Исихазм

Автор Тема: Внутрь-пребывание  (Прочитано 48690 раз)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #60 : 28 Июнь 2011, 12:10:26 »
да не жаловаться на архимандритов и игуменов лавры не прокатит, к тому же эта русская система обязательной исповеди в тот же день, и требования некоторых обязательной вычитки всех канонов и проч., явление неоспоримое. а так я бы не поленился накатать заяву))). уходим от темы

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #61 : 28 Июнь 2011, 14:19:11 »
То есть надо, скорее, увидеть (взглядом ума) такое ее устройство (что дается через предочищение души по способу свт. Феофана), чем его представить. То есть алтарь надо сначала (хотя бы, слегка) очистить
Если я правильно поняла, то нЕчего и думать о совершении литургии в сердце, пока ум не очищен от помыслов, воля - от пожеланий, сердце - от пристрастий, т.е. пока не очищен алтарь?

Имхо, предочистить. Сначала войти в него, а потом некоторое время очищать по способу, о котором пишут Феофан Затворник, Лествичник (1-й в цитате из него) или другому какому-нибудь, похожему на них

Полностью или хотя бы значительно очистить таким образом сердце невозможно без собственно умного делания, как зрячей борьбы за очищение сердца
« Последнее редактирование: 28 Июнь 2011, 15:10:11 от Евгений »

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #62 : 28 Июнь 2011, 20:24:05 »
Поняла. Спасибо.
Христос воскресе, радость моя!

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #63 : 07 Июль 2011, 23:14:18 »
и, произнеся Имя Христово, открыть врата и войти в алтарь. Здесь уже, по произнесении молитвы, действует не своя воля, но Совершителем таинства, Жертвой и Дарами является Сам Христос, Его же заклание совершается на престоле. Время останавливается, наступает вечность, новое творение, в котором и которой это одна и та же Жертва, однажды совершенная в истории и совершаемая вечно в сердцах христиан (и в Евхаристии верных)
До момента входа в алтарь мне все понятно. Не пойму только, как происходит собственно принесение Жертвы. Понятно, что она совершается не нами, Жертва и Дары тоже не наши. Где же здесь мы? Мы как бы растворяемся в этом Таинстве?
Христос воскресе, радость моя!

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #64 : 08 Июль 2011, 00:07:15 »
Кто то мне говорил что у одного священика в чаше действительно оказались куски мяса и кровь,он опять вернулся в алтарь молился и опять эти куски мяса и кровь превратилась в вино и хлеб..Мне не понятно-Мы едим тело Иисуса Христа как сабаки рвем невинного Иисуса Христа и еще на Него вешаем наши мерзкие дела-тем самым выставляем Его виноватым,а себя освобождаем от ответственности тем что обещаем не делать больше ничего подобного..Значит мы причастием обижаем Иисуса Христа  как бы в воспоминании как другие били и казнили так и мы это дело продолжили,ничего не изменилось,тело рвут едят по сей день..
Можно по другому развернуть это дело-мы сливаемся с телом Иисуса Христа когда причащаемся...А надо как?
В ветхом завете понятно-быка убивают вместо тебя-и ты смотриш как он арёт и думаеш вот так тебя надо казнитЬ

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #65 : 08 Июль 2011, 02:29:18 »
До момента входа в алтарь мне все понятно. Не пойму только, как происходит собственно принесение Жертвы. Понятно, что она совершается не нами, Жертва и Дары тоже не наши. Где же здесь мы? Мы как бы растворяемся в этом Таинстве?

Вопрос не совсем понятен, могут быть разные варианты в зависимости от того, как это делание проходит.

Можно, например, действительно ощущать (в определенной степени, а не совсем) потерю личности, самого себя. Дело в том, что самого себя отождествляем со своими привычками, страстями, и их временная потеря, когда они как бы сгорают в этом делании, может восприниматься как утрата личности, когда ничего из того, что хотелось раньше делать, теперь не хочется и пр.

Можно, например, переживать то же самое, но по-другому, в смысле: "Не я к тому живу, но живет во мне Христос".Или в смысле: "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них". То есть ум и разум + м. б.животная часть души (двое или трое) безмолвствуют, как бы раздробленные на части (на проскомидии и затем на престоле), умерли, чтобы воскрес в душе Христос (так как "зерно не оживет, если прежде не умрет"). Тогда мы, действительно, растворяемся, умираем, но это начало воскресения.

