Исихазм

Автор Тема: Степени Исихии и буддийское" место "среди них.  (Прочитано 33165 раз)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Но я задала вопрос. Мы, в христианстве, способны освободиться от страданий не в веке будущем, не там за гранью, на берегу "молочных рек", а в веке сем...ныне живущем? Если нет...то почему?

Имхо, конечно способны, только зачем себя лишать такого важного средства для достижения спасения:-) Страдания Христовы и страдания (во Христе) каждого христианина --  их буддисты сами себя лишают, лишая тем самым себя и воскресения (в смысле бытия с Богом)

Круговорот наслаждения-страдания гибелен для человека. Это буддисты прекрасно понимают и прекращают его с помощью тотального контроля над деятельностью ума (речь, конечно, не о всяком буддизме и всех буддистах, я не буду это больше уточнять). Они прекращают гибельное устремление человека во все тварное, то есть то, с чего началось  падение человечества, возвращая себе, до определенной степени, его первозданное состояние, его безмятежный покой. Это состояние не лишено благодати Св. Духа, так как Он действует во всех соблюдающих нравственные законы (в той степени, в которой они способны Его вместить), и в язычниках тоже. Более того, эту веру можно даже назавать апофатическим единобожием, так как они отрицают существование Бога во всем тварном. Они и судиться будут по этим законам, но не спасутся (в смысле не будут с Богом), так как их имена не записаны в Книге Живых.

Христиане не прекращают круговорот наслаждения-страдания, а делает его не существенным (так как и Бог не прекращает существования вещей, а "является им сверху"). Бог "является христианину сверху", как Его Творец и Промыслитель о нем, включая его в Свое собственное бытие, при том что земное наслаждение и страдание для христианина перестают иметь какое-либо значение вне контекста этого небесного бытия. Христианин признает свою неспособность без Бога исправить собственную жизнь (вырваться из круга наслаждения-страдания), но взамен этого получает не только избавление от (гибельного действия) этого круга, но и гораздо большее, божественное бытие

Добровольно принятые (как это сделал Спаситель) страдания  вменяются христианину не в наказание за вину, а в сораспятие Ему, и вместо наказания за наслаждение от получает наслаждение от бытия в Боге.

В этом смысле страдания и необходимы для христианина. Он признает, что есть нечто более ценное, чем избавление от страданий и безмятежный покой, а взамен этого получает не только это ценное, но и избавление. И это сделано для того, чтобы христианин спасался не без окружающего его мира, чтобы он не только себя, но и весь мир приводил ко спасению (бытию в Боге)

Как это конкретно может проявляться в аскетической практике по отношению к избавлению от зависимости от всего тварного? Я думаю, в общих чертах и отчасти образно так. Буддист старается контролировать каждую мысль в сердечной области, достигая постепенно состояния бесстрастия и покоя через исполнение нравственного закона и обретения через это в определенной степени благодати. А христианин все вещи (мысли, логосы, чувства, желания и пр.), которые беспокоят извне и внутри него, приносит в сердечной области перед престол Божий, где они очищаются Кровью Христовой и, по сути, творятся заново, обретая при этом изначально присущий им (или присущий в будущем) покой в Боге. То есть буддист творит покой внутри себя, а христианин внутри и извне, и не сам собой, а через соучастие в божественном покое и бытии.

А если уж говорить более подробно, что такое эти покой и бытие, то надо сказать, что буддисты, как я думаю, не знают, как устроено сердце (так как у них нет соответствующего откровения и инструментов для такого познания). Они получают благодать в виде энергии и поэтому считают сердце (и другие телесные составы) энергетическими центрами. Но это только расплывчатый и неустойчивый образ Храма, в котором совершается литургия в Небесной Церкви, и буддистский покой -- это лишь отдаленный образ небесных покоев, обителей в Небесном Царстве, куда нельзя достигнуть не будучи записанным в Книге Живых. Которая тоже элемент этого небесного богослужения, космической литургии (по красивому, но не точному выражению одного из комментаторов МИ с запятнанной, правда, репутацией:-))

Анна-Мария

  • Гость
И страсти, и мордасти, и закаболенность ума...
Но я задала вопрос. Мы, в христианстве, способны освободиться от страданий не в веке будущем, не там за гранью, на берегу "молочных рек", а в веке сем...ныне живущем?

Цитировать
Сказал Господь: "если Сын освободит вас, то истинно свободны будете". Вот где свобода!

Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений; он бьется, но выбиться из них не может. Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой.

Волю вяжут страсти, и не дают ей простора действовать; бьется она, как связанный по рукам и по ногам, а выбиться не может. Но прилепись к Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды.

Сердце облежат постоянные тревоги, и отдыха ему не дают; но прилепись к Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе, и все вокруг светло видя, беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом, сквозь мрак и темноты жизни этой, к всеблаженной, полной отрады и простора вечности.

Святитель Феофан Затворник

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: Евгений
Христиане не прекращают круговорот наслаждения-страдания, а делает его не существенным (так как и Бог не прекращает существования вещей, а "является им сверху"). Бог "является христианину сверху", как Его Творец и Промыслитель о нем, включая его в Свое собственное бытие, при том что земное наслаждение и страдание для христианина перестают иметь какое-либо значение вне контекста этого небесного бытия.

Христиане страдают и наслаждаются бесстрастно.

Анна-Мария

  • Гость
Христиане страдают и наслаждаются бесстрастно.

Вы об этом?
Цитировать
Стало быть, кто не стремится к телесному наслаждению и совершенно не боится страдания, тот стал бесстрастным в отношении их;
Максим Исповедник
« Последнее редактирование: 21 Май 2011, 14:44:30 от Анна-Мария »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Да.

