Нам заповеданы любовь к Богу, к ближнему, к самому себе. На самом деле это одна заповедь.
Любовь к себе подразумевает и любовь к ближнему, и любовь к Богу. Не может быть любви к себе, к своей душе без любви к Богу и ближнему. И не может быть любви к Богу, если человек себя ненавидит.
Я говорил о любви к той части себя, в какой Господь призывает отвергнуться себя и в том смысле, в каком апостол Любви говорит:
Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.Конечно, Господь создал человека, как храм Духа Святаго. И мы должны беречь этот храм и заботиться о нем, любить его.
Любовь едина и не разделяется на любовь к Богу и любовь к ближнему. Это не разделение, а разные ее проявления. Когда же мы проявляем Любовь по отношению к себе и делаем то, что полезно для нашего спасения, то Господь называет это проявлением любви к Богу или любви к ближнему. А когда же мы делаем не полезное для спасения, даже, если это приятно, то Господь называет это ненавистью к себе, разрушением своей души, уничтожением себя и называет это любовью к себе в отрицательном смысле.
Возможно не у всех есть время прослушать длинные беседы отца Иокима. Поэтому приведу фрагмент, который отвечает на вопрос Светланы.
Вопрос: Мы не должны любить себя, но в тоже время мы молимся «Господи, помилуй мя». Один духовный отец сказал: «Я не хочу себя забывать. К себе надо относиться с рассуждением духовным».
Ответ: Я думаю, что можно быть излишне смущенным сложностью семантики слов, их значений. Когда мы слышим, что Господь говорит «возлюби ближнего, как самого себя», это не означает, то Господь говорит люби себя. Это означает, что мы настолько одержимы любовью к самим себе, что мы должны эту энергию любви к самим себе развернуть в противоположном направлении, в сторону ближнего. Если вы делает то, что для вас добро, то в каком-то смысле это любовь к себе. Если же вы делаете нечто, что идет вам во вред, это не является любовью к себе даже, если это вам приятно. Если вы откроете Священное Писание, вы не найдете ни одного указания от Христа, которое бы говорило любить себя. Но все Священное Писание исполнено призыва любви к ближнему, любви, но нигде мы не находим «люби себя». Но в тоже самое время, мы делаем все то, к чему нас Господь призывает и мы заботимся о самих себе не в эгоистичном смысле, но из любви к заповеди Божьей. Относитесь к своему телу, как к храму Духа Святого. Ваше тело не для удовольствия а для служения другим. Поэтому когда вы заботитесь о своем теле, вы заботитесь не для себя, а ради того, чтобы отдать его на служение другим. Так что мы не должны просто взять свое тело, свое Я и выкинуть его. Но самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся это не наша телесность, не физическое тело, но наша искаженная воля, которая ориентирована на то, чтобы приносить удовольствия самим себе, а не удовольствие Богу в исполнении заповедей.
Вопрос. Может тогда больше молиться о ближних, а не о себе постоянно?
Ответ: Когда вы молитесь о других, вы молитесь о себе. Мы можем у Бога просить всего. Но я думаю, что в патристическом понимании молитва духовного человека такая: «Господи, дай мне мудрость и силу делать то, что ты хочешь, чтобы я делал, а не то, что я хочу делать». Когда мы просим спасения, мы знаем, что Бог хочет, чтобы все люди обратились к правде и спаслись. И следовательно, мы исполняем Божью волю, прося о том, чтобы Он нас спас. Это признание того, что я не могу спастись сам. По этой причине я оборачиваюсь к Богу и говорю ему: «Возьми мою жизнь и поставь ее туда, где она должна находиться».