А может, наверно, быть и само воскресение, когда делатель может быть восхищен в видение, в теле или вне тела, растворился он в этом видении или участвовал в нем  по своей воле, непонятно.

Разные могут быть этапы прохождения этого делания. Когда мы избавляемся от греховного вещества, когда умираем для греха и когда со Христом воскресаем. Так же и в храмовой Евхаристии. А если кто проходит это делание без какого либо из этих трех в себе изменений, то можно сказать (перефразируя Лествичника, цитату из которого я уже приводил выше), что он в нем и не участвовал

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #66 : 08 Июль 2011, 03:38:27 »
А надо как?
Иерей произносит жрется агнец сей(приносится в жертву)...в патерике читал один святой всякий раз перед этим плакал и порой не мог совершить приношение...однако думаю не по Богу это...а по своей воле и чувствам...Господь САМ решил к нам спуститься на землю...и знал что распнут...и спустился...значит ТАКАЯ была Его воля...
А значит нечего рассусоливать...сказано Им "делайте ТАК в воспоминание обо мне"...и ещё сказано "сия есть кровь моя за вас проливаемая"...значит надо приносить жертву...и соединяться с Богом...а Мясо...по тому и Хлеб, что бы нам легче было...да и само таинство думаю для нашего удобства восприятия сделано именно ТАКИМ...что бы в самую глубь себя Господа принимать...
Злые мы...и много думаем...и думаем что правильно выдумываем свои фантазии...а надо бы поменьше думать и фантазировать, и выполнять Его волю...а не свои фантазии...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #67 : 08 Июль 2011, 09:05:05 »
Земной поклон Вам, Евгений, что пишите здесь о словесной литургии, и так просто, и так подробно :-) каждый раз читаю Ваши посты и почему то плачу...слезы сами наворачиваются... слезы радости...  :-) раньше на молитве (и дома и в храме) с удивлением улавливала, что внутри действительно происходит нечто необыкновенное, нечто таИнственное и тАинственное...хоть мгновения эти вроде и краткие, но одновременно как бы и бесконечные...а когда Вы разъяснили, как творится словесная литургия внутри нас, то пришло осознание и все встало на свои места...и от этого в сердце поселилась великая и тихая радость...Спаси Вас Господь!... :-)

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #68 : 08 Июль 2011, 09:34:41 »
ум и разум + м. б.животная часть души (двое или трое) безмолвствуют, как бы раздробленные на части (на проскомидии и затем на престоле), умерли, чтобы воскрес в душе Христос (так как "зерно не оживет, если прежде не умрет")
Т.е. на жертвеннике мы приносим не только разумную часть души, но все части нашей души? И ум, и разум, и дух? Как бы разделяя их, "раздробляя"?
Христос воскресе, радость моя!

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #69 : 08 Июль 2011, 10:04:21 »
Иногда думаю мы не в одном теле находимся..Они были за столом с Иисусом Христом в одном деле,все вместе группой и был вопрос у Иисуса Христа-многие отошли от Меня -может и вам всем по домам на свои рабочие места..В прошлую жизнь..Иуда поддался таки...А мы еще и не выходили из прошлой жизни-она не та которая для Бога,она больше для мамоны..Вырывался сколько раз уходил от вас,но все тянут к себе-вроде помирать вместе не так страшно..Типа все там будем..Так не хочется со всеми-так хочется от всех уйти,со всеми не согласится,не принять общепринятые всеми ясные правила поведения-наплевать на них порвать их у всех на глазах разодрать знамёна показать всем что это знамя тряпка,закон для жуликов и воров-что мне это не надо..обойдусь без вас всех..И уйти за счастием..

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #70 : 08 Июль 2011, 11:03:12 »
Счастье - Царство Божие - оно внутрь нас есть...  :-) а телом можно оставаться на том же месте...так даже лучше... меньше новых впечатлений, развлечений и отвлечений для ума  от внутрь-пребывания...  :-)

Александр_М

  • Сообщений: 131
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #71 : 08 Июль 2011, 11:04:36 »
Gabriel
Цитировать
Счастье - Царство Божие - оно внутрь нас есть...

+100 !

