Исихазм

Автор Тема: Как проверить свой опыт на истинность?  (Прочитано 43776 раз)

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #60 : 12 Июль 2012, 20:59:18 »
Смысл в том, что так же как у Феофана Затворника, обстоятельства жизни становятся однообразными и незначительными, не роковыми.
Спасибо, всё понял.
Что-то слово "рок" не воспринял как есть, видимо уже забывать стал. :-)
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #61 : 17 Июль 2012, 23:46:12 »
Т.е. он предлагает рассматривать себя по отношению к своим страстям.
Может ещё есть советы о правильном рассмотрении своего устроения? Т.е., в общем, и рассмотрение плодов молитвы?

Этот совет Аввы использван старцем Василием Поляномерульским в его известных предисловиях для определения кому следует, а кому не следует творить ИМ. Конечно, он полезен и для тех кто проходит этап очищения. Но когда страсти умалились, то есть более тонкие советы.
У прп. Исаака есть такой:
***Меру сокровенного в тебе уразумеешь из различия мыслей твоих, говорю же о мыслях постоянных, а не случайно возбуждаемых и в один час проходящих. Нет никого, носящего на себе тело, кто пришел бы в свой дом, не отлучившись от двух, добрых или худых, изменений: и если он рачителен, то - от изменений маловажных, и при помощи естества (потому что отцы суть отцы рождаемых); а если он нерадив, то - от изменений высоких, и при помощи закваски оной благодати, бывшей в естестве нашем***
Я понимаю приблизительно так, что когда я возвращаюсь к уединенному молитвенному бдению (свой дом), то во мне происходят изменения. Исчезают суета дня и рассеяние ума. Мысли во время молитвы существенно различаются от мыслей в течение дня. Это говорит о том, что мера сокровенного во мне не велика.

Тамже (в слове 42) есть и другие советы::
***...сии указательные мановения отеческих словес положи пред собою, как некоторую цель, и к сближению с ними направляй течение своего делания***

Сии направления, к которым надо стремиться, можно кратко перефразировать приблизительно так:
1.   При встрече с людьми сокровенная МИ не рассеивается
2.   МИ сопровождается волнами радости, сердечного умиления и любви
3.   Ум не увлекается суетными мыслями и попечениями
4.   При переходе к бдению изменения в постоянных помышлениях не велики
5.   Бдение является привычным и желательным  деланием каждый день без пропусков.
6.   Ум не желает общения, но стремиться к молчаливому уединению
7.   Во время уединенного бдения чувства и воспоминания смолкают
8.    Сокровенная МИ и исполнение заповедей не прекращается во всякое время жизни   

Тема очень хорошая и важная и хочется приблизить ее к молитве словами прп. Исаака:

***человеку надлежит иметь тонкое сведение обо всем этом и знать приметы, чтобы при каждом сделанном шаге сознавать, куда достигла и какую страну начала попирать стопами своими душа его ...:
- Достаточно ли, по душевному свету, ведение к различению сего, или различает это во тьме, или совершенно лишено такой способности?
- Точно ли находишь, что помысл начал очищаться?
- Парение мыслей в уме проходит ли в час молитвы?
- Какая страсть смущает ум во время приближения к молитве?
- Ощущаешь ли в себе, что сила безмолвия приосенила душу кротостию, тишиною и миром, какой сверх обычая рождается обыкновенно в уме?
- Восхищается ли непрестанно ум без участия воли к понятиям о бесплотном, в объяснение чего не дозволено входить чувствам?
- Возгорается ли в тебе внезапно радость, ни с чем не сравнимым наслаждением своим заставляющая умолкнуть язык?
- Источается ли непрестанно из сердца некое удовольствие и влечет ли всецело ум? ...

Если же не начал ты усматривать в душе своей, брат, что все это некоторым образом избыточествует или оскудевает, то труды твои, и скорби, и все безмолвие твое - бесполезное утомление себя ***


Мне так видится, что молитва не только меняет нас, но и является индикатором истинности пути. По тому. как она начинается и как протекает можно понять истинность или ложность пути. Не может Господь оставить нас без попечения и держать в неведении, но сказать об истинности или ложности может через саму молитву во время уединения в молитве.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #62 : 18 Июль 2012, 00:18:38 »
Спасибо, Neovit. Полезные слова.
Мне неясно это:
"- Источается ли непрестанно из сердца некое удовольствие и влечет ли всецело ум? ..."
Удовольствие – духовное переживание, оно "точится" сердцем, но вовсе необязательно влечет ум. Сильное удовольствие бывает сродни сильнейшему упоению-опьянению,
но в каком случае это удовольствие "всецело влечет" за собой ум – неотвлеченно, к своему Источнику?

