Исихазм

Автор Тема: Ступени молитвы  (Прочитано 52762 раз)

beibut

  • Гость
Re: Ступени молитвы
« Ответ #30 : 05 Ноябрь 2011, 17:56:20 »
как в случае с о.Софронием.  Слишком много архимандрит сей думает и рассуждает.

вопрос у меня есть духовные беседы отца Софрония. стоит ли их слушать  или нет? если нет то очень подробно напишите почему
вроде книжка Силуан нормальная

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #31 : 05 Ноябрь 2011, 18:06:43 »
Аудиобеседы с о.Софронием разрешены к прослушиванию. Пусть Вас внутриафонские несостыковки не  волнуют. А книжка "Старец Силуан" не нормальная, она - и это редкость - очень хорошая!

beibut

  • Гость
Re: Ступени молитвы
« Ответ #32 : 05 Ноябрь 2011, 18:10:21 »
спасибо Александр что просветили значит о.Софроний не в прелести как некоторые говорят

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #33 : 05 Ноябрь 2011, 18:47:35 »
На неординарных людей всегда наезжают - и в церкви в том числе. Арх.Софрония еще и потому пытаются скомпрометировать, что он напомнил миру - как ученик прп.Силуана и его последователь - одну из самых важных заповедей христианства - любовь к врагам. Без этой любви нет и христианства. Дело в том, что очень многие - и даже признанные учителя - про любовь к врагам как бы и забыли. А некоторые в церкви пытаются заповедь любви к врагам изъять, проводя скрытую ревизию Евангельского учения и превращая православие в родовую религию. Таковые о.Софрония очень не любят. Напомню заповедь Господа, которую так легко забывают и так искусно извращают:

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #34 : 05 Ноябрь 2011, 20:40:24 »
Верно ли я понял ступени молитвы?

1-ступень

Но знай, что молитва уст, по учению божественного отца Григория Нисского, великого философа и брата великого Василия, есть самая дальняя граница молитвы, или, лучше сказать, чтобы вы лучше поняли, она – самая нижняя планка (ступенька) лестницы молитвы. Ты знаешь, что, начиная подниматься по лестнице, ты ставишь ногу на самую нижнюю ступеньку. А сколько тебе еще предстоит подниматься вверх!
Когда мы молимся языком и устами, мы стоим на самой нижней ступени молитвы. Нам надо переходить в нашей молитве от языка и уст к уму, потому что у души нашей есть две владычествующие части, как показывает это святой Иоанн Дамаскин в «Догматике», – ум и сердце.

2-ступень

Итак, хочу сказать вам одну вещь. Когда мы молимся устами, мы стоим в начале молитвы. А если я произношу устами молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!», или «Отче наш», «Богородице Дево» или любую другую молитву и к тому же понимаю ее умом, тогда она уже не называется устной молитвой, а переходит на другую ступень, а именно – на ступень молитвы ума.

3-ступень

А если эту молитву, которую я произношу устами и понимаю умом, я доведу до чувства сердца – чтобы я чувствовал ее и сердцем тоже, – то она становится тогда молитвой сердца – это другая ступень, более высокая.

Когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем, она становится сферической, круглой в движении души нашей. Эта молитва намного совершеннее, и она называется молитвой сердца.

Но вы меня спросите: а молитва сердца самая высокая? Нет! Есть молитвы еще выше, чем молитва сердца. Однако молитвы сердца, говорит святой Исаак Сирин, едва достигает один из десятков тысяч. А молитвы, которая выше молитвы сердца, едва достигает один из рода в род[3] – так высока молитва, которая следует за молитвой сердца. И каковы же ступени, стоящие выше молитвы сердца?

4-ступень

Первой является молитва самодвижущаяся. Почему она называется так? Когда укрепилась молитва в сердце, то есть «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!», с какого-то времени сердце молится без того, чтобы язык произносил слова. Это то, о чем говорится в Песни песней, в Библии: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн. 5: 2). Знаешь, какова тогда наша молитва? Как если бы ты остановил часы, а они потом продолжали бы идти сами.

Сердце достигшего самодвижущейся молитвы человека, где бы он ни был, молится постоянно. Если он в самолете, если он в поезде, если на фабрике, если на вокзале, если в пути, если спит – сердце его молится непрестанно. Когда эта молитва становится самодвижущейся, вся жизнь человека является молитвой. Что бы он ни делал на земле, он все время молится.

