
Если человек в такие минуты пытается заглянуть в своё сердце, он находит что его основание утеряно. Если он пытается удостовериться в присутствии веры в сердце, он находит что она там отсутствует. Если он стучится в дверь надежды и пытается оживить в себе образы обетований Божих, которыми он жил ранее, он находит свою прежнюю надежду превращенной в лёд.
Враг пользуется такими моментами апатии, поражая человека со всей своей мощью. Он пытается убедить человека в его поражении, в безрезультатности всей его предыдущей борьбы и усилий, в том что вся его духовная жизнь была не реальностью, а одной иллюзией и эмоциями. Он поражает человеческий ум сомнениями чтобы человек раз и навсегда отказался от духовной жизни.
Однако, посреди всей этой сокрушающей внутренней борьбы, душа человека каким-то образом сохраняет интуицию, что все эти сомнения неверны, и что нечто должно существовать по другую сторону мрака. Она чувствует что всё ещё соединена с Богом который по видимости отвергает её. Душа продолжает служить Богу даде не осознавая и не желая этого. Глубоко внутри, далеко от глаза разума, сердце продолжает молиться, хотя эта молитва не приносит ни мира, ни уверенности. Поэтому, когда враг пытается в эти моменты заставить душу отречься от веры и надежды, он не находит отклика. Душа может сдаться врагу в сражении его с умом, но душа, поражённая апатией, неспособна предпринять какие-либо действия вслед за сломленным умом, поскольку в тот самый момент когда душа обретает способность действовать, она становится способной и противостать врагу и прыгнуть как лев из ямы на волков растления.
Таким образом, за духовной апатией скрываются отношения сердца с Богом, которые, хотя и бездейственны, остаются реальнее и сильнее всех нашёптываний врага. Эти отношения остаются скрытыми от ума, и ум невозможно убедить в их существовании с тем чтобы он мог опереться на надежду их присутствия, поскольку в этом искушении душа призвана остаться в одиночестве. Все же, душа остаётся в сфере Божиего водительства, она всё же идёт по верному пути, ведомая невидимой рукой и неощутимой силой. Доказательством этого служит черезвычайная печаль души о утрате своеё прежней активности по Богу и её из последних сил усилие вернуть себя в прежнее состояние.
Движение веры родилось однажды в сердце странника, который сечас идёт по пути, цель которого – Бог. Вера была зажжена как лампа от Божественного огня любовью и ревностью и подвигла душу вперёд на пути. Странник не должен поверить что это продвижение может быть резко остановлено и изьято из глубин сердца, что он може быть оставлем в такой внезапной пустоте.
Мы не можем предполагать что человек будет постоянно ощущать свет и тепло Бога. Путь духа не измеряется исключительно периодами света, теплоты, радости или плодотворной активности. Периоды тьмы окутывающей дущу, периоды опыта ада, периоды холода парализующего духовную деятельность являются неотъемлемой частью узкого духовного пути. Но имеет значение то как мы встречаем эти периоды и как переносим, и именно это определяет нашу дальнейшую способность продвигаться далее и завершить наш благословенный путь.
Причины духовной апатии.
Бог не произвольно попускает нам испытывать подобное искушение, сущестсвуют определённые причины почему человек должен пройти через него. Апатия приходит тогда когда способность души к рассуждению духовного должна быть исправлена, невозможность собственного спасения познана на опыте, его путь выправлен и вера в помощь Божию укреплена.
Апатия как урок для амбициозной души.
Когда амбициозная душа увлечена собственным прогрессом в духовной жизни, она пытается удвоить свои усилия и скорость. Она выходит за пределы своих духовных возможностей и того основания на котором она может твёрдо стоять. Она ищет знаний и видения за пределами того что ей нужно знать и того что она способна видеть на данном этапе. Не обретя достаточного смирения, она пытается проникнуть в область более высокого духовного опыта и созерцать свет без обретения способности воспринимать его и видеть духовное без повреждения гордостью. Результатом этого обычно бывает внезапная остановка и паралич души.
Такая остановка может показаться естественным следствием измождения духовных сил, нарушения баланса между имеющимися ресурсами веры и преждевременного вторжения в область высшего. Но на самом деле главная причина – вмешательство Божией милости и сострадание к такой душе. Он отнимает у неё способность к духовной деятельности, чтобы она не оказалась вознесённой сверх своей способности вместить и не пала бы гордостью. Духовная апатия, таким образом, есть страховка - гарантия предохранения от духовной гордости. Апатия полезна для души потому что она совершеноо разрушает все её амбиции. Она приводит к концу черезмерное увлечение собственным ложным духовным прогрессом, происходящим от иллюзии воли которая превозносит своё эго. Апатия возвращает душу назад на ступень соответствующую новоначальным и удерживает её от карабкания на опасные высоты. Душа оплакивает потеру гордых надежд на быстрое восхождение, и вынуждена начинать всё сначала в смирении и духовном уничижении. И это служит большей пользой для её спасения чем творение чудес и знамений или пребывание в созерцаниях.
Признаком того что такая апатия наложена Богом как урок для амбициозной души является черезвычайная печаль души о потере её духовных достижений. Такая печаль свидетельствует о том что хирургическая операция сделанная Богом для удаления скрытой гордости души оказалась успешной.