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #63 : 18 Июль 2012, 00:43:34 »
Молитва - есть нескончаемый и непрерывный поток от Бога к нам, именно от Него, а не наоборот, ибо Он и есть молитва. И этот поток с той или иной скоростью непрерывно расширяется по мере нашего очищения и перерождения. А далее на какой-то только Ему ведомой точке все поменяется и начнется совершенно новая жизнь осознавания соработничества с Богом непрерывное. Только это уже другая история....Как-то так, наверное....

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #64 : 18 Июль 2012, 04:28:05 »
Не может Господь оставить нас без попечения и держать в неведении, но сказать об истинности или ложности может через саму молитву во время уединения в молитве.
Может, и ещё как оставляет. Случаи внезапного и полного исчезновения молитвы [иногда на годы] у продвинутых молитвенников хорошо известны. Никто не застрахован. В новейшее время сталкивался с бывш. монахами, полностью потерявшими веру вплоть до активного атеизма.

Когда вмонтирована в башку идея о "попущении" Божьем, то вот так она и выходит - "боком". Если всё в воле Божьей, то почему бы Ему не испытать делателя ИМ, отняв её у него?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #65 : 18 Июль 2012, 11:03:05 »
Я знаю человека с самодвижной, она у него 30 лет. Думаю, его мнение можно считать обоснованным... Так вот, он утверждает, что Господь останавливает движение благодати в сердце только по грехам, а никогда не просто так, и покаяние - единственный путь вернуть молитву. А те монахи-атеисты видимо слишком гордые, чтобы каяться) ну как же - ведь попущение Божье, я же не виноват, она сама ушла, и тп.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #66 : 18 Июль 2012, 11:12:32 »
Можно получить повреждение что молится вообще не сможешь.

А самодвижная запускается только через покаяние.
Вот в процессе покаяния могут придти высокие состояния что бы поддержать в этом пути.
Но завершение процесса покаяния и есть Любовь.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #67 : 18 Июль 2012, 11:14:32 »
Михаил, вы теоретизируете о том чего не знаете. Тогда поменьше менторства, чтоли ))
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #68 : 18 Июль 2012, 11:47:28 »
Что такое менторство? Гордость? если она то есть такое. :)

Последнее время выходит гордость и похоть и наверное еще что то.
Раньше похоть выходила как и страх через сердце. С ощущением сладким и тягучим в сердце.
Сейчас через солнечное сплетение. Как и гордость.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #69 : 18 Июль 2012, 12:03:38 »
Михаил, учительский тон. "сказал как отрезал"
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #70 : 18 Июль 2012, 16:15:45 »
Не может Господь оставить нас без попечения и держать в неведении, но сказать об истинности или ложности может через саму молитву во время уединения в молитве.
Может, и ещё как оставляет. Случаи внезапного и полного исчезновения молитвы [иногда на годы] у продвинутых молитвенников хорошо известны. Никто не застрахован. В новейшее время сталкивался с бывш. монахами, полностью потерявшими веру вплоть до активного атеизма.

Когда вмонтирована в башку идея о "попущении" Божьем, то вот так она и выходит - "боком". Если всё в воле Божьей, то почему бы Ему не испытать делателя ИМ, отняв её у него?
Леонид, вы говорите о длительном периоде сухости, когда благодать удаляется на длительное время для испытания подвижника на зрелость и способность вести духовную брань без младенческой поддержки со стороны благодати. В этом проявляется особое попечение Господа. Тогда и молитву творить крайне тяжело, и она может остановиться, и не всякий выдерживает этот период. Но тогда у Господа и по иному проявляются наставления на путь истинный. Вы говорите, как я понял, о мужах зрелых в духовном мире и способных слышать волю Господа и принять откровения. Не может Господь оставить нас без попечения. . Верой в это преодолеваются период сухости, и оставления молитвы и выход в незнакомые состояния.

По теме поста о том, как проверить свой опыт на истинность, я хотел обратить внимание на то, что духовное не понимается рассуждениями ума с помощью сравнительного сопоставления себя до и после или анализа плодов типа мир, радость, покой, слезы. Ведение об истинности или ложности духовного опыта намного тоньше рассудка и дается Господом через духовные каналы, которыми могут быть молитва, откровения, духовные чувства.

Рассуждения тоже помогают, но не отвечают на поставленный вопрос. Они могут направить ум на получение ответа во время молитвы. А молитва может и по опыту могу сказать является источником достоверной информации о молящемся. Получается, что никто лучше самого молящегося не может дать ответ о молящемся. Для получения ответа нужна вера в попечение Господа и вверение себя Господу. Конечно, есть просветленные старцы, видящее на высоком духовном уровне душу другого человека, но их нет рядом.

И конечно совет опытного тоже может быть полезен, но не достоверен, потому что у другого подвижника другой опыт, который имеет как общее, так и различия.

Наверно, можно сказать, что достоверен такой критерий:
Если подвижник уверен, что его опыт истинен, то он на ложном пути, а если уверен, что его путь не истинен, то он на верном пути поиска истины. Первому не требуется помощь Господа, а второго Господь поведет за руку.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #71 : 18 Июль 2012, 16:26:31 »
Молитва - есть нескончаемый и непрерывный поток от Бога к нам, именно от Него, а не наоборот, ибо Он и есть молитва. И этот поток с той или иной скоростью непрерывно расширяется по мере нашего очищения и перерождения. А далее на какой-то только Ему ведомой точке все поменяется и начнется совершенно новая жизнь осознавания соработничества с Богом непрерывное. Только это уже другая история....Как-то так, наверное....
Прекрасно, когда есть ощущение, что молитва есть нескончаемый поток благодати и когда себя молящегося уже не чувствуешь. Но без нашего произволения и создания молящимся духовной среды распространения и восприятия благодати ее поток прекратится. Поэтому молитва это всегда есть взаимодействие двух личностей. С одной строны труд и произволение, а  с другой стороны - благодать. 

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #72 : 18 Июль 2012, 16:28:20 »
Neovit, что такое создание духовной среды?
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #73 : 18 Июль 2012, 16:45:07 »
Спасибо, Neovit. Полезные слова.
Мне неясно это:
"- Источается ли непрестанно из сердца некое удовольствие и влечет ли всецело ум? ..."
Удовольствие – духовное переживание, оно "точится" сердцем, но вовсе необязательно влечет ум. Сильное удовольствие бывает сродни сильнейшему упоению-опьянению,
но в каком случае это удовольствие "всецело влечет" за собой ум – неотвлеченно, к своему Источнику?
Слова прп. Исаака читаются на основе духовного опыта. Чтобы понять его отдельные фразы не достаточно прочитать все его слова и разобрать их смысл. Нужен мистический опыт. У вас он есть. Вникайте духом, не вникая в порядок слов, извлекая на память свой духовный опыт. Иначе вы начнете искать смысл в словах и их порядке, упуская общий дух наследия прп. Исаака.

И цитаты я привел не для того, чтобы ответить на вопрос темы, а только чтобы задать направление поиска ответа в рамках собственного духовного опыта.

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: Как проверить свой опыт на истинность?
« Ответ #74 : 18 Июль 2012, 16:50:26 »
Neovit,

Про труд и произволение тоже долго так считал, но потом что-то подсказало, что тут вмешивается Его предузнанность о нас - будем ли мы способны понять произволение и осуществить его в труд. Плюс тут как-то замешана наша свободная воля. Но не исключаю, что это так только для меня или моих ментальных тараканов, хотя последние, вроде бы, постепенно выводятся.

И про поток - он непрерывен и неиссякаем по факту, но не всегда и не постоянно мы так это чувствуем и переживаем. Но благодать молитвы все равно действует непрерывно, и, чаще всего, незаметно. Но иногда - ой как заметно, особенно, когда затрагивается что-то очень глубинное в нас. Одним словом, все по-разному.

И Исаака Сирина очень ценю, особенно, второй том, несмотря на все споры вокруг него.