5-ступень

Есть еще и другая ступень, более высокая, чем эта, – молитва видящая. Какова она? Ты видел святого Антония Великого? Оттуда, с горы Фиваидской, где он пребывал в Египте, он устремлялся умом к святому Аммонию – другому великому исихасту. Тот ушел из жизни, и душу его ангелы несли на небо. И святой Антоний начал бить поклоны. И спросили его монахи: «Отче, почему ты кланяешься?» А он ответил: «Брат наш Аммоний, великий столп небесный и земной, отходит на небеса, и я поклонился его душе»[5].

Итак, этой меры достигает человек, который имеет молитву самовидящую. Знает мысли всех присутствующих. Видит злых духов, видит ангелов и всех, кто заботится о спасении нашем здесь.

6-ступень

Но есть и другая ступень молитвы, более высокая, шестая, – молитва в экстазе, или в восхищении. Ею человек во время молитвы бывает похищен умом на небо, лицо его делается подобным огню, а руки и пальцы – словно пылающие факелы, и он уже не на земле находится умом, а на небе.

7-ступень

И последняя молитва, более высокая, чем молитва в восхищении, – это молитва духовная. Она седьмая. Молитва духовнаяи молитвой-то не называется. Она, согласно святым отцам, называется духовным вИдением и Царством Небесным. Так же говорит и святой Исаак Сирин[6].

Итак, молитва духовная выше пределов молитвы. Она есть одно естество с Богом. Это то, что видел великий апостол Павел: «Знаю человека, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба и слышал там слова, которые человеку невозможно выразить. В теле или вне тела, не знаю. Бог знает!» (ср.: 2 Кор. 12: 2–4).
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #35 : 05 Ноябрь 2011, 23:13:09 »
Я вот чё хотел...по ходу пьесы :-)...а есть ли сейчас на Афоне...монахи странники...нет не те таинственные невидимые странники, в которых я искренне верю...а просто монахи без келий...которые ходят по Афону из монастыря в монастырь и никто о них ничего не знает...даже имена...
Ну я читал раньше такие были...
Хм...так романтично :-)...хочется к ним присоединиться :-)...Мда...
Опять я отвлёкся :-)...простите :-)...

Есть.
И ходят из монастыря в монастырь.
И с такими встречались.
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #36 : 05 Ноябрь 2011, 23:14:44 »

Игорь ,что Вы скажете о словах старца Клеопы , о ступенях.
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #37 : 05 Ноябрь 2011, 23:38:27 »
Прп. Симеон Новый Богослов подробно пишет в одном из своих слов, что постоянная молитва - это не повторяющиеся слова, а безвидная память Божия. В этом старец идет вразрез с богословом

Navigator

  • Сообщений: 182
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #38 : 06 Ноябрь 2011, 05:36:32 »
Верно ли я понял ступени молитвы?

1-ступень

Но знай, что молитва уст, по учению божественного отца Григория Нисского, великого философа и брата великого Василия, есть самая дальняя граница молитвы, или, лучше сказать, чтобы вы лучше поняли, она – самая нижняя планка (ступенька) лестницы молитвы. Ты знаешь, что, начиная подниматься по лестнице, ты ставишь ногу на самую нижнюю ступеньку. А сколько тебе еще предстоит подниматься вверх!
Когда мы молимся языком и устами, мы стоим на самой нижней ступени молитвы. Нам надо переходить в нашей молитве от языка и уст к уму, потому что у души нашей есть две владычествующие части, как показывает это святой Иоанн Дамаскин в «Догматике», – ум и сердце.

2-ступень

Итак, хочу сказать вам одну вещь. Когда мы молимся устами, мы стоим в начале молитвы. А если я произношу устами молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!», или «Отче наш», «Богородице Дево» или любую другую молитву и к тому же понимаю ее умом, тогда она уже не называется устной молитвой, а переходит на другую ступень, а именно – на ступень молитвы ума.

3-ступень

А если эту молитву, которую я произношу устами и понимаю умом, я доведу до чувства сердца – чтобы я чувствовал ее и сердцем тоже, – то она становится тогда молитвой сердца – это другая ступень, более высокая.

Когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем, она становится сферической, круглой в движении души нашей. Эта молитва намного совершеннее, и она называется молитвой сердца.

Но вы меня спросите: а молитва сердца самая высокая? Нет! Есть молитвы еще выше, чем молитва сердца. Однако молитвы сердца, говорит святой Исаак Сирин, едва достигает один из десятков тысяч. А молитвы, которая выше молитвы сердца, едва достигает один из рода в род[3] – так высока молитва, которая следует за молитвой сердца. И каковы же ступени, стоящие выше молитвы сердца?

4-ступень

Первой является молитва самодвижущаяся. Почему она называется так? Когда укрепилась молитва в сердце, то есть «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!», с какого-то времени сердце молится без того, чтобы язык произносил слова. Это то, о чем говорится в Песни песней, в Библии: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн. 5: 2). Знаешь, какова тогда наша молитва? Как если бы ты остановил часы, а они потом продолжали бы идти сами.

Сердце достигшего самодвижущейся молитвы человека, где бы он ни был, молится постоянно. Если он в самолете, если он в поезде, если на фабрике, если на вокзале, если в пути, если спит – сердце его молится непрестанно. Когда эта молитва становится самодвижущейся, вся жизнь человека является молитвой. Что бы он ни делал на земле, он все время молится.

5-ступень

Есть еще и другая ступень, более высокая, чем эта, – молитва видящая. Какова она? Ты видел святого Антония Великого? Оттуда, с горы Фиваидской, где он пребывал в Египте, он устремлялся умом к святому Аммонию – другому великому исихасту. Тот ушел из жизни, и душу его ангелы несли на небо. И святой Антоний начал бить поклоны. И спросили его монахи: «Отче, почему ты кланяешься?» А он ответил: «Брат наш Аммоний, великий столп небесный и земной, отходит на небеса, и я поклонился его душе»[5].

Итак, этой меры достигает человек, который имеет молитву самовидящую. Знает мысли всех присутствующих. Видит злых духов, видит ангелов и всех, кто заботится о спасении нашем здесь.

6-ступень

Но есть и другая ступень молитвы, более высокая, шестая, – молитва в экстазе, или в восхищении. Ею человек во время молитвы бывает похищен умом на небо, лицо его делается подобным огню, а руки и пальцы – словно пылающие факелы, и он уже не на земле находится умом, а на небе.

7-ступень

И последняя молитва, более высокая, чем молитва в восхищении, – это молитва духовная. Она седьмая. Молитва духовнаяи молитвой-то не называется. Она, согласно святым отцам, называется духовным вИдением и Царством Небесным. Так же говорит и святой Исаак Сирин[6].

Итак, молитва духовная выше пределов молитвы. Она есть одно естество с Богом. Это то, что видел великий апостол Павел: «Знаю человека, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба и слышал там слова, которые человеку невозможно выразить. В теле или вне тела, не знаю. Бог знает!» (ср.: 2 Кор. 12: 2–4).

Вы самого главного не увидели в тексте арх. Клеопы. Условия по которым двигаются по лестнице молитвы. " Но знайте, что ум сходя в сердце проходит через два мытарства или препятствия. Первое мыторство воображения. представления, второе мытарство рассудка, стоящее у ворот сердца. мудрый человек в мговение времени проходит их......Ибо диавол называемый богословом мрака и философом ада. имеет целью задать уму нашему пищи для богословствования! И он приведет тебе на молитве все Писания, если захочешь- ведь он древний богослов и знает его наизусть. ЛИШЬ БЫ ТЫ НЕ МОЛИЛСЯ! Он знает, что молитва пожигает его"  С горизонтали слов и цитат,  надо уйти на вертикаль практического умения быть в МОНО.....тогда и по ступеням молитвы можно опытно шествовать, а не просто об этом рассуждать и некое воображать.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #39 : 06 Ноябрь 2011, 09:47:06 »
Вот я и хочу сказать, что афонские старцы не есть некий монолит. Из этого и так уже не монолита легко выпасть, как в случае с о.Софронием.  Слишком много архимандрит сей думает и рассуждает.

