"Но, к сожалению многие этого не понимают, и жаждут, что бы старцы им рассказали о неком мистицизме в молитве, о том, как достигнуть самодвижущей молитвы, молитвы видящей, тем самым не пройдя первые ступени."
Это Игорю, да?
И не только ему
Излагается ведь общий принцип.
Рано или поздно, с первого этапа (согласно "Ступеням") человек переходит на второй. И уже на втором этапе, если этот переход произошел на самом деле, а не придуман, проблем с так называемым мистицизмом в молитве (т.е. с набором необычных переживаний) - по самые уши. Да эти проблемы уже на первом этапе у некоторых вылезают. Кто этого не знает, тот или не молится сам, или лукавит. И, конечно, не знает святоотеческого наследия. Как и не знает огромного отеческого наследия в виде житий, в которых мистические переживания - общее место.
На втором этапе молитвы человек входит во внутреннее пространство (своей души). Он становится как бы странником. И вот представьте (обращаюсь к образному изложению), что странник вышел из дома, прошел натоптанной дорогой полем, вошел в лес, дорога начинает сужаться и петлять, уже где-то воют волки - и вот первое упавшее дерево. На него натыкается странник - а он слеп или полуслеп - и не знает, что делать: обойти, боясь свернуть с дороги, перелезть, боясь порвать штаны, или ничего не делать. И вопрошает громким гласом, а в ответ уме со старческих небес - иди вперед, дерево перед тобой - бред и прелесть, ведь его - по проекту - не должно быть на дороге. Странник делает шаг - и разбивает лоб... И глас с небес: раз разбиваешь лоб, не смирен еще! Вот так многие странники и топчутся перед первыми упавшими деревьями по дороге на сердечную гору. Топчутся и дальше не идут. И утешают себя тем, что смиренно топтаться у первого упавшего дерева семь лет надо, пока дерево не сгниет. А сколько впереди еще таких дерев... и рек без переправ, и пропастей, и пустынь, и болот, и опасностей встретится, пока дойдешь до третьей ступени молитвы.
Так что, Игорь, смирись, стой у дерева, на которое налетел, и жди, пока оно не сгниет милостью Божией и за молитвы горных старцев, чей глас слышал с небес. Это сценарий Киновита. Либо прояви чуток мужества, обойди или перелезь через дерево, как это все нормальные странники (из житий) делают, пусть страшно и штаны порвешь, - и иди дальше, получив "мистический" опыт.
И, конечно, уже на втором этапе иногда приоткрывается сердечный свет - с вершины горы. И появляются переживания, связанные со встречей этого света. Так бывает со всяким, кто идет в правильном направлении. Не говорю про тех, кто идет в другую сторону или топчется у первой же преграды, боясь ее.