Родион, я не об этом. Да, Вы, думаю, это понимаете. Если бы все было так просто, то и Форума не было бы, и мы бы все Святыми тут были. Или мы сами все усложняем, но и тогда надо знать, как все упростить. Только, пожалуйста, не надо цитат из Писания. Ибо и они все связаны с контекстом, но их вырывают и применяют направо и налево. Вот только надо ли так?
На самом деле форум, и много еще чего в жизни, и нужно для того, чтобы понять - что все просто весьма. И сложно лишь это понять, А вот уже когда понимание приходить начинает, сложности помалу упразняются.
Простите, что вмешиваюсь в Ваш диалог. Но Родион приводит евангельскую цитату как убедительное доказательство. А мне неясно, что каждый из нас понимает под этими словами Господа. Так ли все просто для нас в Его словах?
Иисус говорит: "
Толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе".
Потому что, как пишет в своем толковании Зигабен:
Филипп хотел видеть Бога Отца чувственными глазами, потому, может быть, что он слышал, что Бог многим пророкам являлся часто в человеческом образе. При этом он прибавил: и довлеет нам, так как Самого Сына он уже видел и знал. А Иисус Христос показывает Филиппу, что и Самого Сына он не видел и не узнал, в Его Божественной природе. Он говорит: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе, потому что Божественная природа невидима и непознаваема (видевый Мене виде Отца, а не могущий видеть Меня, не может видеть и Бога Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца, когда ты не видишь и не знаешь Меня, хотя и думаешь, что ты видел и узнал Меня?).
Как могли апостолы увидеть и узнать Сына в Его истинной природе? Только очами духовными могли они сделать это.
Что же им нужно было увидеть? Полагаю, вот что:
Иисус говорит Фоме: "
Аз есмь путь и истина и живот, Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною."
Где этот Путь и Истина и Жизнь? Он в глубине нашего сокровенного сердца, где Отец рождает своего Сына, в простом чистом осознавании "Аз Есмь". В этом "Аз есмь" через восстановленную Христом нашу общую природу мы становимся Христовыми и именно через "Аз есмь", Христом и во Христе открывается нам истинная Дверь ко Отцу.
"
аще Мя бысте знали, как должно, кто Я по существу Своему, и Отца Моего знали бысте (убо)." Воистину узнать Христа в "Аз Есмь" – значит, знать и Отца.
"И отселе познасте Его, И видесте Его". Именно в этом центре, где в "Аз Есмь" рождается Сын из недр Отчих, возможно богопознание и боговидение, то есть познание и видение нетварных энергий Божиих. Именно в этом центре как Господь говорит:
"Аз во Отце, и Отец во Мне есть"."Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела." А здесь Зигабен комментирует так:
Бог Отец и Бог Сын имеют одно и то же могущество и волю. Итак, Отец говорит через Сына, как через Свое Слово, а творит через Сына, как через Свою силу. Слова — во Мне пребываяй — значат то же, что — неотделимый от Меня или — во Мне отобразившийся.
Всё, о чем поведал нам этими словами Господь – это описание нашей самой глубинной антропологии, нашей самой-самой сущности.
Несомненно, узок путь к Сыну и через Него – ко Отцу. Но я убежден, что любая мистическая традиция, верно понимающая и принимающая такое наше глубинное описание (при всем различии терминов и подходов), способна вести к усыновлению и богообщению. Потому что, несмотря на различия и непонимания, но все кто так идет к Отцу, идет истинным и живым Путем и Дверью.