Если уж речь зашла о философских категориях, то Ум -- это способность, а внимание -- деятельность, энергия ума (это топос всей греческой философии, и, как следствие, греческой патристики). То есть деятельность ума состоит в том, что он постоянно направлен на что-нибудь вниманием. Разум -- это волящая часть души. Волевой акт в том виде, как он описан еще у Аристотеля (а затем, например, у МИ), это сложный процесс, происходящий также при участии ума и состоящий из множества стадий
Антропология падшего человека, действительно, двухсубъектна (не путать с христологией, которая может быть только моносубъектной). В нем действуют два субъекта, две души, два тела, одно -- это собственно человек, а другое -- т. н. "тело греха", то есть действующие в нас страсти, которые выступают в некоторых аспектах как единый волящий, обладающий умом и телом субъект, а в других аспектах -- как множество субъектов, демонических сил. То есть можно также сказать, что антропология падшего человека многосубъектна
Об антропологии человека во Христе, наверно, также можно сказать, что она моносубъектна, но в особом смысле, в котором и Бог тоже один Субъект, обладающий единым действием, но в трех Лицах и трех способах единого действия (относительно творения)
Видение прор. Иезекииля по толкованию Макария Великого -- это таинственное видение умной души, в которой восседает Христос, единого субъекта, но во множестве лиц, соответствующих душевным способностям
Если переходить от богословско-философского языка на более простой для восприятия, то действие и восседание Божие в душе напоминает образ Его действия относительно всего творения. Бог присутствует во всем творении Своими логосами, но особые веления Своего Промысла относительно творения рассылает через ангелов. Ангелы -- это тоже субъекты, но все вместе выполняют единую волю, так что единое действие Божие выполняется во множестве лиц, различных субъектов. Так и душевные способности. Христос в них, как Творец, присутствует Своими логосами, а как Промыслитель рассылает Свои повеления с неба нашей души, на котором Он обитает, через ангелов, поэтому способности человека тогда в едином действии действуют как различные субъекты (описанные как лица ангелов в видении прор. Иезекииля). Поэтому говорится в Писании: "Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть [в себе] небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому". Это говорится об "истинных израильтянах, не имущих в себе лукавства", святых, которые могут сказать о себе подобно ап. Павлу: "Не я живу, но живет во мне Христос". Опять же, если говорить об антропологии, то здесь она моносубъектна, но в особом смысле, не в смысле растворения одной личности в другой, а в смысле согласия и единого действия при различном способе действия участвующих субъектов