Говорю это к тому, чтобы как-то выделить (для себя) чистую линию современных афонских старцев. И вижу, что в этой линии преобладают простецы, не быстрые на слова... вообще, мало пишущие (после Иосифа Исихаста), замкнутые в некую неформальную общность типа тайного монашеского ордена. Похоже, что все, что не соответствует этой линии, воспринимается с подозрением и отторгается. Могу предположить, что смысл мирового хода современной истории видится исключительно в отрицательном ключе. Отсутствует миссионерский запал, нет желания проповеди молитвенного делания. Складывается ощущение пути внутрь горы, а не на гору. Или я не прав?

Еще до Афонских старцев существовал путь хинаяны и махаяны  :-) (это так, просто для понятия общего человеческего)... Упрощенно это выражается в пути личного спасения и в пути общественного служения. И тот и тот пути ведут к Богу. И без личного спасения нет общественного служения. Оно просто не реально и будет более фарсом. За исключением моментов когда общественное служение является (в нашем случае согласно промысла) частью пути личного спасения. ИМХО так смотреть - путь внутрь горы или на гору - вообще бессмысленно - потому как каждому даны свои таланты. И кому то путь общественного служения вообще не предусмотрен. А путь личного спасения надлежит каждому.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #40 : 06 Ноябрь 2011, 16:07:50 »

Это диалог.
Что бы не выписывать все - я сжал.
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #41 : 06 Ноябрь 2011, 18:11:41 »
Цитата: Kοινοβιάτης
Итак, молитва духовная выше пределов молитвы. Она есть одно естество с Богом. Это то, что видел великий апостол Павел: «Знаю человека, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба и слышал там слова, которые человеку невозможно выразить. В теле или вне тела, не знаю. Бог знает!» (ср.: 2 Кор. 12: 2–4).

Здесь интересно, что человек, удостоившийся такой высоты - не "уединенный-аскет-молитвенник", а человек, исполняющий деятельное общественное служение. Который всегда с людьми, который благовествовал. И в смысле полной очищенности у Павла были проблемы - действие ангела сатаны в его плоти, от которого он так и не  избавился.

Выходит, подъем на эту высоту может быть и не по  лестнице аскетического делания... Возможно и иначе.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #42 : 06 Ноябрь 2011, 19:35:32 »
Здесь интересно, что человек, удостоившийся такой высоты - не "уединенный-аскет-молитвенник", а человек, исполняющий деятельное общественное служение. Который всегда с людьми, который благовествовал. И в смысле полной очищенности у Павла были проблемы - действие ангела сатаны в его плоти, от которого он так и не  избавился.
Выходит, подъем на эту высоту может быть и не по  лестнице аскетического делания... Возможно и иначе.
Точнее будет сказать, что подъем по  лестнице аскетического делания на такую высоту возможен не только для "уединенных-аскетов-молитвенником", но и для исполняющих деятельное общественное служение в миру (помнится, Апостол еще и на жизнь сам себе зарабатывал - палатки шил)... и даже при их неполной очищенности... :-)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #43 : 06 Ноябрь 2011, 20:29:55 »
Здесь интересно, что человек, удостоившийся такой высоты - не "уединенный-аскет-молитвенник", а человек, исполняющий деятельное общественное служение. Который всегда с людьми, который благовествовал. И в смысле полной очищенности у Павла были проблемы - действие ангела сатаны в его плоти, от которого он так и не  избавился.

Вряд ли можно утверждать, что Павел был с людьми всегда. Можно лишь уверенно говорить, что он был с людьми регулярно. Но нельзя исключать и периодов уединения в его жизни.
Еще одно уточнение: мы можем лишь утверждать, что Павел не был избавлен от "ангела сатаны" на момент написания своего письма, известного как 2-е послание Коринфянам. Что было после - не знаем. Может, и был избавлен.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #44 : 06 Ноябрь 2011, 20:56:05 »
1-ступень

Но знай, что молитва уст, по учению божественного отца Григория Нисского, великого философа и брата великого Василия, есть самая дальняя граница молитвы, или, лучше сказать, чтобы вы лучше поняли, она – самая нижняя планка (ступенька) лестницы молитвы. Ты знаешь, что, начиная подниматься по лестнице, ты ставишь ногу на самую нижнюю ступеньку. А сколько тебе еще предстоит подниматься вверх!
Когда мы молимся языком и устами, мы стоим на самой нижней ступени молитвы. Нам надо переходить в нашей молитве от языка и уст к уму, потому что у души нашей есть две владычествующие части, как показывает это святой Иоанн Дамаскин в «Догматике», – ум и сердце.

