Но есть для наших страстей куда более высокое, вышеестественное устроение. Что же это?
Могу только (по неначитанности в с.о.) привести пример из дальневосточного )))
Уверен, что с.о. наверняка писали о полном преображении страстей, пусть в иной системе...
Интересное описание дальневосточного опыта!
Но мне вот недавно встретилось "ближневосточное", простое и ясное описание:
"Из добродетелей одни суть деятельныя, другия естественныя, третьи божественныя, кои от Духа Святаго. Деятельныя суть дело благаго произволения, естественныя происходят от сложения, божественныя – от благодати.
...естественныя добродетели очищаются деятельными (добрые прирожденные нравы и черты темперамента – добрыми делами по заповедям), божественныя же и вышеестественныя даруются благодатию Святаго Духа." Преподобный Григорий Синаит
Как я понимаю эти слова, вышеестественными добродетелями являются те же самые естественные добродетели, но преображенные благодатью Святаго Духа.
Это преображение происходит происходит таким образом: естественные добродетели (которые называются еще естественными страстями), то есть разумные, аффективно-раздражительные, пожелательные и жизненные силы души становятся благодатию Духа бездействующими, и на их место заступают подаваемые Духом вышеестественные добродетели, соответственно, рассудительность, мужество, целомудрие и справедливость. Такова аретология (то есть учение о добродетелях) у МИ (и многих других отцов с незначительными вариациями, у МИ, конечно, развитое наиболее последовательно). Это деятельные добродетели. Они вместе с созерцательными перечислены (но в несколько иной терминологии) уже в Ис. 11, 2:
"и почиет на нем дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия"
Все по отцам происходит в такой последовательности. Сначала видимое стяжание Духа в сердце. Затем полное прекращение Его действием всех страстных движений (естественных страстей). Затем на их место заступают (подаются от Духа) перечисленные выше вышеестественные добродетели. Это и называется преображением естественных страстей.
Практика, описываемая выше, со сосредоточением внимания на животе, принципиально отлична от святоотеческой. В ней нет стадии полного прекращения действия естественных страстей (не говоря уже о том, что ничего не говорится о видимом стяжании Духа в сердце как предшествующей стадии). Наоборот, действующие в человеке естественные страсти (и даже, может, еще и противоестственные) непосредственное преобразуются (сублимируются) в некие состояния, которые могут быть, таким образом, только псевдоблагодатными, то есть прелестными. Такая практика, возможно, принята на востоке (кундалини там и проч.), но в христианстве она (вполне справедливо) считается сектантской, прелестной, так как существовала, в тех или иных формах, в различных сектах и в Византии, и в России