Исихазм

Автор Тема: Учение святых отцов Восточной Церкви о страстях  (Прочитано 11851 раз)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

С точки зрения  УД более интересны, на мой взгляд, средневековая антропология с одной стороны и научные парадигмы уже Новейшего Времени, которые пересекаются и друг друга дополняют.
это Вы о чем..? в какой части пересекаются и  дополняют друг друга.?

понятие наблюдателя в современной физике, но мы, наверно, уйдем далеко от заявленной темы

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: Alexander
Локализация греха в конкретном месте (и выход его из него)...

В конкретном месте - это локализация страсти.

Локализация греха - в  уме.

Грех - это всегда соучастие ума, сосложение его со страстным устремлением души.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Способ, каким избавляемся от страсти - он не нейтрален к делу спасения. Способы "технического", местного очищения от страсти не всегда полезны.

В основе христианского пути - исповедание грехов в личном  обращении к Богу (через предъявление и осознание конкретных жизненных ситуаций).

Если идем путем специального внутрителесного тренинга - можем стать бесстрастными по образцу восточных очищающих практик, не приблизившись через это к Богу. имхо.   

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

    для сравнения можно привести позицию  о том что есть силы духа, души и где они расположены, озвученную И.Брянчаниновым:
 

Пока тут народ занят внутрь-пребыванием (в основном, в чужих недостатках), я, пользуясь случаем, возобновил для себя в памяти "Аскетические опыты" Брянчанинова, которые читал когда-то много лет назад. Слов нет, написано замечательно, и у него есть, наверно, почти все, что нужно желающему постепенно перейти от стадии к новоначального к стадии просвещения (Светом Божиим) и немного еще продвинуться дальше на пути к полному очищению сердца, то есть к стадии совершенства. Очень много и все очень по делу из (нужных для этого) отцов. Америки, конечно, я этим не открыл. Понятно, что Брянчанинов в этом смысле, если так можно выразиться, на голову выше своих современников, включая сюда и свт. Феофана.

Основная линия его аскетики, как я уже сказал, понятна. Это стяжание Света (вслед за преп. Серафимом, которого он обильно цитирует). Свет этот он описывает достаточно подробно, так что ошибиться невозможно. Ясно, прямым текстом (хоть и кратко), описывает словесную литургию в верхней части сердца. Затем линия его рассуждения (выраженная неявно), как мне кажется, лежит в области того, что этот Свет через участие подвижника в этой литургии в словесной части сердца гармонизирует, приводит к единству и исцеляет раздробленные страстями отделы сердца, лежащие ниже, то есть аффективную и пожелательную части души. Эта мысль близка и мне. Именно такова должна быть, по моему мнению, умная молитва "в ее зрелом виде", после этапа просвещения сердца и на пути к основательному, если не полному, его очищению

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Пока тут народ занят внутрь-пребыванием
Ну уж нет, так не пойдёт. :-)
 Напишите уже хоть одно "глупое" сообщение - какое-нибудь: со смайлами, с обилием восклицательных знаков, с юмором; скажите, что по-любви пишите свои посты здесь - чтобы мы успокоились, что это не спам-рассылка со святоотеческими наставлениями, но человек, способный совершить глупость, не боящийся перешагнуть правильный образ, говорящий в простоте. :evil:

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Пока тут народ занят внутрь-пребыванием
Ну уж нет, так не пойдёт. :-)
 Напишите уже хоть одно "глупое" сообщение - какое-нибудь: со смайлами, с обилием восклицательных знаков, с юмором; скажите, что по-любви пишите свои посты здесь - чтобы мы успокоились, что это не спам-рассылка со святоотеческими наставлениями, но человек, способный совершить глупость, не боящийся перешагнуть правильный образ, говорящий в простоте. :evil:

:-):-):-)!!! -- так пойдет?

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Пока тут народ занят внутрь-пребыванием
Ну уж нет, так не пойдёт. :-)
 Напишите уже хоть одно "глупое" сообщение - какое-нибудь: со смайлами, с обилием восклицательных знаков, с юмором; скажите, что по-любви пишите свои посты здесь - чтобы мы успокоились, что это не спам-рассылка со святоотеческими наставлениями, но человек, способный совершить глупость, не боящийся перешагнуть правильный образ, говорящий в простоте. :evil:
:-):-):-)!!! -- так пойдет?
Пойдёт! Хорошо бы и братия утешилась. А то с отгородками и самое мудрое слово не хочет на сердце ложиться. Ну, теперь простите за глупость. :-)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Меня простите. А по поводу утешения братии (в таких темах, где обсуждаются личные качества собеседников) -- это всегда дилемма. Кого-то твое слово, может, и утешит, а других, возможно, только озлобит и ожесточит, так что сам окажешься невольным виновником этого ожесточения. А так как в сети присутствуют всегда и те, и другие категории слушателей, то лучшим утешением в таких случаях, как правило, бывает молчание. А к тому же, в особенности для независимых и не предвзятых слушателей, -- внимательное наблюдение за происходящим со стороны. Как всякий сеанс с (само) разоблачением, это всегда бывает немного противно наблюдать, но зато полезно. С точки зрения того, кто каких воззрений придерживается, какие чувства ими владеют и даже какого типа аскетикой они занимаются (если занимаются вообще). Ведь разоблачать кого-нибудь другого невозможно, не разоблачая при этом самого себя. Я же там в самом начале написал, что тема (для сторонних наблюдателей) полезная, и ее нужно обязательно продолжать, но участвовать в ней не обещался, так как есть и более интересные вещи, которыми можно было бы заняться. Но это все здесь (как впрочем, и в той теме) злостный оффтопик

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Христа между нами нет, от того и оффтопик
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

Георгий

  • Сообщений: 134
    • Просмотр профиля

А так как в сети присутствуют всегда и те, и другие категории слушателей...

