Простите, если длинно, просто мы этот вопрос уже обсуждали, и я предложу пару постов, которые пояснят мою позицию на этот счёт...1." Да. Но ведь замыкание на помысле предполагает сопричастность замыкаемому и: если это ИМ - то ум очищается, просвещается и обоживается..."Если кто желает увидеть в сем состоянии ум свой, да блюдет себя от всех помышлений, и тогда ум его узрит себя сапфиру небесному подобным"(с)... ум, по мере очищения, в Свете видит и сам себя, и отражение Света в себе, как в зеркале, и, по мановению Божию, - Свет непосредственно, восхищаясь превыше самого себя... - всё это плоды "самозамыкания" на ИМ, в коей энергии ума соединяются с Энергиями Иисуса.
Теперь берём вариант, иллюстрирующий нашу падшесть, и проецируем предыдущие рассуждения в самозамыкание ума на песне(синдром заевшей пластинки) - это, ИМХО, в грубой форме, тоже самое. Только от этого ум не то чтобы не обогащается, но порабощается, соединяясь с энергиями падшего мира , уклоняясь "долу", в сторону зла, противоположную Богу. Здесь - либо просто суетность ума, которая является для делателя началом зол, либо - в конечном итоге, прелесть какая-нить, связанная, например, с видением света с жёлто-красным оттенком и пр...
Из чего, по-моему, очевидно вытекает идентичность в действиях ума, при различном состоянии-устроении человека. А так как бесстрастие в православии - не бесчувственность камня, а преображение естественных сил души, то и говорим, что от противоестественных действий ума(как следствия грехопадения) надобно двигаться в сторону его естественного действия, а через то - и к сверхъестественному, при этом не упраздняя, что имеем, но, давая всему правильное направление. И так постепенно восходить на вершину богопознания во всё теснейшем единении со Христом.
Читаю п. Каллиста Ангеликуда:
19. Венец всех желаний есть единение Бога с душою, превосходящее ум. Через божественное единение необходимо божественное подобие, через божественное подобие необходима деятельность ума, т. е. созерцание. Ибо таково именно Божество, отчего ему и присвоено имя Бог. [13] Но созерцание тотчас восходит к мысли о Боге. Ибо отовсюду и во всем созерцательному уму Бог влагает как бы некоторые лучи, и созерцательный ум имеет Бога прямо перед собою, Бог же есть премирное единое. А уму естественно становиться по деятельности таковым, каковое он видит, как и богословный язык божественного Григория доказывает, говоря, что ум видит и ощущает светлость Божию. [14] Ибо, что ум увидел, то он и ощутил, или даже стал таковым. Ибо ум, говорит Петр Дамаскин, принимает окраску соответственно тому, что он созерцает: [15] и как смотря на разделенное и различное, он бывает различен и разделяется, так, взойдя к созерцанию премирного и просто единого, он последовательно становится единым, как мною сказано прежде. Когда же он достигает единого, то он видит безначальное, бесконечное, безoбразное и простое, ибо таково единое. Вследствие этого, конечно, и сам он становится безначальным, бесконечным, безoбразным и простым по деятельности. В таком положении, при такой перемене, он восходит, насколько это возможно, к уподоблению чему-то божественному. И отсюда он поднимается к концу всех желаний, к божественному, превосходящему ум, и неизреченному единению, которое именно и является крайнею целью по Бозе. Потому-то уму и следует направлять все свои усилия, чтобы быть простерту горе и возноситься духом к созерцанию и взиранию на единое премирное.
[15] Окрашивание души в цвета логоса — уже у Оригена, Толкование на Евангелие от Иоанна 32, 22: РG 14, 805 А. Ср. та же мысль у Владимира Соловьева: “...качествовать не в себя, а в истину и затем уже из этого своего запечатленного истиною, в ее цвета окрашенного качества...” (Форма разумности и разум истины, окончание). "
2."
Ты всё верно говоришь. Просто такое ощущение, будто ты уму приписываешь только высокие энергии-действования, а здесь на грешной земле и при страстном расположении-устроении души, он типа не действует, ну или действует, но в другом режиме... Я же говорю, что принцип работы ума тот же и он неизменен. Не важно: подвижник ты йоги или православия, или, вообще, любитель лавочного разглагольствования и втыкания в телек...
И Имя Иисусово - это лишь мост, энергия, да, я с этим согласен. Символ содержит в себе энергии символизируемого, это своего рода икона. Просто есть и другие имена-иконы - падшего мира, (песни, кстати, мантры и пр). И душонка, принимая эти энергии падалицы, в падалицу и окрашивается, и склоняется "долу", о чём я и пишу... Об этом же говорят свв. Каллист и Пётр Дамаскин. Ориген и пр. - об окрашивании ума в цвет логоса, в цвет того объекта на котором зацикливается чел или через который он стремится к первообразу, к символизируемому...
Это всё действует, не только в "днесь" или "кадош" времяпрепровождении, но и в суетном, грешном, "профанном" мире... всё также работает.
А ум непременно замыкается на Имени Иисуса, например. Самодвижная молитва - это суть то и есть. Просто, зацикливаясь на Имени Его, он(ум) устремляется к Нему, соединяясь с его Энергиями, к нему обращаясь. Круговое действие ума. По мере его(ума и сердца) очищения, он начинает видеть в Свете самого себя и в Свете Свет. А, в последствии, - "Второе-то и есть лучшее и наиболее свойственное уму действование [энергия], через которое он превосходит иногда сам себя, соединяясь с Богом..."(св. Григорий (Палама) )
"...и к себе самому возвращается и действует на себя самого, самого себя созерцая, что Дионисий называет круговым движением ума"(Триады) И в кривом зеркале, грязном и пр. можно также созерцать самого себя, без сомнения "окрашиваясь и становясь таким", каковые объекты он созерцает.
А прямое движение ума - это не только видение помысла, но это и, например, видение монитора компьютера... Круговое же здесь будет, когда чел начнёт в сердце своём, ну или хоть в уме, долдонить "монитор, монитор..." Вот и прикинь, с чем или с кем соединяется ум в этой мантре, ведь всякое слово=икона=символ=энергия символизируемого, которая приобщает меня в той или иной мере к первообразу, каким бы он(этот первообраз) ни оказался... "
Умудри и спаси нас всех Господь.