Исихазм

Автор Тема: Место внимания  (Прочитано 43570 раз)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #120 : 29 Июль 2011, 20:45:51 »
Очень интересно описывает подвиг внимания митрополит Сурожский Антоний.
Где оговаривается что физическая сторона этого подвижничества вытекает из установления того простого факта, что всякое событие внутренней жизни отражается в соматическом плане, т.е. в теле. Тело, приметным или неприметным образом, участвует в каждом движении души, будь то чувство, отвлеченная мысль, желание или даже сверхчувственный опыт. Эта со-общность тела имеет двоякое значение: 1) оно принимает участие в усилиях человека обрести и сохранить внимание; 2) оно приспосабливается к предмету внимания – кинэстетические ощущения, деятельность гланд, напряжение двигательных мышц.
     Этот двойственный процесс происходит не случайно: различные части тела принимают участие, соответствующее свойствам того или другого предмета внимания; кроме того, тот же самый предмет приводит в действие различные центры сосредоточения внимания...и далее перечисляются центры:
 1) Головной центр
2) Гортанное место.
3) Грудной центр
4) Сердечное место
....и далее следует описание приемов сведения ума в сердце.

Пересказывать полезное не буду. Читайте сами.
К слову сказать, я первый раз у св. Отцов читаю о душевно-телесных центрах и краткое их описание.
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva2/antoniy_o_sozertsanii_i_podvige-all.shtml#3
« Последнее редактирование: 29 Июль 2011, 21:03:38 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #121 : 29 Июль 2011, 20:58:21 »
ГеоргийA, откуда Вы знаете, как надо организовывать работу форума, чтобы он не развалился, и начинаете совестить меня? С трудом берете на себя маленькую ответственность, чтобы разобраться в слове "технология", и с легкостью берете ответственность в управлении форумом. Примите к размышлению тот факт, что форум должен чиститься. Вы когда-нибудь видели неухоженную яблоню, чтобы она давала хороший урожай?

Какую технологию подразумеваю? Заранее согласен с приведенным Вами описанием. Применительно к практике молитве.

Анна-Мария

  • Гость
Re: Место внимания
« Ответ #122 : 29 Июль 2011, 22:52:20 »
Я бы посоветовала...Просто сидя в тишине наблюдать за своим умом. Этот своеобразный тренинг, не связанный с молитвой...  позволяет человеку быть хозяином  своего ума.

Методов борьбы с рассеянием мыслей, имхо, только два...
Второй, противоположный способ, когда на молитве одолевают помыслы, это вообще перестать молиться.

Иуния! Евгений! Из приведенных выше сообщений понятно, что это советы из вашего личного опыта. Мне хотелось бы узнать у вас, есть ли какое-то подтверждение этим вашим мыслям у Святых Отцов? Спасибо!

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #123 : 29 Июль 2011, 23:12:20 »
Точно помню, что подобное читала у А. Меня в его тонкой книженке "Практическое руководство к молитве", где он пишет "Бо'льшая часть нашего времени по необходимости проходит на людях, что должно уравновешиваться минутами внутренней тишины. Ими предваряются размышление и молитва.
Для начала пусть это будут всего 1—2 минуты, но надо стремиться, чтобы в это время все посторонние мысли, помехи, внешние и внутренние, были устранены. Место выбирается любое, где меньше поводов для рассеянности.
В эти минуты мы стараемся «прислушиваться» к своему телу, успокаиваем его, гасим поток посторонних мыслей, «внимаем тишине»."

"Внутреннее безмолвие, — говорит митрополит Антоний, — это отсутствие всякого внутреннего движения мыслей или эмоций, но это состояние полной бдительности, открытости к Богу»33. Минуты внутреннего покоя, о которых мы говорили выше (в гл. IV), могут служить как бы преддверием для подготовки души и духа к этому состоянию. После года систематически совершавшегося молитвословия и духовных размышлений можно раз в неделю попытаться выбрать место и время для того, чтобы настроить свой дух на полное внимание голосу Божию, звучащему в тишине. Здесь умолкают все просьбы, все слова и остается только благоговейное предстояние. Малейшая вибрация тела, души или духа может стать препятствием для этого безмолвия. Поэтому нужно непрестанно упражняться в умении властвовать своими мыслями и чувствами."