И меня тоже простите, но много лишних слов в оправдание :)
Вы правильно заметили, что в сети присутствуют некие категории вещателей и слушателей. Например, есть сторонники свт. Игнатия Брянчанинова, а есть сторонники свят. Феофана Затворника. А есть и те, которые равно воспринимают и того и другого святого, понимая что все мы в смертных наших телах без недостатков.
А не заметили ли Вы, что сторонники свт. Игнатия и недолюбливатели свт. Феофана, в основном, являются критиканами Церкви, одобряют расколы и сами уходят туда, бывает, что напоказ выставляют свои знания, духовность, и духовную практику?
Если заметили, то подскажите почему это так?
А если нет, то и суда нет :)
Хотя, скорее всего Вы не снизойдете до меня с ответом :)
Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

информация о телесной локализации  св.отцами  центров страстных сил, крайне скудна, по крайней я ей обладаю именно в таком объеме,  если кто избыточествует знаниями и сведениями о св.отеческих источниках по этому вопросу, или у кого есть мысли, осознания  по каким-то практическим нюансам,  способные осветить эти моменты в   новом ракурсе - поделитесь..

буду искренне признателен,  поскольку у меня есть желание разобраться в этом вопросе..

но если ничего такого нет, то давайте  оставим здесь возможность высказаться людям   имеющим что сказать по сути дела ..

Георгий

  • Сообщений: 134
    • Просмотр профиля

информация о телесной локализации  св.отцами  центров страстных сил, крайне скудна, по крайней я ей обладаю именно в таком объеме,  если кто избыточествует знаниями и сведениями о св.отеческих источниках по этому вопросу, или у кого есть мысли///

Мне кажется, что по этому вопросу Вам лучше будет обратиться к буддистам и к йогам :)
Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

ну да к йогам, вот один из "православных йогов" свят.  Г.Палама  писал  в частности следующее – "Поэтому мы, противостоя "закону греха" (Рим. 8, 2), изгоняем  его из тела, вселяем ум управителем в телесный дом и устанавливаем с его помощью должный закон для каждой способности души и для каждого телесного органа: чувствам велим, что и насколько им воспринимать, действие этого закона называется "воздержанием"; страстной части души придаем наилучшее состояние, которое носит имя "любовь"; рассуждающую способность души мы тоже совершенствуем, выгоняя все, что мешает мысли стремиться к Богу, и этот раздел умного закона именуем "трезвением""  ( Триады I.2.2  )

а в качестве рекомендаций по претворению в жизнь такого момента как "вселение ума в телесный дом" рекомендовал  сосредотачиваться ни где нибудь а аж на пупе (!!!)  -  "монаху, который старается возвратить свой ум вовнутрь себя и хочет, чтобы он двигался не прямым, а круговым и неблуждающим движением, не пригодится привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или пупке?  Свертываясь внешне по мере возможности как бы в круг, то есть уподобляясь желаемому внутреннему движению ума, он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца. А потом, если сила мысленного зверя пуповине живота, потому что здесь закон греха имеет свою власть и питает зверя, то почему нам не утвердить тут противоборствующий ему закон вооруженного молитвой ума" (  Триады I.2.8  )  (тут кстати по этому поводу целая  тема есть)

и это при  том,  что  Палама был убежденным "сердцецентристом" и указывал что при исихастской практике надо "вселять ум" не просто в тело, а в "внутреннейшее тело тела", то есть в сердце,  "обязательно нужно возвращать и заключать ум в тело, и особенно в то внутреннейшее тело тела, которое мы называем сердцем" (  Триады I.2.3  )

вот такая вот йога получается..

Георгий

  • Сообщений: 134
    • Просмотр профиля

Ну, вот. И достаточно того, что говорит свт. Григорий. И другие отцы, разбирая эти вопросы, об этом же говорят.
Но вот другой вопрос: смогут ли буддисты и йоги, используя эти рекомендации, стяжать, увидеть истинный Свет - благодать Духа?
Или еще для этого что-то надо?
А ведь учение и практика-то у них по локализации сил души, по борьбе со страстями и по успокоению ума, пожалуй, побогаче будет :)
Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим!

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Спасибо.
Ты меня озадачил Паламой. Это оказывается его практику удалил Феофан затворник при переводе "Добротолюбия". Во всяком случае, я знал, что было что-то подобное, но не мог найти, а в подлиннике читать не умею. Дай ссылку, что бы не лопатить самому!?
Про центры и их "включения" при концентрации, или при молитве, с поклонами "активизации" центров тех или иных достаточно встречал. Но не было четкой математики, и систематизации. Каждый аскет, добившийся чего то учил своему.Одну книгу мне дал старенький батюшка, очень мне запомнился тот  день.
Я запомнил еще одного иеромонаха, который сейчас наверняка уже и не иеромонах, хочу сказать его слова о том, что специфика восприятия через тело, сквозь тело специфична не для каждого, и подходит не каждому. Это своего рода личный язык описания, личный язык восприятия. Не нужен он каждому.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?