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #72 : 08 Июль 2011, 11:29:51 »
Царство Божие  будет внутри когда будет Любовь и внутри и снаружи.
Есть ли она у кого здесь?

Придет она когда молитвой очистится сердце и уйдут помыслы. 

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #73 : 08 Июль 2011, 17:17:14 »
ум и разум + м. б.животная часть души (двое или трое) безмолвствуют, как бы раздробленные на части (на проскомидии и затем на престоле), умерли, чтобы воскрес в душе Христос (так как "зерно не оживет, если прежде не умрет")
Т.е. на жертвеннике мы приносим не только разумную часть души, но все части нашей души? И ум, и разум, и дух? Как бы разделяя их, "раздробляя"?

Жертвенником иногда называют сам престол, иногда то место, на котором совершается проскомидия (и это, конечно, тоже не случайно). Поговорим, "для простоты", о проскомидии (и так придется затратить слишком много слов -- вообще на эти темы можно разговаривать часами)

Мое мнение (я не могу его ничем подтвердить) храмовая литургия в первые века развивалась как символическое изображение умного богослужения, совершаемого апостолами и их прямыми последователями (или даже еще раньше, внутри той иудеохристианской секты, которая была  "христианством до Христа" и конфликтовала на этой почве с фарисеями и саддукеями). Или наоборот, умное делание развивалось параллельно евхаристическому богослужению, переданному нам апостолами, это не так важно. Важно, что между ними существует несомненное, на мой взгляд, смысловое, символическое соответствие (но, конечно, не буквальное; нельзя чрезмерно увлекаться формальным соответствием и копировать внутри себя происходящее во время храмовой литургии, я уже об этом говорил).

В частности, поскольку об устроении души подобно устройству алтаря (или наоборот, устройству алтаря подобному устроению души) мы уже говорили, то если мы обратимся к совершению проскомидии, то обнаружим там. на дискосе, такое же символическое устроение. О чем это говорит?

Если раньше, рассуждая о методе очищения сердца свт. Феофана Затворника (см. выше), мы говорили о такой его существенной особенности, как приготовление к внутрь пребыванию и предочищению сердца  через напряжение всех составов тела и души (ума, разума, как волящей части души, телесных составов). То теперь мы можем говорить о том же самом, но уже на более высоком, символически осмысленном уровне.То есть совершаемое на проскомидии -- это символическое уготовление в словесную жертву составов души.

Кратко говоря, священник берет просфору для Агнца (который, располагаясь посередине, символизирует середину груди, престол, на котором будет совершаться словесная и евхаристическая жертва) и отсекает от нее все лишнее. Лишнее -- это тело греха, страсти и привычки, которые являются как бы нашей второй природой, телом, (хотя бы) воспоминание о котором нужно отсечь на время совершения словесной и евхаристической жертвы. Агнец обрезается со всех сторон (с произнесением соответствующих символически-значимых слов), так как средостение греха отделяет престол от всех составов души и тела, нарушая первозданное единство души. Престол, чтобы на нем совершалось приношение, должен быть предочищен.

Затем полагает Агнца на середину дискоса и вынимает частицы из других просфор. Заметим, что если в первом случае Агнец вырезается из просфоры, то из других просфор, наоборот, вырезаются частицы. Другие составы души нельзя предочистить предварительным деланием, они очищаются кровью Самого Агнца во время евхаристического и словесного богослужения. Из них берется только небольшая пригодная для приношения часть. Согласие воли от разумной части души и часть богородичной просфоры согласно сказанному когда-то от имени всего человечества: "Да будет Мне по слову твоему". Частицы из девятичинной просфоры во знаменование намерения иметь одну участь со святыми и единство веры с ними. Частицы за живых и усопших во знаменование (для словесной литургии) ума как живого свидетеля совершающегося таинства.

Возвращаясь к исходному вопросу и говоря совсем кратко, да, мы, как бы, отделяем (связанные греховными узами) ум, разум и телесные составы друг от друга, приготовляем их к смерти (для греха). Так как Христос если не умер, то и не воскрес. Так и душа не воскреснет, если сначала не умрет

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Внутрь-пребывание
« Ответ #74 : 08 Июль 2011, 17:23:07 »

Похвала -- это запрещенный прием, что-то вроде удара ниже пояса:-). Верная примета, если похвалили, за дело, а тем более, ни за что, то жди неприятностей