Можно увидеть на примере Гефсиманского моления. Бесстрастные страдания становятся силой, меняющей мировую реальность.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Евгений
Цитировать
Страдания Христовы и страдания (во Христе) каждого христианина -- 
Цитировать
их буддисты сами себя лишают, лишая тем самым себя и воскресения (в смысле бытия с Богом)

   Вы заставили меня заплакать!!!...от сострадания.  Но  сердце мне говорит об ином...и я болезненно восприняла Ваш пост, который во многом не согласуется с моими  сердечными чувствами. Я не могу так жить, если воскресение только во Христианстве...а остальные народы, которые приложили неимоверное усилие в познании божественного(ибо и сам человек бог)...как пыль по ветру?!...
Вообще-то для буддистов смерти не существует. Есть переход из одного состояния в другое...А там...за чертой...ни буддисты, ни христиане досконально не знают. Тем и успокоила себя. :-)
Я перестала плакать.
« Последнее редактирование: 21 Май 2011, 15:35:05 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Да.

Можно увидеть на примере Гефсиманского моления. Бесстрастные страдания становятся силой, меняющей мировую реальность.

 Лена, ну о каких бесстрастных страданиях может идти речь? Это же страдания, они так и называются, потому как человеку приносят мучения.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Родион

  • Сообщений: 9330
    • Просмотр профиля

))) Евгений, не расстраивайте Юню, говорить о буддизме концептуально опираясь на идею спасения не верно. Это сродни притягиванию за уши. Равно как и говорить о христианстве опираясь на концепцию реализации и кармы и т.п.
 Юнь, не плач, спасутся буддисты и не только они. Во первых потому что спасение не определяется вероисповеданием, а человеком, и во вторых человек не спасается а спасает Бог. По своему усмотрению. А по плодам буддизм даст фору многим.

ЗЫ страдание не определяет спасения и не является его условием. И само понимание страдания надо четко себе представлять. Оно очень многогранно.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: iunija
Лена, ну о каких бесстрастных страданиях может идти речь? Это же страдания, они так и называются, потому как человеку приносят мучения.

Человек в плену уловляющих его волю желаний (стремление к наслаждению + убегание от страдания). Это именуется "страстность естества".

Можно от страдания "не убегать". Можно нести его, когда видишь, какое именно благо через это совершается. Тогда претерпеваешь мучения вольно, не желая их избегнуть. Тогда получаются "бесстрастные страдания". Вольные. Как у Христа на Кресте.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: iunija
остальные народы, которые приложили неимоверное усилие в познании божественного (ибо и сам человек бог)

"сам человек бог" - поясните, в каком смысле.

Родион

  • Сообщений: 9330
    • Просмотр профиля

А вопрос, насколько правомочно следующее рассуждение:
 Иисус говорил что спасаются уверовавшие в Него. Но если ограничить христианством спасение, то получается вроде как ограничение Его до конкретной "исторической личности", но однако Он Бог и Он и Отец одно. Тогда вопрос об уверовавших в Него можно свести к уверовавшим в Бога. И вопрос настоящей веры в Бога открыт на самом деле во многих вероисповеданиях. Полно недоверующих или внешне и лукаво верующих в любой традиции. И многие конкретные моменты вероисповедания связаны с культурой и этносом, с историей. Но в величайших (в смысле сохранившихся и еще приносящих плоды и свет Духа) суть по моему сохранена и разнятся и пути в смысле аскетики и может быть вероятностно что то безопасней и надежней, но сущностно в них есть огромный потенциал. Другими словами - Истина.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Человек в плену уловляющих его волю желаний (стремление к наслаждению + убегание от страдания). Это именуется "страстность естества".

Можно от страдания "не убегать". Можно нести его, когда видишь, какое именно благо через это совершается. Тогда претерпеваешь мучения вольно, не желая их избегнуть. Тогда получаются "бесстрастные страдания". Вольные. Как у Христа на Кресте.

Тогда, может быть, лучше оставить термин "вольные страдания"? А то "бесстрастные страдания" (а страсти это суть страдания) звучит как-то... странновато. :-)
Христос воскресе, радость моя!

Greg

  • Сообщений: 37
    • Просмотр профиля

 
...
 Иисус говорил что спасаются уверовавшие в Него. Но если ограничить христианством спасение, то получается вроде как ограничение Его до конкретной "исторической личности", но однако Он Бог и Он и Отец одно. ...
Наверное надо сначала разобраться, от чего надо спасаться.
И каким методом. А то можно так всю жизнь угробить на борьбу с ветряными мельницами.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Юнь, не плач, спасутся буддисты и не только они. Во первых потому что спасение не определяется вероисповеданием, а человеком, и во вторых человек не спасается а спасает Бог. По своему усмотрению. А по плодам буддизм даст фору многим.
То, что спасает Бог, понятно. Только непонятно, от чего спасать буддистов? У них, насколько я знаю, нет и понятия такого "спасение". Чего им спасаться, им и так хорошо. И откуда вы знаете, что спасение не определяется вероисповеданием? Очень бы хотелось узнать. :-)
Христос воскресе, радость моя!

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4597
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

вот поэтому и трудно к православному сознанию пробиться  ему уже все понятно...где Истина оно знает, где Христос тоже... :-) как  понятия правильные какие нет... :-)

зачем православным Свет Истины у них и так все в порядке, все определенно...главное во время слова покаяние, плач итд..произносить..а остальное приложиться... :-)