Молитва устами. Первая ступень – начальная. Но не менее важная, так как не став на нее не можем идти дальше.
Старец Иосиф Ватопедский новоначальным советовал в слух непрестанно молится. Таким образом, говорил старец у новоначальних ум привыкает к молитве.
Старец Лука Филофейский говорил, что вначале обязательно нужно говорить в слух, что бы ухо слышало, то, что говорит язык.
Старец Клеопа говорит: «Итак, когда мы молимся устами, знай, что мы делаем хорошо, ибо так человек начинает учиться молиться… Мы произносим молитвы устами и так заучиваем их, как если бы мы были в первом классе.»
2-ступень
Итак, хочу сказать вам одну вещь. Когда мы молимся устами, мы стоим в начале молитвы. А если я произношу устами молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!», или «Отче наш», «Богородице Дево» или любую другую молитву и к тому же понимаю ее умом, тогда она уже не называется устной молитвой, а переходит на другую ступень, а именно – на ступень молитвы ума.
Молитва ума. Вторая ступень.
Когда мы молимся устами и понимаем то о чем мы молимся. То есть ум наш не отвлекается от молитвы а внимательно «слушает» то, что произносит язык. Не отвлекаясь.
Здесь многие отцы и старцы советуют новоначальным , внимать словам.
 Старец Лука Филофейский советовал, спрашивающему о молитве, (где держать ум), советовал держать ум в словах.
В словах так, как это вторая ступень. Ступень эта сложная и трудная. Ведь не просто приобрести «навык», и держать ум в словах молитвы. На этой ступени ум постоянно увлекается. Бывает иногда молясь ум витает в разных местах, или мечтаниях, воспоминниях.
3-ступень
…Когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем, она становится сферической, круглой в движении души нашей. Эта молитва намного совершеннее, и она называется молитвой сердца.

Когда, молясь устами, мы умом не отвлекаясь внимаем словам, то тем самым разогреваем наше сердце. И сердце наше чувствует то «о чем мы молимся».
Это можно сравнить, наверное, с какой ни будь книжкой. Мы можем читать, о чем то сердечном, душевном, если же внимательно читаем, то сердце наше «прочувствуется», если же читаем не внимая, то оно остается черствым.
Так и здесь.
Но, здесь важен еще один момент. Для того, что бы на молитве сердце наше чувствовало молитву – день нужно провести «свято». Ежели, в течении дня «предаваться» различным соблазнам и искушениям, не хранить свой язык, свое чрево, (сознательно согрешая), то встав на молитву очень сложно «разогреть» сердце наше к покаянию, и еще сложнее «чувствовать молитву».
Здесь страсти наши являются основной преградой к тому, что бы «сердце наше чувствовало» молитву.
Невозможно, предаваясь страстям, держать ум в словах молитвы, да и еще «разогревать «сердце» что бы «чувствовать» сердцем.
Поэтому и многие старцы, советуют, испрашивающим о молитве, держать ум в словах и искоренять страсти.
Третья молитва о которой говорит старец Клеопа, приводя слова  святого Исаака Сирина, что едва достигает один из десятков тысяч.
Почему?
Потому что сложно приучить ум, внимать словам молитвы, не отвлекаясь и еще сложнее искоренить страсти, что бы и наше сердце чувствовало молитву.

Последующие ступени не являются недосягаемые, к ним нужно идти. Но как в школе невозможно попасть в третий класс не пройдя первый и второй. И не только пройдя, а освоив и закрепив.
Поэтому и многие теперешние старцы многим, спрашивающим о Иисусовой молитве, говорят, о внимание на словах и очищение сердца. Так как вопрошающие не освоив и не закрепив начальные ступени, не могут идти дальше.
Но, к сожалению многие этого не понимают, и жаждут, что бы старцы им рассказали о неком мистицизме в молитве, о том, как достигнуть самодвижущей молитвы, молитвы видящей, тем самым не пройдя первые ступени.
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.