Не знаю убедит ли это Вас. По мне так в достаточной мере.
Еще у кого-то читала, но не помню...не помню у кого.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #124 : 30 Июль 2011, 00:56:00 »
У нас на форуме некоторые новички (к сожалению, и не только новички) плохо читают предыдущие темы. Уже неоднократно указывалось ранее, что т.н. покаяние, сокрушение, исправление своей греховной жизни, исповедь, причастие, осознавание своей греховности (Ваш список) - давно стали технологиями. <...> А разве это не технология? И вопрос для размышления: где предел технологии?

Меня тоже интересует этот вопрос. Во первых, мне видится в ряде постов вполне осознанное пользование покаяния, держания ума во аде, осознания своей греховности (или как называет р.б. Михаил – "негативности") как неких опробованных психотехник.  Осознанное овладение технологическим приемом. Возможно, это не так, и я ошибаюсь, тогда простите. Но очень похоже. И это интересно.
Преп. Серафим Саровский говорил (если верить Мотовилову):
Цитировать
- Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных... Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте.
Вот и здесь, имхо, происходит некая "духовная торговля", то есть сознательное наживание "капитала" с помощью проверенных приемов.

Что касается «предела технологии». Все "игры в технологии" действительны лишь до той поры, пока не проснулся. Полагаю, что когда подвижник находит своего внутреннего – истинного и неколебимого человека и таким образом "всей крепостью" понимает, насколько ложно само его восприятие себя в роли  "грешной личности", тогда вся эта "технология" плача о прегрешениях и представления себя во аде превращается в спектакль абсурда. Потому что становится уже отработавшей, и просто неискренней.
Поскольку к этому моменту вскрывается вся фальшь той самой личности, которая грешит и считает себя греховной, то начинается разотождествление настоящего, подлинного себя с прежней, ненастоящей личиной. Покаяние к этому моменту, имхо, должно стать качественно иным.
« Последнее редактирование: 30 Июль 2011, 01:54:09 от прозелит »

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #125 : 30 Июль 2011, 00:57:34 »
таковы опасности схождения в сердце с помощью методов концентрации, но зато и возможная награда (если пользоваться этими методами разумно) велика
Хотелось ещё напомнить что произносить молитву в груди, это не равно произносить молитву в сердце...
Никадим Карульский писал о преддверьи сердца...в груди если произносить слова молитвы...это значит произносить их в преддверьи сердца...стучать в дверь...а войдёт или не войдёт молитва из преддверья в сердце...это не человек решает...кстати...даже через забор всё равно Бог даёт...только...Даёт под натиском навязчивых и упрямых просьб...
Спасибо, mirnestranik, именно поэтому я и не дерзнул назвать свою молитву сердечной.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #126 : 30 Июль 2011, 01:06:43 »
По поводу "держаний ума во аде" и "я не спасусь", позволю себе привести слова Мейстера Экхарта, дающую понять, кто именно не спасется. И кому гореть в аду.

Цитировать
лишь то сердце чисто, которое все созданное превратило в "ничто". И ты должен наконец освободиться от "ничто".
Спорят о том, что так горит в аду? Все учителя говорят обыкновенно, что это своеволие. Но я утверждаю: в аду горит "ничто". Сравнение: возьми горящий уголь и положи его на мою руку. Если бы я сказал: уголь жжет мою руку, то я был бы несправедлив к нему.
Если я должен определить, что, собственно, меня жжет, то это делает "ничто". Ибо в угле есть нечто, чего нет в моей руке. Если бы рука обладала всем тем, чем обладает и что дает уголь, она была бы вполне огненной природы. И бросили бы тогда на мою руку весь огонь, который когда-либо горел, он не причинил бы мне боли. Поэтому я утверждаю, что Бог и все те, что пребывают в блаженном созерцании Его, имеют нечто, чего не имеют отлученные от Бога. И единственно это "ничто" мучит пребывающие в аду души больше, чем своеволие или какой-либо огонь. Я говорю правду: поскольку ты захвачен этим "ничто", постольку ты несовершенен. Поэтому, если вы хотите быть совершенны, вы должны освободиться от всякого "ничто".

Вот уж воистину – нечего отчаиваться, потому что в аду способна гореть лишь иллюзия, которую воплотили в реальность мы сами, придав ей незаконную власть. И только она одна, эта упорная зачарованность фальшивой  самостью отделяет нас от "Бога и всех тех, что пребывают в блаженном созерцании Его". Не освободимся от нее, не разотождествимся с ней к моменту смерти, не отлепимся от нее  – вот и будем с ней гореть, потому что этому "ничто" и суждено гореть в аду. Я так это понимаю.
« Последнее редактирование: 30 Июль 2011, 01:18:31 от прозелит »

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #127 : 30 Июль 2011, 01:08:20 »
Постепенно осваиваю предложенные методы по сохраннию внимания и заметил, что при молитве исходящей из области груди стало молиться значительно легче, но при этом появилось ощущение некоторой отстранённости, как бы я сам со стороны наблюдаю за собой. Не знаю, плохо это или хорошо. Но это ещё только самые первые ощущения, возможно, со временем что-то изменится.

прямо-таки репортаж с петлей на шее с молитвой в сердце :-)

вообще вход в сердце не естественным путем, а с помощью приемов подобен входу за царские врата без разрешения или, лучще сказать, на брачный пир без подобающего одеяния (предшествующего молитвенного делания) :-)

брачный пир -- это таинство будущего века, там заколоты для званых "тельцы упитанные", то есть Ветхий и Новый Заветы, и в этом воздухе будущего и молиться значительно легче, и отстраненность появляется, потому что на этом таинстве присутствуем не мы сами (в точном смысле этого слова) сейчас и в данное время, а наш "внутренний человек" в будущем

однако если он не позаботится хотя бы сейчас (если этого не сделал ранее) о подобающей одежде смирения и сокрушения и будет присутствовать на пире молча (то есть хотя бы без просительной молитвы к Царю), то будет извержен "во тьму внешнюю", в нашу прежнюю телесную (сердца и черва) тесноту и темноту, в которой "будет плач и скрежет зубовный" от сугубого обладания страстями и усиленного нападения (на эти части тела) болезней :-)

таковы опасности схождения в сердце с помощью методов концентрации, но зато и возможная награда (если пользоваться этими методами разумно) велика
Благодарю, Евгений, за предупреждение, приму к сведению.
А вот репортаж с петлёй на шее мобилизует все силы до предела ;-) .

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #128 : 30 Июль 2011, 01:47:09 »

однако если он не позаботится хотя бы сейчас (если этого не сделал ранее) о подобающей одежде смирения и сокрушения и будет присутствовать на пире молча (то есть хотя бы без просительной молитвы к Царю), то будет извержен "во тьму внешнюю", в нашу прежнюю телесную (сердца и черва) тесноту и темноту, в которой "будет плач и скрежет зубовный" от сугубого обладания страстями и усиленного нападения (на эти части тела) болезней :-)
Евгений, иметь одежду сердца "сокрушенну и смиренну" – это означает,по сути, предстоять в сердце, в бессамостном состоянии. И с молитвой. Так?

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #129 : 30 Июль 2011, 05:31:22 »
Монолог с крестом на спине Иисуса Христа -сильнее репортажа с петлёй на шее..
И что иудеи в Москве говорят сегодня,.. -Равина Лазаря поют..песни иудейские..поводите его на экскурсии в кждом храме распятие..С креста 7 раз обращался Иисус Христос к народу..

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #130 : 30 Июль 2011, 08:45:52 »
Греховность - это как пропуск в ад. 
Мне понравилась эта хорошая мысль :-)...
Причём смысл двойной...
1-греховность как таковая ввергает душу в ад.
2-ощущение греховности является пропуском в умный ад...такой нужный делателю...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

beibut

  • Гость
Re: Место внимания
« Ответ #131 : 30 Июль 2011, 08:59:39 »
вот что пишет архиеп. Антоний (Голынский-Михайловский)

В период прохождения умно-сердечной деятельной молитвы внимание ума должно быть сосредоточено там же, где и при молитве умной. То есть ум, внимая молитве, пусть пребывает в области гортани, там, где находится орган слова, где глотается пища. Это познано опытом, и об этом же говорит Паисий Величковский. Что касается соединения ума с сердцем, то, как уже пояснялось, сама благодать вводит в сердце молящийся ум. И бывает это в надлежащее время, не прежде того, как сердце очистится от страстей.

