“Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло” (Матф.6:22).
Я бы так прокомментировал это место применительно к теме разговора и вообще к умному деланию. Более полный отрывок выглядит так:
33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно
35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
36 Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием
Свечой, светильником и оком души здесь называется ум. "Зажегши свечу" означает, что ум (перед началом этого делания) должен быть просвещен Светом Христовым. В параллельных к этому месту Евангелиях говорится:
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин 1:5, 9:5; 1Ин 1:5
5 Доколе Я в мире, Я свет миру. Ис 42:6; Ин 1:5, 8:12
6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, Ин 11:37
7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим
Чтобы иметь Свет жизни, надо последовать за Христом. Христос отверзает очи слепорожденному уму, и он тогда, как зажженная свеча, освещает внутренняя человека и в этом свете все в нем становится видимым. Но куда поставить эту свечу, то есть где установиться уму своим вниманием?
33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет
В параллельных местах:
16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет
14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме
"Под сосудом" и ниже имеются ввиду, по моему мнению, нижняя часть сердца, ниже левого соска, и еще ниже, область чрева. Туда не следует устанавливаться вниманием согласно некоторым отцам. А "подсвечником" и "градом, на верху горы стоящим" именуется верхняя часть сердца выше левого соска. Туда устанавливается вниманием просвещенный Христовым Светом ум и тогда "будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием". Тогда (из параллельных мест) "нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы". Тогда в этом свете видны и все помыслы, прилоги и разжжения, которые приближаются к сердцу и ко всем составам души и тела. Об этом, как я думаю, пишет и Лествичник в (Леств. 27):
22. Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это; и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды.