Ум молящегося очищается быстрее, чем сердце. Ум очищается годами, а сердце – десятилетиями.
Отсюда возникают противоречия и ловушки для ума.
Сердце жаждет очищающей купели благодати и ждет от ума внимания и руководства.
Но предочистившийся ум боится попасть в ловушки и ищет для себя знаки предупреждения об опасности.
Он ищет их вне себя, блуждает по внешним признакам опасности –прегрешениям священства и монахов, ошибкам подвижников и прелести молящихся.
И это первая ловушка для ума – страх попасть в ловушку.
Ум доверяет себе и не верит опыту отцов, которые советуют не блуждать уму в грязной луже своих суждений, всех считать святыми, а себя хуже всех.
И это вторая ловушка для ума – доверие себе и тому, что видит ум своим неочищенным оком.
Предочищенный ум молящегося многое понимает и составляет себе представления, как молиться, что просить, как относиться к святыням, что полезно и что не важно. Из этих представлений вырастает вавилонская башня самомнения.
И это третья ловушка для ума – самомнение.
Предочищенный ум искренне ищет совета, но делает не то, что хочет, а что хочет неочищенное сердце.
И это четвертая ловушка – раздвоение ума и сердца.
Как избежать ловушек?
Есть такая мысль, что избежать ловушек для ума можно, если перестать изменять своему сердцу и бегать на сторону.
Если энергию блуждания ума направить в свое сердце и чистить его в купели благодатной молитвы. Уму надо трудиться на конюшне сердца своего,
довериться молитве и просить милостыню от Господа нашего Иисуса Христа.