Учти же ты, делатель сей священной молитвы Иисусовой, вот что: со всем тщанием стой вниманием только там, где было указано, а если позволишь уму, внимая молитве, вращаться в иных местах твоего существа, то сотворишь себе скорбь великую, пользы же не получишь. Устанавливая ум, как указано, обеспечишь кратчайший путь для вхождения ума в сердце, чтобы всей душой в полноте приносить славословия в непрестанном молении, поклоняясь Господу "духом и истиною" (Ин. 4,24). Всячески избегни стоять вниманием в голове, во внутренности чрева, в почках, что весьма бедственно. Вниманием стой всегда, где указано.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #132 : 30 Июль 2011, 09:23:34 »
Что касается «предела технологии». Все "игры в технологии" действительны лишь до той поры, пока не проснулся. Полагаю, что когда подвижник находит своего внутреннего – истинного и неколебимого человека и таким образом "всей крепостью" понимает, насколько ложно само его восприятие себя в роли  "грешной личности", тогда вся эта "технология" плача о прегрешениях и представления себя во аде превращается в спектакль абсурда. Потому что становится уже отработавшей, и просто неискренней.
Поскольку к этому моменту вскрывается вся фальшь той самой личности, которая грешит и считает себя греховной, то начинается разотождествление настоящего, подлинного себя с прежней, ненастоящей личиной. Покаяние к этому моменту, имхо, должно стать качественно иным.
Классную ссылочку Июния кинула :-)...
Митр.Антоний:
Цитировать
И все же, классические приемы, по его мнению, могут послужить тем, сердце которых иссохло и закрылось от безжизненных самих по себе правил и уставов; тем, которые не знают ничего, за исключением этих внешних форм религии. Собирание внимания в сердце, вызывая телесно-душевные потрясения, может таковых ввести обратно в область естественных переживаний и, под опытным и зорким наблюдением наставника, привести наконец к бесстрастным чувствам духовной жизни.
Покаяние может быть телесным мне кажется...и тогда это игры, матрица, самообман, технология...
А если искреннее внутренее, то это ад...хотя...
Цитировать
105. Но та печаль, которая соделовает покаяние ко спасению несомненно верному, благопокорлива, приветлива, смиренна, кротка, приятна и терпелива; так как она, исходя из любви к Богу, хотя по желанию совершенства неутомимо простирается к телесному самоозлоблению и сокрушению духа, но в тоже время некако бывает обрадываема и оживляема надеждою преуспеяния, и потому удерживает всю приятность приветливости и благодушия, имея в себе все плоды Духа Святаго, которые исчисляет тот же Апостол: плод духовный есть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22).
Это уже не ад когда приятно...а тем не менее правильное покаяние...
а теперь тот же отрывок на цс
Цитировать
Тёмже ко всsкому благ0му дёланію ўсeрдна и послyшна ўстрояетъ человёка, ўдобопристyпна, смирeнна, кр0тка, неѕл0бива, ко всякому трудY благ0му и злострадaнію терпэлива, яко сиесть печaль по бозе сyщи, и от сегяо плоды от дуа святaго познавaютсz въ человёцэ, сирэчь, рaдость, любы2, ми1ръ, долготерпёніе, блaгость, вёра, воздержaніе: t сопроти1вныz же печaли плоды2 познавaемъ лукaвагw дyха, и5же сyть: ўнhніе, нетерпёніе, ћрость, нeнависть, прекосл0віе, tчazніе, къ моли1твэ лёность.
Искомого слова ПРИЯТНА...нет...мда...однако св.Феофан добавил...значит может быть приятна...наверное...
По моим наблюдениям приятна и соединена с радостью и любовью...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #133 : 30 Июль 2011, 09:33:35 »
Монолог с крестом на спине Иисуса Христа -сильнее репортажа с петлёй на шее..
Аминь :-)...
И ещё я бы сказал...рациональнее :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Место внимания
« Ответ #134 : 30 Июль 2011, 11:03:13 »
привет всем хочу поделиться наблюдением
вчера у меня на кармане было пару сотен и было неплохо.
теперь держу в руках три штуки и это эффективнее пары сотен.
(шутка ))) )



Кстати - beibut, критерии эффективности?
зачем подкалывать о серезных вещах говорим
чем эффективнее, помыслов меньше у меня такой критерий

Хочу просто предостереч от чрезмерной механистичности. Чтобы субьективность восприятия не перекрыла обьективное состояние дел.  :-)
И даже на серьезные вещи рекомендую смотреть с долей юмора. Помогает более трезвенному восприятию. И уменьшению прикрытой эйфоричности.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.